Найти в Дзене

Фантазия инженеров: былое и настоящее

Когда-то инженеры были романтиками. Они смотрели на небо, хватались за карандаш и проектировали нечто, от чего современный бухгалтер упал бы в обморок. Взять хотя бы Stipa Caproni — этот итальянский "летающий бочонок" с гигантским каналом внутри фюзеляжа. Выглядел он как турбина, у которой выросли крылышки, и летал примерно так же эффектно. По сути, концепция была гениальной — он предвосхитил будущее реактивной авиации. Только вот проблема: выглядел он как шутка, поэтому никто его всерьёз не воспринял. Если же говорить о безумии инженерной фантазии, то Caproni Ca.60 — это вершина. Девять (!) крыльев, три (!) пары поплавков, и, судя по всему, неограниченная вера в то, что если самолёт больше, то он обязательно полетит. Итальянцы хотели сделать гигантский пассажирский гидросамолёт, а получился утопленный экспонат музея амбиций. Первые полёты закончились крушением, и на этом эксперимент завершился. Удивительно, но даже в 1920-х годах находились люди, которые говорили: «Нет, ребята, это уж
Оглавление

Когда-то инженеры были романтиками. Они смотрели на небо, хватались за карандаш и проектировали нечто, от чего современный бухгалтер упал бы в обморок. Взять хотя бы Stipa Caproni — этот итальянский "летающий бочонок" с гигантским каналом внутри фюзеляжа. Выглядел он как турбина, у которой выросли крылышки, и летал примерно так же эффектно. По сути, концепция была гениальной — он предвосхитил будущее реактивной авиации. Только вот проблема: выглядел он как шутка, поэтому никто его всерьёз не воспринял.

Если же говорить о безумии инженерной фантазии, то Caproni Ca.60 — это вершина. Девять (!) крыльев, три (!) пары поплавков, и, судя по всему, неограниченная вера в то, что если самолёт больше, то он обязательно полетит. Итальянцы хотели сделать гигантский пассажирский гидросамолёт, а получился утопленный экспонат музея амбиций. Первые полёты закончились крушением, и на этом эксперимент завершился. Удивительно, но даже в 1920-х годах находились люди, которые говорили: «Нет, ребята, это уже перебор».

Американцы тоже умели удивлять. Возьмём, например, Convair XFY-1 Pogo. Самолёт, который должен был взлетать вертикально, а потом переходить в горизонтальный полёт. Классная идея? Да. Реализуемая? Ну… только если пилот обладал сверхчеловеческими навыками. Приземление на хвост требовало больше ловкости, чем у циркового акробата, поэтому проект отправился в музей, а пилоты — к психотерапевтам.

А куда подевалась инженерная фантазия?

Сегодня мы живём в мире, где самолёты стали безликими трубами с крыльями. Конечно, они эффективны, быстры и надёжны, но кто вспомнит современный Airbus A320 через сто лет? Другое дело — Ca.60, о котором до сих пор рассказывают с восхищением и смехом.

Почему так случилось? Дело в том, что сейчас экономика не прощает ошибок. Раньше инженер мог сказать: «Слушайте, а давайте сделаем самолёт в форме летающей тарелки?» и получал на это финансирование. Сегодня же ему скажут: «Какая окупаемость у вашей летающей тарелки? Какие риски? Где отчёт по рентабельности?» А затем проект заменят на очередной серый дрон с крылышками.

А были ли прорывы?

Справедливости ради, нельзя сказать, что фантазия совсем умерла. За последние годы появились гиперзвуковые самолёты, гибкие крылья, дроны-убийцы и прочие технологические чудеса. Но главное отличие в том, что теперь инженеры думают не о том, как удивить мир, а о том, как не разорить компанию.

-4
Учёные из Китая объявили, что построенный ими прототип реактивного самолёта смог достичь гиперзвуковой скорости (более 6,5 Махов) во время лётных испытаний. Ведущий исследователь проекта заявил, что это был 20-минутный испытательный полёт, но он решил большую проблему для авиаконструкторов.

Современные дорогостоящие провалы

Но даже в наше время случаются инженерные катастрофы, от которых волосы встают дыбом у финансистов. Вспомним, например, Boeing 737 MAX — самолёт, который должен был стать революцией, но вместо этого стал кошмаром из-за проблем с ПО, приведших к двум катастрофам и многомиллиардным потерям. Инженерное новаторство обернулось тем, что пришлось переделывать систему управления, а авиакомпании терпели убытки из-за вынужденных простоев.

А как насчёт F-35 Lightning II? Этот многофункциональный истребитель пятого поколения стоит баснословных денег, но всё ещё страдает от многочисленных технических проблем. Его разработка обошлась в сотни миллиардов долларов, и до сих пор продолжается исправление ошибок. Неудивительно, что некоторые эксперты считают его самым дорогим провалом в истории военной авиации.

F-35 Lightning II
F-35 Lightning II

Может, в этом и есть разница между инженерами прошлого и настоящего? Одни хотели покорить небо, другие — бюджетный комитет. Подбор необычных запросов в отдел продаж нашего КБ: