Тем, кто войдет, оставлю на столе
Стихи. Я был поэтом на Земле.
Но это было только порученье
И не имеет более значенья.
(В.Н. Соколов «Пришелец», 1990)
Советский поэт Владимир Соколов менее известен некоторых своих коллег шестидесятников. Недаром его называли тихим лириком, где «тихий» имеет контекст Тихого океана. Когда-то А.С. Пушкин написал о своём друге Е.А. Баратынском: «Он шёл один и независим…». Вот и Соколов несмотря на все свои связи, дружбы, отношения был один и независим. Существует немало публикаций, связанных с именем Соколова, есть даже библиографический указатель, составленный сотрудниками библиотеки в Лихославле, названной его именем. Однако это повествование в большей степени основано на интервью, которое я провёл незадолго до кончины младшей сестры поэта – прозаика Марины Николаевны Соколовой (1933–2023) в доме, в котором Владимир Соколов провёл своё детство – на Озёрной улице. Огромную роль в его жизни и творчестве играла Марина Николаевна. Почти все приятели литератора сообщали о том, что она не только оказывала поддержку, но была в определённом смысле «слугой гения» и его надёжным спутником.
Итак, Владимир Николаевич Соколов (1928–1997) – поэт, переводчик, член Союза писателей СССР, международного Пен-клуба, обладатель многих премий и званий как отечественных, так и зарубежных. В литературной среде по праву считается апологетом классического стиха и чистого русского языка. Всю жизнь занимался поэзией, обладал абсолютным поэтическим слухом, невероятно точным чувством слова. Литераторы-современники ценили его имя, он славился честностью в оценке творчества других, всегда поддерживал таланты.
Владимира Николаевича не редко называли «поэтом без биографии». Исследуя многочисленные, шаблонные, не всегда фактически верные статьи о Соколове, с этим сложно не согласиться. Но всё-таки биография у него есть, причём биография богатая как жизненными, так и творческими событиями. Кроме того, сами стихи, поэмы и эссе в некотором роде и есть его биография.
Родился В.Н. Соколов в маленьком городе центральной части России – Лихославле, узловом центре Октябрьской железной дороги, пути которого расходятся на Москву, Ленинград (Санкт-Петербург) и Торжок. Тема Лихославля проходит отголоском по всему творчеству поэта, ведь именно там начался его жизненный и творческий путь.
Его отец Николай Семёнович Соколов (1903–1964) был военным инженером,
мать Антонина Яковлевна Соколова (1904–1980) – архивист,
сестра Михаила Яковлевича Козырева (1892–1942), известного сатирика того времени.
То есть семья имела отношение к литературе до появления на свет нашего героя, следовательно, были в семье свои литературные традиции и предпочтения. Антонина Яковлевна была увлечена стихами А.А. Блока ещё до рождения сына. Их она перечитывала во время беременности, и смотрела на портрет автора, следуя старинному поверью – глядеть на того, на кого хотелось бы, чтобы походил ребёнок.
Владимир Соколов в раннем возрасте проявил литературные способности. В 8 лет маленький творец написал первые стихи. Ну а к окончанию школы при помощи своего товарища Давида Ланге им был издан ряд журналов – рукописных изданий под наименованиями «XX век» (вышел в 1944 г.) и «В самом начале» (1946 г.).
В конце 30-х годов отец Николай Семёнович был арестован, а вначале 40-х арестовали и его дядю Михаила Козырева, поэтому все тяготы по обеспечению семьи легли на плечи Антонины Яковлевны. Война застала неполную семью Соколовых в Лихославле. Архив, в котором работала Антонина Яковлевна, был эвакуирован в Саратов, куда и отправилась вся семья Соколовых. Затем был Шадринск с осени 1942 г., гнавший на фронт колонны с танками. На Урале Соколов, признанный дома как состоявшийся стихотворец, писал поэму о подвигах на фронте «Тришка – северный моряк», которая, к сожалению, не сохранилась. В феврале 1944 г. семья Соколовых возвращается в Москву, а осенью того же года Володя едет в Ленинград, только что освобождённый от блокады. В Ленинграде была попытка поступить в Нахимовское военно-морское училище. Вступительные экзамены юный абитуриент провалил специально – понял, что военное дело, занимаясь которым, нужно жить по расписанию, не для него. 17 лет ему исполнилось за 3 недели до дня победы. Тогда же, весной 1945-го, Владимир Соколов приехал в Лихославль, где написал первые стихи о родине «Вновь распахнулись просторы тверские». На печатной машинке М.Я. Козырева будущий поэт набирал собственные творения.
