«Костюмы, как зеркало, отразили ориентацию вкусов русского общества то на Германию, то на Францию или Англию. Один из самых блестящих в Европе, русский императорский двор сочетал в себе западноевропейские и восточные влияния и при этом всегда сохранял национальный колорит», — таким текстом встречала посетителей табличка у входа на выставку «Придворный костюм из собрания Эрмитажа».
Посмотрим на это?
«Русский двор — это срез жизни высших слоев общества, где наиболее ярко проявились характеры отдельных личностей, где постоянно происходила борьба нового со старым», — дополняла свой рассказ поясняющая табличка.
Да, хорошо. Для чистоты картины мы обратим внимание на характер отдельной личности — одной из самых сильных и мудрых в династии Романовых. Возьмем, то есть, платья императрицы Марии Федоровны, побывавшие на той выставке в Государственном историческом музее весной 2021 года.
И разложим мемориальные ценности по биографии этой хрупкой женщины из чужой страны, которая теперь лежит под мраморной плитой на Заячьем острове в Санкт-Петербурге.
Мария Фёдоровна (Феодоровна), при рождении датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, 14.11.1847-13.10.1928 — российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.
1860-е. Сваты, драма, пеньюар
«Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре... (Л. Н. Толстой. Война и мир, Т. 2, ч. 3, 1865 г.).
Вы прочли одно из первых упоминаний в русской литературе такого легкого и полезного дамского халатика в кружевах. На французском «причесываться» — peigne tes cheveux. Чтобы пудра, блестки и утренние слезы не пачкали одежду, когда обеспеченная дама приходит в себя в будуаре — и был придуман peignoir.
Пеньюар у 20-летней Марии был, да и взрослые слезы ей были знакомы.
В ГИМе много фотографий юной Дагмар, сделанных в Западной Европе — еще до приезда в Россию. Наверное, эти снимки невеста посылала жениху в письмах. Но только сейчас уже не понять — какому из своих женихов.
Первоначально Дагмар предназначалась хоть и такому же наследнику престола, но все же другому.
Дочь Кристиана, принца Глюксбургского (впоследствии короля Дании Кристиана IX) 8 сентября 1864 года была помолвлена с Его императорским высочеством Николаем Александровичем — тонким развитым красавцем 21 года от роду, первым сыном Александра II. Наследник тогда совершал большое образовательное путешествие по Европе. 46-летний Александр II тщательно и сильно заранее готовил себе смену.
После Дании и соединения двух сердец цесаревич и сопровождавшие его лица направились в сырую Венецию. Там Николай вдруг почувствовал нарастающее недомогание. Болела спина, одолевала слабость. Уже 8 октября русская делегация в срочном порядке переехала на лечение в Ниццу.
Доктора сначала предполагали простуду, потом думали о радикулите. В марте 1865-го выяснили: это туберкулезный менингит — вероятно, следствие давнего инцидента на скачках в Царском Селе. В 1860-м Никс упал с лошади на ипподроме и ушиб спину. Тогда на это не обратили внимания.
К началу апреля в Ниццу приехали 20-летний второй сын императора Александр и Дагмар с матерью. 10 апреля примчался Александр II. 12 апреля молодой великий князь скончался в мучениях.
Империя рыдала, и Дания вместе с нею. После похорон Никса ставший наследником Александр был произведен в генерал-майоры и спешно отправлен в образовательную поездку по Европе. Конечно, с визитом в Копенгаген.
По дороге он писал императору: «Я чувствую, что могу и даже очень полюбить милую Минни, тем более что она так нам дорога. Даст Бог, чтобы все устроилось, как я желаю. Решительно не знаю, что скажет на все это милая Минни; я не знаю ее чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе».
11 июня 1866 года в Петербург отправилось новое письмо: «Я уже собирался несколько раз говорить с нею, но все не решался, хотя и были несколько раз вдвоем. Когда мы рассматривали фотографический альбом, мои мысли были совсем не на картинках. Наконец я решился и даже не успел всего сказать, что хотел. Минни бросилась ко мне на шею и заплакала. Я, конечно, не мог также удержаться от слез. Потом пришла королева, король и братья, все обнимали нас и поздравляли. У всех были слезы на глазах».
