Что в наушниках у россиян
Кого же, учитывая такой большой выбор, слушают россияне?
Стоит обратить внимание на тех артистов, которые еще несколько лет назад не были такими популярными. Песня «Поезда» группы «Комната Культуры» и Жени Трофимова стала главным треком года по версии «Яндекс Музыки».
Трек затрагивает темы утраты, тоски и жизненных перемен, что нашло отклик у широкой аудитории. Он действительно немного отличается по стилю от остальных лидеров. Песня создана в стиле, который близок к тому, чтобы стать ретро.
Но при этом секрет успеха песни не только в этом. Сама песня написана очень «заковыристо», что вызывает большое уважение.
—Например, в начале ставшего вирусным припева доля, которую мы можем отстукивать ногой, прослушивая до этого куплет, пропадает. Только потом восстанавливается. Первая пропавшая доля считается в музыке синкопой. В этой песне прям хитро это выполнено.
Этот момент «сбивки и ошибки» музыкантами культивируется. Там все слова разорваны оказываются, как будто мы их переносим с дефисом в тетрадки. И это, конечно, очень цепляет. Я бы сказала, что это можно называть хуком — приемом в музыке, который заставляет человека внимательно вслушаться в музыкальный материал и захотеть его повторить. Та самая цепляющая деталь, на которую молятся сонграйтеры, и которую в каждой песне ищут. Помимо этого слова в песне очень осмысленные. Виленская приводит в пример метафору поездов как чего-то связующего, разлуки и нового соединения. Людям важно, что в этой песне слова интеллектуальные, хотя во многих других треках в топах чартов они совсем не такие. «Мне эта песня попадалась, она мне нравится, она очень эмоциональная, напряженная. Мне кажется, совершенно не зря она стала популярна среди людей», — признается экспертка. 29-летний фронтмен «Комнаты культуры» Женя Трофимов — уроженец Барнаула, который до сих пор живет в родном городе. Он с детства занимался музыкой, окончил музыкальную школу по классу баяна, а позже увлекся гитарой и бардовской песней, вдохновляясь Высоцким. В 2006 году он стал участником «Фабрики звезд-6», а в 2017-м — «Новой Фабрики звезд», где выступал как солист группы «Север 17». Он также пытался участвовать в «Голосе», но его не взяли. В другое время Трофимов выступал сонграйтером для HammAli & Navai и Настасьи Самбурской. Большую часть стихов для действующего коллектива — «Комнаты культуры» — он написал в 17−18 лет. Идея создать группу пришла ему в сентябре 2022 года, а полноценно собраться всем вместе получилось еще спустя полгода. «Индустрия развернулась так, что сейчас в первую очередь спрашивают, есть ли у тебя свой материал. Поэтому нужно пробовать писать стихи, музыку, искать себя в чем-то. Может быть, найти для себя каких-то авторов, если у самого что-то не выходит — возможно, получится писать в команде», — рекомендует он. «Фрешменом года», по версии «Яндекс.Музыки», стала артистка Bearwolf (Валерия Василевская) благодаря вирусным трекам Godzilla и «Один в поле воин». Песни раскручивали через инстаграм, рилсы с ним набирали и продолжают набирать миллионы просмотров. Сама девушка родом из Владивостока, она долгое время работала фитнес-тренером, а полноценно начала выпускать музыку в прошлом году.
Виленская, послушав трек Godzilla, отмечает, что он действительно прилипчивый, но она не видит в нем какой-то особенной авангардной ценности.
«Здесь явно был какой-то хук, который всех цепанул.
Я думаю, что здесь это может быть история с игрой вокальных регистров. Она поет немного в нос, специально делает слова непонятными, а свой голос — высоким и немного игрушечным. Притом что голос в куплете пониже, вполне взрослый и привычный. Все это происходит на фоне достаточно лютых, кислотных, танцевальных ритмов. Они такие равномерные и простые, в них ничего особенного нет. Просто классная, цепляющая побрякушка, немного агрессивная в своей игрушечности. Может это показалось людям забавным?»
В номинации «Выбор редакции» у «Яндекс Музыки» победила инди-поп − артистка «Элли на маковом поле» (Виктория Трунова) и ее альбом «Сад твоего имени». Она начала свою музыкальную карьеру, выкладывая диктофонные записи в сообщество «ВКонтакте». Со временем ее аудитория выросла, в 2019 году Трунова выпустила дебютный альбом «Нечего ждать».
«“Элли на маковом поле” по-партизански выбралась в чарты. Ее музыка совершенно далека от Анны Асти, Bushido Zho или Моны. Это показательный пример. Можно быть такой артисткой и быть популярной», — отмечает Овчинников.
