Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Пеньюар, капот нарядный и платье траурное: судьба императрицы в ее нарядах

«Костюмы, как зеркало, отразили ориентацию вкусов русского общества то на Германию, то на Францию или Англию. Один из самых блестящих в Европе, русский императорский двор сочетал в себе западноевропейские и восточные влияния и при этом всегда сохранял национальный колорит», — таким текстом встречала посетителей табличка у входа на выставку «Придворный костюм из собрания Эрмитажа». Посмотрим на это? «Русский двор — это срез жизни высших слоев общества, где наиболее ярко проявились характеры отдельных личностей, где постоянно происходила борьба нового со старым», — дополняла свой рассказ поясняющая табличка. Да, хорошо. Для чистоты картины мы обратим внимание на характер отдельной личности — одной из самых сильных и мудрых в династии Романовых. Возьмем, то есть, платья императрицы Марии Федоровны, побывавшие на той выставке в Государственном историческом музее весной 2021 года. И разложим мемориальные ценности по биографии этой хрупкой женщины из чужой страны, которая теперь лежит под
Оглавление

«Костюмы, как зеркало, отразили ориентацию вкусов русского общества то на Германию, то на Францию или Англию. Один из самых блестящих в Европе, русский императорский двор сочетал в себе западноевропейские и восточные влияния и при этом всегда сохранял национальный колорит», — таким текстом встречала посетителей табличка у входа на выставку «Придворный костюм из собрания Эрмитажа».

Посмотрим на это?

«Русский двор — это срез жизни высших слоев общества, где наиболее ярко проявились характеры отдельных личностей, где постоянно происходила борьба нового со старым», — дополняла свой рассказ поясняющая табличка.

Да, хорошо. Для чистоты картины мы обратим внимание на характер отдельной личности — одной из самых сильных и мудрых в династии Романовых. Возьмем, то есть, платья императрицы Марии Федоровны, побывавшие на той выставке в Государственном историческом музее весной 2021 года.

И разложим мемориальные ценности по биографии этой хрупкой женщины из чужой страны, которая теперь лежит под мраморной плитой на Заячьем острове в Санкт-Петербурге.

-2

Мария Фёдоровна (Феодоровна), при рождении датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, 14.11.1847-13.10.1928 — российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.

1860-е. Сваты, драма, пеньюар

Пеньюар великой княгини Марии Федоровны. Россия, 1867-1868 гг. Батист, кружево валансьен, шелковые ленты. Экспонат © Эрмитажа
Пеньюар великой княгини Марии Федоровны. Россия, 1867-1868 гг. Батист, кружево валансьен, шелковые ленты. Экспонат © Эрмитажа

«Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре... (Л. Н. Толстой. Война и мир, Т. 2, ч. 3, 1865 г.).

Вы прочли одно из первых упоминаний в русской литературе такого легкого и полезного дамского халатика в кружевах. На французском «причесываться» — peigne tes cheveux. Чтобы пудра, блестки и утренние слезы не пачкали одежду, когда обеспеченная дама приходит в себя в будуаре — и был придуман peignoir.

Такой была Мария София Фредерика Дагмар в 1866 году, когда отправилась в Россию. Коллаж сделан на основе фотографий из коллекции © Государственного исторического музея
Такой была Мария София Фредерика Дагмар в 1866 году, когда отправилась в Россию. Коллаж сделан на основе фотографий из коллекции © Государственного исторического музея

Пеньюар у 20-летней Марии был, да и взрослые слезы ей были знакомы.

В ГИМе много фотографий юной Дагмар, сделанных в Западной Европе — еще до приезда в Россию. Наверное, эти снимки невеста посылала жениху в письмах. Но только сейчас уже не понять — какому из своих женихов.

Принцесса Дагмара Датская (будущая императрица Мария Федоровна), Западная Европа, 1860-е гг. Тогда Дагмар чаще звали домашним именем Минни. Фото из фондов © Государственного исторического музея
Принцесса Дагмара Датская (будущая императрица Мария Федоровна), Западная Европа, 1860-е гг. Тогда Дагмар чаще звали домашним именем Минни. Фото из фондов © Государственного исторического музея

Первоначально Дагмар предназначалась хоть и такому же наследнику престола, но все же другому.