13 октября 1866 года в Зимнем дворце состоялся обряд обручения молодых и наречения Дагмар Марией Федоровной. Браковенчание провели спустя приличные две недели, а 6 мая 1868 года Мария родила первого ребенка — мальчика.
Его императорское высочество великий князь в память о безвременно ушедшем Никсе стал Николаем — Ники, по-домашнему.
1870-е: дети, туфли, мундир
27 февраля 1834 года Николай I издал «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему Двору»: бархатное платье с разрезом спереди к низу от талии, который открывает юбку из белой материи, «какой кто пожелает». По «хвосту и борту» платья должно идти шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов».
Дамский мундир продержался при дворе вплоть до последних Романовых. Мария, войдя в семью на правах великой княгини, тоже надела придворные доспехи.
Тактико-технические характеристики этого платья таковы: материалы — неразрезной бархат, шелк, тюль, кружево, серебряная нить, бить; техника — вышивка, плетение. Длина лифа: 35 см; длина юбки: 140 см; длина шлейфа: 320 см.
Впрочем, княгиня Мария облачалась в форму не слишком часто — она была занята главным семейным делом любой цесаревны. Ровно через год после Ники, 26 мая 1869 года, родился маленький Александр Александрович. Спустя 11 месяцев он, к горю и ужасу родителей, умер от бактериального менингита.
Еще через два года родился Георгий (1871-1899). Потом Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882 — 1960).
Итого: шесть детей за 14 лет.
Светских и домашних платьев от того периода жизни Марии Федоровны не осталось, зато в Эрмитаже есть ее туфли и шляпки 1870-х.
Тот же Николай I в 1841 году подарил будущему Александру II на свадьбу Аничков дворец. В 1866 году дворец получил уже будущий Александр III, и тоже на свадьбу. Молодая семья с удовольствием жила на Невском проспекте, дом 39. И в общем, Мария проведет здесь все свои пять русских десятилетий.
1880-е: коронация, визиты, грация
1 (13) марта 1881 года около 14:25 на набережной Екатерининского канала Игнатий Гриневицкий бросил бомбу в ноги Александру II. Император погиб, что, как пишут справочники, повергло дворянство и народы России «в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства».
Но уже 2 марта Александр III возложил власть на свои широкие плечи — и на хрупкие косточки своей верной супруги. Коронация и миропомазание новых правителей были совершены в Успенском соборе Кремля утром 15 мая 1883 года.
В детстве великий князь Александр Александрович был прекрасным рисовальщиком, любил стихи и вполне прилично играл на валторне. Но учеником он был скверным. Второго сына императора готовили к военной карьере; в данном случае воспитатели не слишком настаивали на зубрежке отвлеченных наук.
На выставке «Александр III Миротворец» в ГИМе весной 2021 года можно было увидеть экзаменационный листок 17-летнего Саши: английский язык — «2-», русская словесность — «2 ½». Лишь только естественная история прошла на «четвёрку».
Зато «природный ум и политическая интуиция жены очень помогали Александру III лучше ориентироваться в отношениях с окружавшими его людьми, — говорится в материалах Российского исторического общества. — Обаятельная, красивая и жизнелюбивая Мария пользовалась значительным влиянием и симпатией в придворных кругах и столичном обществе».
А еще этим двоим, судя по всему, было просто хорошо вместе. В письмах Мария Федоровна называла мужа «мой ангел Саша» и «радость дней моих», а подписывалась — «твоя жена и друг».
Александр первым из русских государей с допетровских времен носил бороду. Он любил русскую кухню и литературу, давал пенсии писателям, внимательно читал столичные газеты; в целом старался поощрять и стимулировать русскую мысль. Но при этом прослыл аскетом, едва ли не бытовым скрягой.