Он сравнивает творчество Виктории с музыкой Билли Айлиш с точки зрения смыслов. Эксперт говорит о скучной, искренней музыке, которая спускается на уровень слушателя с точки зрения близости к нему. Такая готовая работа не «перепродюсирована», не собрана из маленьких кусочков на студии, а наоборот — очень живая и сырая, «ниточка и живой нерв», которые хорошо работают с поклонниками. По мнению Овчинникова, так было в свое время и с бардовскими песнями, с творчеством Владимира Высоцкого.
При этом в итоговых рейтингах не оказалось Монеточки с ее успешным альбомом «Молитвы. Анекдоты. Тосты».
Овчинников отмечает, что в течение года альбом поднимался в чартах, что доказывает интерес аудитории даже к музыкантам, покинувшим Россию.
Однако популярность альбома могла угаснуть не из-за каких-либо внешних ограничений или цензуры, а из-за естественных причин: аудитория послушала, оценила, но затем переключилась на других артистов.
Хотя альбом Монеточки сбалансирован и не выглядит откровенно оппозиционным, что делает его более доступным для широкой аудитории, в нем много ярких идей, которые могут быть сложны для восприятия на фоне усталости от политической повестки, продолжающейся уже третий год. Удивительно, что среди самых прослушиваемых россиянами песен не оказалось трека «Шоколадка» Ксении Минаевой, который все лето звучал из каждой колонки.
«Патриотизм с человеческим лицом»
Сама «VK Музыка» также подчеркивает укоренившийся в этом году тренд на народность.
В частности, благодаря ему завирусились в соцсети треки «Дорога дальняя» и «Матушка». Овчинников отмечает, что долгое время российские артисты сторонились фолка, потому что к нему сложно подступиться. В этом случае было важно соблюсти тонкую грань, чтобы не свалиться в пошлость и не заняться излишней экзотизацией:
— В какой-то момент появилась критическая масса артистов, которые умеют с этим работать. С одной стороны, это были The Hatters c шутовской и скомороховой идиллией. С другой — коллективы вроде метал-группы Supruga. Такая музыка стала востребованной, ведь это корни, застольные песни, бэкграунд, который на подкорке всегда существовал.
По словам эксперта, это процесс вылился в хороший тренд в музыке на качественный патриотизм с человеческим лицом, который должен существовать в любой стране. Он подчеркивает, что народность — это не специально навязанный государством тренд. В то же время оно частичино спонсировало его, само того не понимая — через многочисленные песенные конкурсы с денежными призами, где победителей выбирали зачастую независимые музыкальные критики.
Если же в целом пытаться определить, что именно выбирают российские слушатели в 2024 году, то Овчинников делит эту музыку на три категории:
- «официоз, который играет на концертах в честь аннексии Крыма»;
- «эмигрантская музыка с понятной оптикой и позицией»;
- «очень разнообразное все остальное».
«Людям навязывают условного “Шамана”, или Z-поэты плачут, что их не пускают на телевидение, но они и в чартах не особо популярны, проигрывают той же “Элли на маковом поле”. Потому что людям важнее разборки с личными тревогами и трагедиями, чем какая-то большая идея, навязанная сверху», — подмечает эксперт.
Что принесет ближайшее время?
В целом музыкальные эксперты не готовы давать четкие музыкальные прогнозы. По словам Овчинникова, предсказания обычно не сбывается, ведь работает правило «что скажет критик — то музыкант сделает наоборот».
Единственное, в чем он уверен, что музыка будет продолжать быть глубоко личной. На это влияют и ограничения со стороны государства, и потребности аудитории и самих артистов. Все поют о своем личном.
«Macan — это Shaman без идеологии. Он поет про семью. Понятно, что это пропаганда традиционных ценностей, но не на уровне государства, а на уровне отдельно взятой семьи. Вот в каждый отдельный момент люди будут разбираться со своими личными проблемами при помощи музыки», — отмечает эксперт.
Что касается звучания, то тут Россия находится на перепутье. По словам Овчинникова, это не связано с запретом и отъездом каких-то артистов, это нормальный процесс:
— Когда происходит кардинальная смена поколений, сложно сказать, что будет дальше.
Я надеюсь, что появится наша Charli XCX, такой же большой новый поп-артист.
Таким артистом в 2018 году была Монеточка, потом Morgenshtern*. Вот пожелание, чтобы такой артист вновь появился. И его популярность многое бы показала по поводу востребованности военной повестки в обществе. * признана мнагентом