Дочь Кристиана, принца Глюксбургского (впоследствии короля Дании Кристиана IX) 8 сентября 1864 года была помолвлена с Его императорским высочеством Николаем Александровичем — тонким развитым красавцем 21 года от роду, первым сыном Александра II. Наследник тогда совершал большое образовательное путешествие по Европе. 46-летний Александр II тщательно и сильно заранее готовил себе смену.

Дагмар и Николай (по-домашнему Никс), Копенгаген, 1865 г.
Дагмар и Николай (по-домашнему Никс), Копенгаген, 1865 г.

После Дании и соединения двух сердец цесаревич и сопровождавшие его лица направились в сырую Венецию. Там Николай вдруг почувствовал нарастающее недомогание. Болела спина, одолевала слабость. Уже 8 октября русская делегация в срочном порядке переехала на лечение в Ниццу.

Доктора сначала предполагали простуду, потом думали о радикулите. В марте 1865-го выяснили: это туберкулезный менингит — вероятно, следствие давнего инцидента на скачках в Царском Селе. В 1860-м Никс упал с лошади на ипподроме и ушиб спину. Тогда на это не обратили внимания.

К началу апреля в Ниццу приехали 20-летний второй сын императора Александр и Дагмар с матерью. 10 апреля примчался Александр II. 12 апреля молодой великий князь скончался в мучениях.

«Александр III, император (1845-1894) с братом Николаем Александровичем (1843-1865), детьми». Джоэль Баллин, гравюра, 1860 г. © Государственный исторический музей, Москва
«Александр III, император (1845-1894) с братом Николаем Александровичем (1843-1865), детьми». Джоэль Баллин, гравюра, 1860 г. © Государственный исторический музей, Москва

Империя рыдала, и Дания вместе с нею. После похорон Никса ставший наследником Александр был произведен в генерал-майоры и спешно отправлен в образовательную поездку по Европе. Конечно, с визитом в Копенгаген.

Александр и Дагмар, 1866 г. © Из фондов ГИМ
Александр и Дагмар, 1866 г. © Из фондов ГИМ

По дороге он писал императору: «Я чувствую, что могу и даже очень полюбить милую Минни, тем более что она так нам дорога. Даст Бог, чтобы все устроилось, как я желаю. Решительно не знаю, что скажет на все это милая Минни; я не знаю ее чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе».

Портрет великого князя наследника цесаревича Александра Александровича с великой княгиней Марией Федоровной. © Экспонат Эрмитажа
Портрет великого князя наследника цесаревича Александра Александровича с великой княгиней Марией Федоровной. © Экспонат Эрмитажа

11 июня 1866 года в Петербург отправилось новое письмо: «Я уже собирался несколько раз говорить с нею, но все не решался, хотя и были несколько раз вдвоем. Когда мы рассматривали фотографический альбом, мои мысли были совсем не на картинках. Наконец я решился и даже не успел всего сказать, что хотел. Минни бросилась ко мне на шею и заплакала. Я, конечно, не мог также удержаться от слез. Потом пришла королева, король и братья, все обнимали нас и поздравляли. У всех были слезы на глазах».

13 октября 1866 года в Зимнем дворце состоялся обряд обручения молодых и наречения Дагмар Марией Федоровной. Браковенчание провели спустя приличные две недели, а 6 мая 1868 года Мария родила первого ребенка — мальчика.

Его императорское высочество великий князь в память о безвременно ушедшем Никсе стал Николаем — Ники, по-домашнему.

Портрет великой княгини Марии Федоровны с сыном — великим князем и наследником цесаревичем Николаем Александровичем. Россия, 1872 г. Справа — Николай в три года. © Из коллекции ГИМ
Портрет великой княгини Марии Федоровны с сыном — великим князем и наследником цесаревичем Николаем Александровичем. Россия, 1872 г. Справа — Николай в три года. © Из коллекции ГИМ

1870-е: дети, туфли, мундир

27 февраля 1834 года Николай I издал «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему Двору»: бархатное платье с разрезом спереди к низу от талии, который открывает юбку из белой материи, «какой кто пожелает». По «хвосту и борту» платья должно идти шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов».

