Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Все туфли императрицы Марии Федоровны без нотаций и рассуждений

Оговорюсь: мы посмотрим все туфли вдовы Александра III, оставшиеся в России, в Эрмитаже: 20 пар туфель с бантиками и без, плюс четыре пары кожаных сапожек (есть даже польские!) — есть на что полюбоваться. А еще я вам покажу каску полка императрицы, не смог пройти мимо — с этой каски угрожает недругам удивительно живой двуглавый орел. Давайте сделаем вид, что мы вошли в экспозиционный зал Эрмитажа, где есть только историческая обувь, поясняющие таблички от музея, а на стенах — пара справок об эпохе, в которой вращались эти туфельки и сапожки (и каска!). Я — смотритель этого зала: я буду сидеть в углу на стульчике и тяжело вздыхать. Мария Фёдоровна (Феодоровна), при рождении датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, 14.11.1847-13.10.1928 — российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II. «Туфли — пантуфли, легкая обувь, прикрывающая лишь боковыя части ступни и пальцы, часто безъ каблука», — дает определение энциклопедия тех лет. Дочь
Оглавление

Оговорюсь: мы посмотрим все туфли вдовы Александра III, оставшиеся в России, в Эрмитаже: 20 пар туфель с бантиками и без, плюс четыре пары кожаных сапожек (есть даже польские!) — есть на что полюбоваться.

А еще я вам покажу каску полка императрицы, не смог пройти мимо — с этой каски угрожает недругам удивительно живой двуглавый орел.

Каска кавалергарда Ея Величества Государыни императрицы Марии Федоровны полка. медь, кожа, бархат, шелк, эмаль, около 1855-1914 гг. Размеры: 37,2х26,7х19 см © Из фондов Эрмитажа
Каска кавалергарда Ея Величества Государыни императрицы Марии Федоровны полка. медь, кожа, бархат, шелк, эмаль, около 1855-1914 гг. Размеры: 37,2х26,7х19 см © Из фондов Эрмитажа

Давайте сделаем вид, что мы вошли в экспозиционный зал Эрмитажа, где есть только историческая обувь, поясняющие таблички от музея, а на стенах — пара справок об эпохе, в которой вращались эти туфельки и сапожки (и каска!).

Я — смотритель этого зала: я буду сидеть в углу на стульчике и тяжело вздыхать.

-2
Мария Фёдоровна (Феодоровна), при рождении датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, 14.11.1847-13.10.1928 — российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.

«Туфли — пантуфли, легкая обувь, прикрывающая лишь боковыя части ступни и пальцы, часто безъ каблука», — дает определение энциклопедия тех лет.

-3

Великая княгиня

Дочь Кристиана, принца Глюксбургского (впоследствии короля Дании Кристиана IX) вступила в брак с Великим князем, цесаревичем Александром Александровичем в Большой церкви Зимнего дворца 28 октября (9 ноября) 1866 года.

Обручение цесаревича Александра Александровича с цесаревной Марией Федоровной в Большой церкви Зимнего дворца, художник Михаил Зичи, 1867 г. © Из фондов Эрмитажа
Обручение цесаревича Александра Александровича с цесаревной Марией Федоровной в Большой церкви Зимнего дворца, художник Михаил Зичи, 1867 г. © Из фондов Эрмитажа

В бытность свою великой княгиней Мария Федоровна носила обувь из Франции. Например, вот такие туфельки.

© Из фондов Эрмитажа
© Из фондов Эрмитажа

Туфли великой княгини Марии Федоровны, Франция, 1870-е гг., атлас, кружево валансьен, шелковая нить, репс, вышивка. Длина: 19,0 см; высота: 10,0 см.

Молодая княгиня была всего 160 см ростом. Муж меж тем вымахал до 193 см. Когда супруги появлялись на публике вместе, Мария Федоровна пускала в ход каблуки.

© Из фондов Эрмитажа
© Из фондов Эрмитажа

Франция, 1870-е гг., репс, батист, кружево валансьен, репсовые и шелковые ленты, лакированная кожа, вышивка. Длина 20,0 см, высота 11,0 см

Производитель обуви еще не указан: само понятие «дом моды» с соответствующим брендированием продукции введет чуть позже первый в истории кутюрье с громкой фамилией — Чарльз Ворт (1825-1895), французский модельер английского происхождения, один из основателей самого понятия «высокая мода» (фр. Haute couture).

Веер складной, с изображением хоровода амуров. Россия, Санкт-Петербург, художник Михаил Зичи. Слоновая кость, шелк, резьба, роспись гуашью. Длина 32,0 см. Веер принадлежал императрице Марии Федоровне; вероятно был изготовлен ко дню ее свадьбы. © Из фондов Эрмитажа
Веер складной, с изображением хоровода амуров. Россия, Санкт-Петербург, художник Михаил Зичи. Слоновая кость, шелк, резьба, роспись гуашью. Длина 32,0 см. Веер принадлежал императрице Марии Федоровне; вероятно был изготовлен ко дню ее свадьбы. © Из фондов Эрмитажа

Императрица

Утром 15 мая 1883 года в Успенском соборе Кремля состоялась коронация новых правителей империи: Александра III и его супруги Марии Федоровны.