Началом литературного пути Владимира Соколова можно считать знакомство с поэтессой и переводчиком, редактором детского журнала «Мурзилка» Е.А. Благининой.
Она являлась руководителем литературного кружка, к которому и примкнул юный стихотворец. Елена Александровна сразу оценила талант Соколова, именно по её советам, а также литературоведа Л.И. Тимофеева, он был зачислен в Литературный институт имени А. М. Горького в 1947 г., где посещал семинар В.В. Казина.
Публикации стали появляться в 1948 г. в «Комсомольской правде» – 1 июля напечатано стихотворение «Памяти товарища». В 1952-м институт был окончен, а через десять лет Соколов уже вёл собственный семинар.
Успехи в творчестве и на студенческой скамье не могли остаться незамеченным, и литератор, педагог С.П. Щипачёв отметил юного стихотворца в статье «Заметки о поэзии 1953 года», после чего он же рекомендовал Владимира Соколова в Союз писателей СССР, куда тот и был принят.
Как отмечал сам поэт, скрупулезность в работе была для него всегда на первом месте, он сравнивал «Русский словарь» с Библией по степени значимости для литератора. Весьма увлеченный лекциями профессора А.А. Реформатского, он чуть было не ушёл в лингвисты.
В этом же 1953 г. вышла в свет первая книга Соколова. Сначала автор хотел назвать её «Крылья», но в печать она попала под названием «Утро в пути».
Критики заметили свежесть и прохладу этого сборника, стали говорить о приходе иного поколения поэтов, к числу которых относили Р.И. Рождественского, Е.А. Евтушенко, В.Д. Цыбина. Они, получив широкую популярность, неоднократно упоминали, что многому обучались именно у Владимира Соколова. Так, Евтушенко именовал его «первопроходчиком» новой темы. Тем не менее, у Владимира Николаевича не осталось посвящений для Евтушенко. Здесь следует сказать, что Соколов никогда не был политически модным поэтом, никогда не был крикуном. При жизни И.В. Сталина не пел ему од, в отличие от большинства современников-стихотворцев, но и когда вождя не стало, и потекли реки помоев в его адрес, Владимир Николаевич и здесь остался безучастен.
А вот родной ему уголок на Тверской земле постоянно вспоминал, до 1980-х годов он нередко навещал Лихославль:
С товарищами старыми встречаясь,
На целый месяц позабыв Москву,
Я вишни рву, я на траве валяюсь,
Я на Озёрной улице живу…
(«Вечер на Родине», 1951).
Кроме того, малая родина лейтмотивом звучит в следующих стихах: «На станции» (1950), «Окраина» (1953), «Звезда полей» (1963), «Лучшие годы я прожил» (1972), «Ещё гудели где-то паровозы» (1984).
И, конечно, нашли отражение в его творчестве мотивы, связанные с природой Верхневолжья. Например, он неоднократно воспевал Осташков, запечатлев набережный сад, с его «молочной зеленью», и пристань, благоухающую волной с дождём, и древнюю колокольню (стихотворение «Селигер», 1963), нарисовал Волгу «голубую до небес», лилиями и камышами.
Первой супругой Владимира Соколова стала болгарка Хенриэтта (1925–1961), дочь коммуниста-подпольщика Христева Попова.
Она родила стихотворцу двоих детей – дочку Снежану и сына Андрея, после чего занялась преподаванием болгарского языка в Литературном институте им. А.М. Горького. Но удачной их семейная жизнь не была, в 1961 г. жизнь Хенриэтты катастрофически оборвалась.
На руках у вдовца осталось двое маленьких детей. На помощь пришла семья – мама и сестра поэта забрали их на воспитание в Лихославль. Марина Соколова продолжала заботиться о своём старшем брате даже после его смерти. Она сделала всё возможное, чтобы увековечить его память на родине, в Лихославле. Так, его именем в 2002 г. была названа Центральная библиотека района,
около которой установили памятный камень,
а в 2016-м, благодаря стараниям всё той же Марины Николаевны, на его месте открыли памятник, проведено множество творческих вечеров.