Платье придворное парадное великой княгини Марии Федоровны, Россия, Санкт-Петербург,1870-1880 гг. Справа — великая княгиня Мария в 1875 г. © Из коллекции Эрмитажа и ГИМ
Платье придворное парадное великой княгини Марии Федоровны, Россия, Санкт-Петербург,1870-1880 гг. Справа — великая княгиня Мария в 1875 г. © Из коллекции Эрмитажа и ГИМ

Дамский мундир продержался при дворе вплоть до последних Романовых. Мария, войдя в семью на правах великой княгини, тоже надела придворные доспехи.

Тактико-технические характеристики этого платья таковы: материалы — неразрезной бархат, шелк, тюль, кружево, серебряная нить, бить; техника — вышивка, плетение. Длина лифа: 35 см; длина юбки: 140 см; длина шлейфа: 320 см.

Портрет великой княгини Марии Федоровны с сыном — великим князем и наследником цесаревичем Николаем Александровичем и младшим братом, принцем Вальдемаром. Россия, 1870 г. © Из коллекции Эрмитажа и ГИМ
Портрет великой княгини Марии Федоровны с сыном — великим князем и наследником цесаревичем Николаем Александровичем и младшим братом, принцем Вальдемаром. Россия, 1870 г. © Из коллекции Эрмитажа и ГИМ

Впрочем, княгиня Мария облачалась в форму не слишком часто — она была занята главным семейным делом любой цесаревны. Ровно через год после Ники, 26 мая 1869 года, родился маленький Александр Александрович. Спустя 11 месяцев он, к горю и ужасу родителей, умер от бактериального менингита.

Еще через два года родился Георгий (1871-1899). Потом Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882 — 1960).

Великий князь Александр Александрович и Мария Фёдоровна со старшими детьми: великими князьями Николаем и Георгием и великой княжной Ксенией, 1878 г. Из коллекции ГИМ
Великий князь Александр Александрович и Мария Фёдоровна со старшими детьми: великими князьями Николаем и Георгием и великой княжной Ксенией, 1878 г. Из коллекции ГИМ

Итого: шесть детей за 14 лет.

Светских и домашних платьев от того периода жизни Марии Федоровны не осталось, зато в Эрмитаже есть ее туфли и шляпки 1870-х.

Тот же Николай I в 1841 году подарил будущему Александру II на свадьбу Аничков дворец. В 1866 году дворец получил уже будущий Александр III, и тоже на свадьбу. Молодая семья с удовольствием жила на Невском проспекте, дом 39. И в общем, Мария проведет здесь все свои пять русских десятилетий.

Кабинет великой княгини Марии Федоровны в Аничковом дворце, 1870-е гг, © Из коллекции Эрмитажа
Кабинет великой княгини Марии Федоровны в Аничковом дворце, 1870-е гг, © Из коллекции Эрмитажа

1880-е: коронация, визиты, грация

1 (13) марта 1881 года около 14:25 на набережной Екатерининского канала Игнатий Гриневицкий бросил бомбу в ноги Александру II. Император погиб, что, как пишут справочники, повергло дворянство и народы России «в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства».

1882 г. Хромолитография И. Д. Сытина, Москва © Из коллекции ГИМ
1882 г. Хромолитография И. Д. Сытина, Москва © Из коллекции ГИМ

Но уже 2 марта Александр III возложил власть на свои широкие плечи — и на хрупкие косточки своей верной супруги. Коронация и миропомазание новых правителей были совершены в Успенском соборе Кремля утром 15 мая 1883 года.

В детстве великий князь Александр Александрович был прекрасным рисовальщиком, любил стихи и вполне прилично играл на валторне. Но учеником он был скверным. Второго сына императора готовили к военной карьере; в данном случае воспитатели не слишком настаивали на зубрежке отвлеченных наук.

На выставке «Александр III Миротворец» в ГИМе весной 2021 года можно было увидеть экзаменационный листок 17-летнего Саши: английский язык — «2-», русская словесность — «2 ½». Лишь только естественная история прошла на «четвёрку».

Зато «природный ум и политическая интуиция жены очень помогали Александру III лучше ориентироваться в отношениях с окружавшими его людьми, — говорится в материалах Российского исторического общества. — Обаятельная, красивая и жизнелюбивая Мария пользовалась значительным влиянием и симпатией в придворных кругах и столичном обществе».

