Найти в Дзене

Преподобный Максим Грек. Ради исповедания истины

Преподобный Максим Грек, подвижник 16 века. Русская Православная Церковь чтит его память 3 февраля. Житие преподобного во многом не вписывается в систему других житийных повестей того времени. В нем нет традиционных сказаний о поражающих своей запредельностью аскетических подвигах. Житие Максима Грека о другом. О непреклонной нравственной борьбе и сугубом подвиге терпения ради исповедания истины. Живи он в наши дни, у него были бы все шансы схлопотать статус иноагента. Ученый, искатель истины, доминиканец, православный богослов, афонский монах-аскет, духовный писатель, переводчик. Это все о нем. Преподобный Максим, в миру Михаил Триволис, родился в 1470 году в греческом городе Арте в Албании. Он был сыном богатого сановника и получил прекрасное образование. С юности Михаил объездил многие страны, изучал языки и науки, проникся проповедями доминиканского монаха, искал истину, незамутненную ложью потакания человеческим немощам и страстям, истину ради самой любви к ней. Ее он алкал и жажд

Преподобный Максим Грек, подвижник 16 века. Русская Православная Церковь чтит его память 3 февраля. Житие преподобного во многом не вписывается в систему других житийных повестей того времени. В нем нет традиционных сказаний о поражающих своей запредельностью аскетических подвигах. Житие Максима Грека о другом. О непреклонной нравственной борьбе и сугубом подвиге терпения ради исповедания истины. Живи он в наши дни, у него были бы все шансы схлопотать статус иноагента.

Ученый, искатель истины, доминиканец, православный богослов, афонский монах-аскет, духовный писатель, переводчик. Это все о нем. Преподобный Максим, в миру Михаил Триволис, родился в 1470 году в греческом городе Арте в Албании. Он был сыном богатого сановника и получил прекрасное образование. С юности Михаил объездил многие страны, изучал языки и науки, проникся проповедями доминиканского монаха, искал истину, незамутненную ложью потакания человеческим немощам и страстям, истину ради самой любви к ней. Ее он алкал и жаждал, и обрел, вернувшись в Православие. А обретя, не стал раздваиваться, но отдал Богу всего себя – отправился на Афон и принял в Ватопедском монастыре постриг с именем Максим.

Его тихая благочестивая и безмятежная монашеская жизнь длилась в обители Святой Горы десять лет. В эти годы инок Максим с увлечением изучал древние афонские рукописи, которые оставили после себя принявшие иночество греческие императоры Андроник Палеолог и Иоанн Кантакузен. Но по прошествии этих лет в его жизни произошли разительные перемены, навсегда оторвавшие преподобного от родных краев и безмолвного пустынножительства.

В 1515 году к Константинопольскому патриарху обратился великий князь Московский Василий Иоаннович с просьбой прислать ученого грека для перевода на славянский язык греческих церковных рукописей. Выбор пал на преподобного Максима – образованного, энергичного и еще относительно молодого монаха.

В Москве греческого подвижника приняли с честью, поселив в знаменитом Чудовом монастыре. Первым делом монах Максим перевел Толковую Псалтырь. Великий князь Московский Василий III и митрополит Московский Варлаам высоко оценили его работу и остались довольны. Греческий монах попросил благословения вернуться в свою обитель, просьбу отклонили – впереди много трудов. Преподобный Максим перевел несколько толкований: на книгу Деяний Апостолов, на Евангелия от Матфея и Иоанна, и на творения святителя Иоанна Златоуста. Горячий и бескомпромиссный нрав побуждал его писать и собственные сочинения, в которых он обличал магометан, латинян и язычников. Поначалу все шло гладко. Казалось, иноземный переводчик прочно занял нишу князева любимчика и теперь будет почивать на лаврах, но не всегда события складываются так, как прогнозируются...

Именно в Москве начался его крестный путь на личную Голгофу. Из 38 лет, прожитых в России, 27 преподобный Максим провел в заключении. Причина – любовь к Христовой Истине и резкое обличение людской неправды.

Опала началась не внезапно. Ее предпосылки накапливались незаметно, по капелькам собираясь в большую грозовую тучу над головой подвижника. Прежде всего, как писатель, Максим Грек не мог обойти спорные вопросы, которые тогда со всей остротой встали перед Русской Церковью. Речь шла о принципиально противоположном отношении к монастырскому имуществу. Имеют ли нравственное право обители, которые самим своим существованием обязаны отрекшимся от мира насельникам, владеть землями? Противоположные мнения на этот счет высказывали преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Это сегодня они оба в лике святых, а тогда, в средние века, в Церкви противоречия между их взглядами были очень существенными и глубокими.