Справочник пишет: он «был неприхотлив в быту и обходился минимально возможным количеством одежды.... исследования свидетельствует о скромном состоянии гардероба императора на момент кончины». В основном, это были поношеные мундиры.
Зато императрица стала законодательницей мод и рулевой высокого стиля, уравновесив дух казармы и в доме, и в империи. Ее любимым кутюрье был легендарный Чарльз Фредерик Ворт — французский модельер английского происхождения, один из основателей самого понятия «высокая мода» (фр. Haute couture).
Заказы делали по переписке: в парижской мастерской Ворта стоял манекен с точными мерками фигуры императрицы.
Мария Федоровна и после 40 лет сохраняла идеальную фигуру; ее талия в обхвате в конце 1880-х — 65 см. Супруга посла США Алмира Лотроп писала в 1886 году: «Она выглядела так молодо, что трудно было представить, что она мать пятерых детей; она совершенно очаровательна».
До 1894 года: уют и веселье, танцы и тюль
Александр III был богатырь: 193 см роста, исполнитель партий на баритон-геликоне в придворном оркестре. Многие монаршие особы Европы получили от него в подарок монеты своих стран, согнутые его пальцами при дружественном визите.
17 (29) октября 1888 года царский поезд, идущий с юга, потерпел крушение у станции Борки, в 50 км. После схода с рельс обвалилась крыша вагона. Александр, как говорили, удерживал ее на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь.
Любовь супруги к танцам император тихо терпел, но не до утра все же. Вот характерные записи в дневнике государственного секретаря Александра Половцева (даты разные, тема непреходящая): «Вечер у вел. кн. Михаила Николаевича, танцуют 16 пар, в том числе императрица.... Государь, несмотря на антипатию к такого рода сборищам, весьма любезен и весел...
... В 3½ час., когда, несмотря на настояние государя, императрица продолжает танцевать, то государь посылает одного из танцоров с приказанием музыкантам кончить; музыканты уходят один за другим так, что под конец играет лишь одна скрипка и барабан...».
Обаятельной, красивой и жизнелюбивой Марии Федоровне хватало скрипки и барабана, чтобы продолжать двигаться. «Государь уезжает вскоре после ужина, но императрица продолжает танцы до 4½ час...»
Но после ночи в танце наступает, слава Богу, полный покой. И тишина. Вот «капот нарядный» (так в описании), шелковое одеяние 45-летней императрицы для утреннего чая с самыми близкими.
Фасон «ампир», завышенная линия талии, кремовый шелк с прошивками из тюлевого кружева, имитирующего кружево алансонское, французское.
Продукцию парижского модного дома Мадлен Лаферье в те годы любили и Мария Федоровна, и королева Норвегии Мод Уэльская по прозвищу Гарри, и королева Британии Александра Датская, комментируют эксперты ГИМа. У близких родственниц бывает схожий вкус.
После 1894 года: на похоронах и свадьбах
Вскоре после памятного происшествия на железной дороге 1888 года император стал жаловаться на боли в пояснице. Профессора пришли к выводу: «страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек». 20 октября 1894 года Александр Александрович угас в Ливадии; безутешная Мария Федоровна в его последние минуты была рядом.
Через полтора часа растерянный Ники принес положенные клятвы в Ливадийской Крестовоздвиженской церкви и занял трон. 21 октября прибывшая в Крым за 10 дней до этого 22-летняя принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская в том же храме стала православной Александрой Федоровной, законной невестой Николая Александровича. Обращение лютеранки совместили с панихидой по покойному императору.
Времена стояли тревожные, и вдовствующая императрица Мария Федоровна не желала (опасалась?) оставлять престол пустым надолго. 7 ноября прошло погребение Александра III в Петропавловском соборе. А 14 ноября — день рождения Марии, в который каноны даже вдове позволяют некоторое отступление от траура. 14.11.1894 г. в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II.
Вдова на церемонии держалась как камень и была одного цвета со своим компромиссным костюмом.