А еще этим двоим, судя по всему, было просто хорошо вместе. В письмах Мария Федоровна называла мужа «мой ангел Саша» и «радость дней моих», а подписывалась — «твоя жена и друг».

Слева — платье визитное вечернее императрицы Марии Фёдоровны. Париж, модный дом Charles Worth, 1892-1893 гг. За ним платье визитное со сменными лифами. Париж, модный дом Morin-Blossier, 1893 год. Муар, кружево, шифон, шелк. Фото автора
Слева — платье визитное вечернее императрицы Марии Фёдоровны. Париж, модный дом Charles Worth, 1892-1893 гг. За ним платье визитное со сменными лифами. Париж, модный дом Morin-Blossier, 1893 год. Муар, кружево, шифон, шелк. Фото автора

Александр первым из русских государей с допетровских времен носил бороду. Он любил русскую кухню и литературу, давал пенсии писателям, внимательно читал столичные газеты; в целом старался поощрять и стимулировать русскую мысль. Но при этом прослыл аскетом, едва ли не бытовым скрягой.

Справочник пишет: он «был неприхотлив в быту и обходился минимально возможным количеством одежды.... исследования свидетельствует о скромном состоянии гардероба императора на момент кончины». В основном, это были поношеные мундиры.

Платье визитное императрицы Марии Фёдоровны, Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой, 1888 год. Крепдешин, атлас, кружево шантильи, шифон.
Платье визитное императрицы Марии Фёдоровны, Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой, 1888 год. Крепдешин, атлас, кружево шантильи, шифон.

Зато императрица стала законодательницей мод и рулевой высокого стиля, уравновесив дух казармы и в доме, и в империи. Ее любимым кутюрье был легендарный Чарльз Фредерик Ворт — французский модельер английского происхождения, один из основателей самого понятия «высокая мода» (фр. Haute couture).

Заказы делали по переписке: в парижской мастерской Ворта стоял манекен с точными мерками фигуры императрицы.

Мария Федоровна и после 40 лет сохраняла идеальную фигуру; ее талия в обхвате в конце 1880-х — 65 см. Супруга посла США Алмира Лотроп писала в 1886 году: «Она выглядела так молодо, что трудно было представить, что она мать пятерых детей; она совершенно очаровательна».

Александр Александрович, Мария Федоровна, Ксения, Ольга, Николай, Михаил, Георгий, 1888 г.
Александр Александрович, Мария Федоровна, Ксения, Ольга, Николай, Михаил, Георгий, 1888 г.

До 1894 года: уют и веселье, танцы и тюль

Александр III был богатырь: 193 см роста, исполнитель партий на баритон-геликоне в придворном оркестре. Многие монаршие особы Европы получили от него в подарок монеты своих стран, согнутые его пальцами при дружественном визите. 

17 (29) октября 1888 года царский поезд, идущий с юга, потерпел крушение у станции Борки, в 50 км. После схода с рельс обвалилась крыша вагона. Александр, как говорили, удерживал ее на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь.

Печатка Александра Александровича III, афганский лазурит, 1,5×3 см, 1881 г. © Музеи Московского Кремля
Печатка Александра Александровича III, афганский лазурит, 1,5×3 см, 1881 г. © Музеи Московского Кремля

Любовь супруги к танцам император тихо терпел, но не до утра все же. Вот характерные записи в дневнике государственного секретаря Александра Половцева (даты разные, тема непреходящая): «Вечер у вел. кн. Михаила Николаевича, танцуют 16 пар, в том числе императрица.... Государь, несмотря на антипатию к такого рода сборищам, весьма любезен и весел...

... В 3½ час., когда, несмотря на настояние государя, императрица продолжает танцевать, то государь посылает одного из танцоров с приказанием музыкантам кончить; музыканты уходят один за другим так, что под конец играет лишь одна скрипка и барабан...».

Бальные платья Марии, 1880-1890-е гг.© Из коллекции Эрмитажа
Бальные платья Марии, 1880-1890-е гг.© Из коллекции Эрмитажа

Обаятельной, красивой и жизнелюбивой Марии Федоровне хватало скрипки и барабана, чтобы продолжать двигаться. «Государь уезжает вскоре после ужина, но императрица продолжает танцы до 4½ час...»