Воспитанный на Афоне в строгом аскетическом духе преподобный Максим был убежденным последователем «нестяжателей». Монах-грек сопоставил славянский текст Номоканона с греческим оригиналом – в первоначальном варианте славянского Свода правил не оказалось упоминания о «монастырских селах». Оно появилось позже, на каком-то этапе славянской традиции. Мелочь? Для нас сегодняшних, наверное, да. Но нельзя забывать, что тогда это был один из вопросов, позволяющих сохранить неповрежденной саму суть христианского учения, которое в монашестве призвано достигать совершенства. Горячий в вере и по крови грек не мог молчать о таком важном вопросе. Однако, его взгляды не совпали с мнением нового митрополита Даниила.

Затем непокорному монаху поручили перевести на славянский язык церковную историю Феодорита, и снова он своей бескомпромиссностью привлекает к себе опалу. Преподобный Максим решительно отказывается браться за этот труд, объясняя свою позицию тем, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». В довершение ко всему святой позволил себе обличить неблаговидный поступок великого князя. Всего этого вместе взятого было достаточно, чтобы черная грозовая туча окончательно нависла над головой преподобного. Посыпались обвинения в сообщении с другими иностранцами, живущими в Москве, в подготовке заговора и даже в ереси. Аргументы и возражения к оправданию не принимались.

Признанного виновным будущего святого сослали в монастырскую темницу Иосифо-Волоколамского монастыря, отлучили от церковной службы и причащения, запретили иметь какие-либо контакты и писать книги. Шесть лет в сырой, тесной и смрадной келье, холод, голод, едкий дым, от которого иногда было почти невозможно дышать. В дополнение – непрерывное мрачное одиночество. Вот где пришлось преподобному понести настоящий подвиг. Не вольный, как в отшельничестве на Святой Афонской Горе, но тот, который сам он не выбирал, и, наверное, будь возможность выбора, не выбрал бы никогда.

-2

Это была самая настоящая психологическая пытка, которая для неподготовленного человека вполне могла бы закончиться лишением рассудка. Да и духовному человеку в этих условиях приходилось невероятно тяжело. Утешением могли служить только очень крепкая вера и молитва. Единственным пишущим орудием в темничной келье был уголек. Этим орудием преподобный старец написал на стене канон Святому Духу. Он и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...» В нем выражена искренняя скорбь и полнота сердечного упования на Единого Бога.

Через 6 лет наказание несколько ослабили – перевели преподобного в Тверской Отроч монастырь, где ему хотя бы была предоставлена возможность читать и писать. Церковное же прещение осталось в прежней силе. Одним из плодов терпения испытаний явилось его автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». В нем особенно точно выражен подвиг мысленной брани, которую пришлось преподобному подъять в заточении. «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа...»

-3

В темничной келье преподобному однажды даже было явление ангела, который утешил Максима, тогда уже человека в преклонных годах: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук».

Только в конце жизни святого перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь и сняли с него церковное запрещение. Здесь же преподобный почил.

Преставился преподобный Максим Грек 3 февраля по новому стилю, в день памяти своего Небесного покровителя – преподобного Максима Исповедника. Святой оставил после себя обширное литературное наследие, многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские, апологетические, духовно-нравственные. Но не этим он интересен для нас в первую очередь. У преподобного Максима Грека была чрезвычайная духовная близость со своим Небесным покровителем. Прямодушие, смелость, жажда Христовой истины и бескомпромиссное ее отстаивание, некая резкость в суждениях, но всегда искание правды и мужественное терпение – вот что отличало южного церковного публициста, понесшего всю тяготу подвига вдали от родины, в северной стране. Он делом исполнил заповедь Христа о самоотвержении и несении креста ради возможности идти за Ним. И несомненно может молитвенно укрепить тех, кто пока взирает на эту заповедь с некоей опаской.

-4

Мощи Максима Грека сегодня почивают в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. В Свято-Ильинском храме Краснодара есть частица его мощей. Святыня хранится в алтаре, но в дни его памяти ее выносят для поклонения. И тогда алчущие и жаждущие Христовой истины могут припасть к святому с молитвой о помощи в укреплении собственной веры, о даровании терпения и мужества безбоязненно шествовать за Спасителем.

автор текста Евгения Оганова