Порфира (мантия) императрицы Марии Федоровны. Россия, Москва (парча, горностаевая опушка), Санкт-Петербург (раскрой, шитье). Справа Мантия императора Александра III, Россия, Санкт-Петербург. Парча, мех горностая, шелк, бархат, нити шелковые, нити золотные, бить, канитель, блестки © Из фондов Музеев московского Кремля
Порфира (мантия) императрицы Марии Федоровны. Россия, Москва (парча, горностаевая опушка), Санкт-Петербург (раскрой, шитье). Справа Мантия императора Александра III, Россия, Санкт-Петербург. Парча, мех горностая, шелк, бархат, нити шелковые, нити золотные, бить, канитель, блестки © Из фондов Музеев московского Кремля

Молодая императрица покровительствовала искусству, возглавляла целый ряд благотворительных учреждений, принимала гостей и совершала визиты, а также танцевала на балах. В таких, например, туфельках

Туфли императрицы Марии Федоровны, Франция, Париж. Производство: фирма «Meier», 1880-е гг.. Атлас, шелк, лен, лайка, кожа, длина 21,0-21,5 см, высота 12,5-13-13,5 см.

Это три разные пары обуви, обратите внимание. Только у третьей пары каблук выше на 5 мм.

Придворный этикет и церемониал при третьем Александре стали проще. Император сократил штат министерства двора, уменьшил число слуг. Дорогие заграничные вина на балах были заменены крымскими и кавказскими. И в гардеробе его любящей жены и друга (так она подписывала свои письма к нему) появилась отечественная обувь.

В гардеробе императрицы было целых пять почти одинаковых пар производства фирмы «H. Inte»,Санкт- Петербург, 1880-е гг. Первая пара: парча, репс, кожа, лакированная кожа, вышивка. Длина 20,0 см, высота 12,0 см.

Во второй паре вместо парчи — атлас, а длина и высота больше на 5 мм. Третья аналогичная первой, но каблук ниже на 1 см и парча отливает золотом.

Четвертая во всем похожа на третью, кроме цвета (это ведь желтый, просто желтый? Мужчинам трудно уловить цвет дамской обуви, здесь масса нюансов). Пятая как третья, но лиловая (ведь так? от фр, lilas, цветок сирени). Это обувь ручной работы, размеры могут немного гулять туда-сюда.

Для активностей на свежем воздухе у Марии Федоровны были изящные сапожки российского пошива.

© Из фондов Эрмитажа
© Из фондов Эрмитажа

Шотландский шелк шанжан, шелк, кожа, сталь, 1880-е гг. Длина: 20,0 см; высота: 29,0 см.

А для визитов в Царство Польское были припасены сапожки, произведенные руками варшавских мастеров (и отличия от петербургской модели весьма заметны).

© Из фондов Эрмитажа
© Из фондов Эрмитажа

Сапожки императрицы Марии Федоровны, шерсть, кожа питона (!), сталь, шелк, металл, стекло. Производство: фирма «Gustave Moczarski», Царство Польское, Варшава, 1880-е гг. Длина 19,5 см высота 29,0 см.

А смотрителю этого зала больше всего нравятся домашние туфли императрицы. Интересно, она в них шлёпала, когда шла по комнатам Аничкова дворца, или шаркала?

© Из фондов Эрмитажа
© Из фондов Эрмитажа

Туфли домашние императрицы Марии Федоровны, Россия (?), 1880-е гг., кожа, атлас, сталь. Длина 21,0 см, высота 5,0 см.

Вдова

20 октября 1894 года Александр III умер, оставив Марию Федоровну молодой (47 лет всего) вдовой. Яркие цвета из гардероба императрицы исчезли.

© Из фондов Эрмитажа
© Из фондов Эрмитажа

Туфли вдовствующей императрицы Марии Федоровны, фирма «Henry Weiss», 1900-1910-е гг. Кожа, холст, шелк, репс, замша, медь, длина 23,5 см, высота 11,5 см.

Носы ее обуви стали длиннее, переливчатый шанжан сменился на матовый муар.

© Из фондов Эрмитажа
© Из фондов Эрмитажа

Россия, 1900-е гг., муар, лайка, кожа, длина 24,0 см, высота 11,0 см.

Впрочем, если было нужно (или просто если захотелось), вдовствующая императрица вполне помещалась в тот же размер обуви, что и за 40 лет до описываемых событий.

© Из фондов Эрмитажа
© Из фондов Эрмитажа

Россия, Москва, 1900-е гг.. Атлас, шелк, лен, кожа, длина 20,0 см, высота 12,0 см.

Ездить в Польшу уже не было нужды, слава богу. Потому сапожки теперь были только питерские, по тамошней погоде.

© Из фондов Эрмитажа
© Из фондов Эрмитажа

Сапожки вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Россия, Санкт-Петербург, фирма «Henry Weiss», 1907 г. Сафьян, шелк, лен, сталь, длина 23,0 см, высота 31,0 см.

© Из фондов Эрмитажа
© Из фондов Эрмитажа

Сафьян, атлас, ткань хлопчатобумажная, кожа, дерево, длина 23,0 см, высота 18,0 см.

И по должности, и по вере, и по гордой изящной осанке, Мария Федоровна Романова до конца своих дней оставалась достойной русской императрицей.

Платье послеобеденное вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Франция, Париж, модный дом «Nicaud», мастерская «Maubant & Dugdale», 1899-1900 гг. Тюль, атлас, шелк, кружево валансьен, некрученый шелк, вышивка. Общая длина 183,0 см © Из фондов Эрмитажа
Платье послеобеденное вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Франция, Париж, модный дом «Nicaud», мастерская «Maubant & Dugdale», 1899-1900 гг. Тюль, атлас, шелк, кружево валансьен, некрученый шелк, вышивка. Общая длина 183,0 см © Из фондов Эрмитажа

Еще о гардеробе и жизни Марии Федоровны