Но после ночи в танце наступает, слава Богу, полный покой. И тишина. Вот «капот нарядный» (так в описании), шелковое одеяние 45-летней императрицы для утреннего чая с самыми близкими.

Капот («чайное платье») нарядный императрицы Марии Фёдоровны (справа в витрине). Париж, модный дом «Maison Laferrière», 1892-1893 гг. Шелк, тюлевое кружево, атлас. © Из коллекции Эрмитажа
Капот («чайное платье») нарядный императрицы Марии Фёдоровны (справа в витрине). Париж, модный дом «Maison Laferrière», 1892-1893 гг. Шелк, тюлевое кружево, атлас. © Из коллекции Эрмитажа

Фасон «ампир», завышенная линия талии, кремовый шелк с прошивками из тюлевого кружева, имитирующего кружево алансонское, французское.

Продукцию парижского модного дома Мадлен Лаферье в те годы любили и Мария Федоровна, и королева Норвегии Мод Уэльская по прозвищу Гарри, и королева Британии Александра Датская, комментируют эксперты ГИМа. У близких родственниц бывает схожий вкус.

Император Александр III, императрица Мария Фёдоровна, королева Александра Уэльская, великая княгиня Ксения Александровна, Мод Уэльская, 1880-е гг., Великобритания (?). Из коллекции ГИМ
Император Александр III, императрица Мария Фёдоровна, королева Александра Уэльская, великая княгиня Ксения Александровна, Мод Уэльская, 1880-е гг., Великобритания (?). Из коллекции ГИМ

После 1894 года: на похоронах и свадьбах

Вскоре после памятного происшествия на железной дороге 1888 года император стал жаловаться на боли в пояснице. Профессора пришли к выводу: «страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек». 20 октября 1894 года Александр Александрович угас в Ливадии; безутешная Мария Федоровна в его последние минуты была рядом.

© Из коллекции Эрмитажа
© Из коллекции Эрмитажа

Через полтора часа растерянный Ники принес положенные клятвы в Ливадийской Крестовоздвиженской церкви и занял трон. 21 октября прибывшая в Крым за 10 дней до этого 22-летняя принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская в том же храме стала православной Александрой Федоровной, законной невестой Николая Александровича. Обращение лютеранки совместили с панихидой по покойному императору.

Времена стояли тревожные, и вдовствующая императрица Мария Федоровна не желала (опасалась?) оставлять престол пустым надолго. 7 ноября прошло погребение Александра III в Петропавловском соборе. А 14 ноября — день рождения Марии, в который каноны даже вдове позволяют некоторое отступление от траура. 14.11.1894 г. в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II.

Вдова на церемонии держалась как камень и была одного цвета со своим компромиссным костюмом.

Платье придворное парадное траурное вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой, 1894 год. Шелковый креп, атлас, кружево, шелковые ленты. © Из коллекции Эрмитажа
Платье придворное парадное траурное вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой, 1894 год. Шелковый креп, атлас, кружево, шелковые ленты. © Из коллекции Эрмитажа

XX-XXI вв.: траур и война, изгнание — и возвращение

И жизнь, запнувшись на мгновение, потекла дальше.

Платье вечернее вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Париж, мастерская «Maro-Walter», около 1900 г. © Из коллекции Эрмитажа
Платье вечернее вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Париж, мастерская «Maro-Walter», около 1900 г. © Из коллекции Эрмитажа

Черное тюлевое кружево, репс, шифон, блестки, бисер, искусственный жемчуг, ручная и машинная работа, вышивка. Все довольно скромно и прилично для дамы, которая уже шесть лет как похоронила мужа. «В подобном платье вдовствующая императрица могла посещать званые вечера и театральные представления», — комментирует пресс-служба Государственного исторического музея.

«Императрица Мария Федоровна обычно приезжала в театр в черном вечернем платье с большим круглым бриллиантом в волосах», — дополняет своими мемуарами великий князь Гавриил Константинович.