XX-XXI вв.: траур и война, изгнание — и возвращение
И жизнь, запнувшись на мгновение, потекла дальше.
Черное тюлевое кружево, репс, шифон, блестки, бисер, искусственный жемчуг, ручная и машинная работа, вышивка. Все довольно скромно и прилично для дамы, которая уже шесть лет как похоронила мужа. «В подобном платье вдовствующая императрица могла посещать званые вечера и театральные представления», — комментирует пресс-служба Государственного исторического музея.
«Императрица Мария Федоровна обычно приезжала в театр в черном вечернем платье с большим круглым бриллиантом в волосах», — дополняет своими мемуарами великий князь Гавриил Константинович.
63-летняя императрица-мать олицетворяла собой стабильность и преемственность. Князь Феликс Юсупов, за которого она выдала внучку Ирину, писал: «несмотря на маленький рост, в манерах Марии Федоровны было столько величия, что там, куда она входила, не было видно никого, кроме нее».
Да, вдова была высотой 160 см от пола. Но тот же Феликс замечал: «по своему уму и политическому чутью Мария Федоровна играла заметную роль в делах империи».
Кроме того, она попечительствовала Женскому патриотическому обществу, Российскому обществу Красного Креста и Обществу спасения на водах, курировала учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни.
И коллекционировала симпатичные фигурки животных производства фирмы Карла Фаберже. Следует ли отказывать себе в небольших, но красивых безделушках, когда ты так много работаешь и вообще — натерпелась? Нет, не следует.
Началась война. Историки пишут: в августе 1915 г. Мария умоляла Николая II не принимать на себя верховное главнокомандование. Не умолила, да и повзрослевший Ники теперь все больше слушал свою Аликс. В 1916 г. вдовствующая императрица перебралась из Петрограда в Киев, поближе к южным морям. Занималась организацией госпиталей, санитарных поездов и санаториев.
После февральского отречения Николая 69-летняя вдова взяла младшую дочь Ольгу и уехала в Крым. В апреле 1919 года на борту линкора «Мальборо» эвакуировалась к родственникам в Британию. В 1920 году поселилась в Дании на вилле Видёре, которую прозорливо приобрела сразу после первой русской революции в 1907 году. Не реагировали на попытки русской эмиграции вовлечь ее в антисоветскую деятельность.
Ее опорой в те годы был камер-казак Тимофей Ксенофонтович Ящик (1878-1946) из кубанской станицы Новоминской, верный присяге до конца.
Стоит ли впадать в прострацию и отчаяние, если что-то в твоей жизни поломалось? Это можно сделать, да — тысячи так поступают. Но жизнь от этого лучше не станет. Если долго заламывать руки — они отломаются, вот и все.
А Мария Федоровна была нормальной здравомыслящей женщиной и не тратила жизнь на театральные позы. Она ошибалась, падала, ушибалась, плакала (я уверен — да). А потом поднималась и шла дальше, собирая с белого света то, что могла в этот конкретный момент. Смотрела по сторонам и думала на шаг вперед, при этом замечала красивое и глаз ее отдыхал.
Мария София Фредерика Дагмар, императрица всероссийская Мария Феодоровна Романова, отошла в мир иной в 1928 году в возрасте 80 лет, поставив тем самым непревзойденный рекорд и для той династии, и для этой части света.
28 сентября 2006 года гроб с останками Дагмар, торжественно прибыв морем в Санкт-Петербург, был захоронен в соборе святых Петра и Павла Петропавловской крепости рядом с могилой Александра III.
В честь возвращения императрицы пушки тогда дали 31 залп — так же, как и за 140 лет до этого, когда юная датская принцесса появилась в великом городе на Неве впервые.
Платья Марии в коллекции Эрмитажа
Спасибо вам - тем, кто вытерпел мои рассуждения и дочитал до этого места. А теперь давате посмотрим на красивое и глаза наши отдохнут.
#жизнь_по_субботам