До конца жизни с радостью встречала приезжающих друзей-писателей, школьников и всех желающих, как и автора этого текста. Все, кто был знаком с ней, прекрасно знали, что рассказчик она замечательный, особенно для детей, ведь из-под её пера вышли замечательные сказки.
У многих жителей Лихославля: соседей, врача из поликлиники и т.д. есть её книжки. При этом М.Н. Соколова, всю жизнь воспитывая детей и внуков брата, так и не заимела своих.
География творчества В.Н. Соколова выходит далеко за пределы Тверской области и даже России: Волга и Днепр, Сибирь и Казахстан, Грузия и Эстония, но особое место в его творчестве с 1955 г. захватила тема Болгарии. Можно сказать, что эту солнечную страну он ощущал своей второй родиной. Не случайно в книге «Сюжет» (1980) его стихотворение «Лихославль – это город полей…» непосредственно примыкало к стихам «Из софийской тетради». Он часто посещал Болгарию и жил там не по одному месяцу, немало переводил с болгарского.
Для Соколова было очень важно обнаружить – чем близка ему эта православная страна на Балканах, исторические корни единства России и Болгарии. В 1977 г. он стал кавалером престижной болгарской награды, присуждаемой в области просвещения, культуры и науки – ордена Кирилла и Мефодия.
Владимир Соколов удостоился множества отечественных и зарубежных наград. В 1983 г. получена Государственная премия СССР, а в 1989-м поэт становится лауреатом Международной премии имени Н. Вапцарова. Далее, в 1995 г. – Государственная премия России им. А.С. Пушкина (В.Н. Соколов был первым в России, удостоенным этой награды), а через год – Международная Лермонтовская премия. И это далеко не полный список.
Несмотря на сложность великого, многогранного, и по выражению В.Н. Соколова, «проклятого» XX-го века, творчество Владимира Николаевича связывают с традициями классической поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета и Н.А. Некрасова, С.А. Есенина и Н.А. Заболоцкого, но особенно А.А. Блока. Соколов широко использовал их опыт, и сегодня за ним так же, как и за вышеперечисленными великими творцами, упрочилось звание классика русской поэзии.
Владимир Соколов вёл свою писательскую деятельность на протяжении более чем сорока лет, в печать вышло около тридцати его книг.
Наиболее известные из них: «Утро в пути» (1953), «Трава под снегом» (1958), «На солнечной стороне» (1961), «Смена дней» (1965), «Снег в сентябре» (1968), «Вторая молодость» (1971), «Городские стихи» (1977), «Сюжет» (1980), «Долина» (1981), «Стихи Марианне» (1996), «Неповторимый венец: стихи и поэмы» (1999), «Белые ветки России» (2000).
Последние его годы прошли в Москве, в Лаврушинском переулке, в д. 17, в знаменитом Писательском доме.
Похоронен Владимир Николаевич Соколов на Кунцевском кладбище.
На сегодня две библиотеки носят имя Владимира Соколова: в Лихославле (с 2002 г.) и в Москве (с 2020 г.); в 2008 г., к 80-летию со дня рождения Соколова, на телеканале «Культура» состоялась премьера документального фильма «Я был поэтом на земле. Владимир Соколов»; с 2018 г. в Лихославле ежегодно проводится поэтический фестиваль «Соколовские чтения»; периодически можно встретить заметки в журналах и газетах к годовщинам из его жизни, а в литературных группах «ВКонтакте» появляются публикации постоянно;
в 2018 г. был снят и получил гран-при на кинофестивале «Земля Тверская» короткометражный художественный фильм «Пустота», в котором звучит стихотворение Владимира Николаевича «Я устал от двадцатого века» (1988).
Но закончить повествование я хотел бы другим его прекрасным произведением – «Тверца», в котором на мой взгляд наивысшим образом проявляется любовь к малой Родине:
Здесь нет ни радости, ни горя,
А что-то русское и древнее,
Где, как хождение за три моря, –
Поездка в ближнюю губернию.
Уж не такая это доблесть
Знать, канув в книжное варяжество,
Что я Калининскую область
Люблю, как князь Тверское княжество.
Бродить бы мне в скрипучих валенках
Снегами неисповедимыми,
Со стариками на завалинках
Дымить задумчивыми дымами.
Колоть морозное полено,
Гулять на озеро к ракитине,
Дышать и сочинять поэму
Об Афанасии Никитине.
Алексей Засыпкин
Опубликовано в "Тверском литературном альманахе", №2, 2024.