Письмо бабушке, вдовствующей императрице Марии Федоровне, от цесаревича Алексея, 1911 г. © Из фондов ГИМ и Государственного архива РФ
Письмо бабушке, вдовствующей императрице Марии Федоровне, от цесаревича Алексея, 1911 г. © Из фондов ГИМ и Государственного архива РФ

63-летняя императрица-мать олицетворяла собой стабильность и преемственность. Князь Феликс Юсупов, за которого она выдала внучку Ирину, писал: «несмотря на маленький рост, в манерах Марии Федоровны было столько величия, что там, куда она входила, не было видно никого, кроме нее».

Да, вдова была высотой 160 см от пола. Но тот же Феликс замечал: «по своему уму и политическому чутью Мария Федоровна играла заметную роль в делах империи».

Кроме того, она попечительствовала Женскому патриотическому обществу, Российскому обществу Красного Креста и Обществу спасения на водах, курировала учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни.

Фигурка поросенка, Россия, Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, начало XX кварц белорецкий, алмазы-розы, 2,8х4,8 см. © Из коллекции Эрмитажа
Фигурка поросенка, Россия, Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, начало XX кварц белорецкий, алмазы-розы, 2,8х4,8 см. © Из коллекции Эрмитажа

И коллекционировала симпатичные фигурки животных производства фирмы Карла Фаберже. Следует ли отказывать себе в небольших, но красивых безделушках, когда ты так много работаешь и вообще — натерпелась? Нет, не следует.

Фигурка лежащего поросенка, Россия, Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, начало XX в., кварц белорецкий, горный хрусталь, 6,6×1,5 см. © Из коллекции Эрмитажа
Фигурка лежащего поросенка, Россия, Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, начало XX в., кварц белорецкий, горный хрусталь, 6,6×1,5 см. © Из коллекции Эрмитажа

Началась война. Историки пишут: в августе 1915 г. Мария умоляла Николая II не принимать на себя верховное главнокомандование. Не умолила, да и повзрослевший Ники теперь все больше слушал свою Аликс. В 1916 г. вдовствующая императрица перебралась из Петрограда в Киев, поближе к южным морям. Занималась организацией госпиталей, санитарных поездов и санаториев.

После февральского отречения Николая 69-летняя вдова взяла младшую дочь Ольгу и уехала в Крым. В апреле 1919 года на борту линкора «Мальборо» эвакуировалась к родственникам в Британию. В 1920 году поселилась в Дании на вилле Видёре, которую прозорливо приобрела сразу после первой русской революции в 1907 году. Не реагировали на попытки русской эмиграции вовлечь ее в антисоветскую деятельность.

Ее опорой в те годы был камер-казак Тимофей Ксенофонтович Ящик (1878-1946) из кубанской станицы Новоминской, верный присяге до конца.

Мария Федоровна в Копенгагене, 1924 год. Вдова был легка на подъем, но Тимофей Ящик всегда был рядом
Мария Федоровна в Копенгагене, 1924 год. Вдова был легка на подъем, но Тимофей Ящик всегда был рядом

Стоит ли впадать в прострацию и отчаяние, если что-то в твоей жизни поломалось? Это можно сделать, да — тысячи так поступают. Но жизнь от этого лучше не станет. Если долго заламывать руки — они отломаются, вот и все.

А Мария Федоровна была нормальной здравомыслящей женщиной и не тратила жизнь на театральные позы. Она ошибалась, падала, ушибалась, плакала (я уверен — да). А потом поднималась и шла дальше, собирая с белого света то, что могла в этот конкретный момент. Смотрела по сторонам и думала на шаг вперед, при этом замечала красивое и глаз ее отдыхал.

-33

Мария София Фредерика Дагмар, императрица всероссийская Мария Феодоровна Романова, отошла в мир иной в 1928 году в возрасте 80 лет, поставив тем самым непревзойденный рекорд и для той династии, и для этой части света.

-34

28 сентября 2006 года гроб с останками Дагмар, торжественно прибыв морем в Санкт-Петербург, был захоронен в соборе святых Петра и Павла Петропавловской крепости рядом с могилой Александра III.

-35

В честь возвращения императрицы пушки тогда дали 31 залп — так же, как и за 140 лет до этого, когда юная датская принцесса появилась в великом городе на Неве впервые.

Платья Марии в коллекции Эрмитажа

Спасибо вам - тем, кто вытерпел мои рассуждения и дочитал до этого места. А теперь давате посмотрим на красивое и глаза наши отдохнут.

#жизнь_по_субботам