Удивительно, но младший брат всемирно известного Ильича, перевернувшего не только российскую, но и мировую историю, оказался единственным продолжателем рода Ульяновых. Больше ни у кого из многодетной семьи потомков не было. Так сложилось...
Не знаю, чему сегодня учат в школьников, но те, кто получал образование во времена СССР, наверняка помнят, что в семье инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова и его супруги Марии Александровны было шестеро детей. Три девочки - Анна, Ольга, Мария и три мальчика - Александр, Владимир и Дмитрий.
Судьба старшего сына Ульяновых, Александра, по стопам которого пошел ещё в юности и Владимир Ильич, известна всем без исключения.
Старший брат будущего лидера большевиков, Александр, с детства демонстрировал тягу к обучению, проявлял склонность к естественным наукам, особенно к химии, которую изучал по Менделееву, и окончил гимназию с золотой медалью. Поступив на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, на третьем курсе, получил золотую медаль за научную работу по зоологии, вступил в студенческое Научно-литературное общество профессора русской литературы О. Ф. Миллера и вошел в существующий при университете экономический кружок под руководством А. В. Гизетти.
Его ждало большое будущее, лидерские качества и сильный характер притягивали к Александру людей, как магнитом. Но революционные вихри вовсю уже носились над Европой, особенно в студенческих кругах, противостоять которым у увлеченного юноши сил не было. А может, это была судьба?
В 20-летнем возрасте Александр стал одним из организаторов русской революционной организации "Террористическая фракция" партии "Народная воля", под эгидой которой объединились в основном студенты Петербургского университета. 1 марта 1887 года "Террористическая фракция" планировала осуществить покушение на императора Александра III, но замысел был раскрыт, а организаторы и 15 участников, в числе которых оказался и Александр Ульянов — арестованы.
По приговору Особого присутствия Правительствующего сената 8 мая 1887 года Александр Ульянов вместе с другими членами "Террористической фракции" был казнён через повешение. И смерть эта стала страшным ударом для всей семьи Ульяновых, отразившись на их будущем.
А вот как сложилась судьба Дмитрия Ульянова, знают немногие. Хотя здесь есть, о чем рассказать.
Дмитрий родился 4 августа 1874 года в Симбирске. Семья в те годы жила небогато, но дружно. Перед мальчишкой всегда был пример старших братьев: Александр был старше на 8 лет, Владимир - на 4. Старшая сестра Анна позже вспоминала:
Дети видели всегда перед собой «единый фронт». Чувствуя искреннюю любовь, видя, что их интересы всегда на первом плане у родителей, дети и сами приучились отвечать тем же. Дружной и спаянной была наша семья. Жила она очень скромно, только на жалованье отца, и лишь при большей экономии матери удавалось сводить концы с концами, но все же ни в чем необходимом дети не нуждались...
С самого детства у Дмитрия и Владимира сложились близкие отношения, и тепло своей братской любви они пронесли через всю жизнь.
После смерти Ильи Николаевича в 1886 году и казни Александра для семьи начались трудные времена. Ульяновы переехали сначала в Казань, а затем в Самару. Но несмотря на это Дмитрий успешно окончил мужскую гимназию и в 1893 году поступил на медицинский факультет Московского университета.
К этому времени уже и Владимир был арестован за революционную деятельность и сослан в село Кокушкино под Казанью, так что у младшего из братьев Ульяновых и не было иного пути. И он начал принимать активное участие в нелегальных марксистских кружках московского "Рабочего союза".
Осенью 1897 года последовал первый арест, год тюрьмы и исключение из Университета. Затем Дмитрий был выслан в Тулу и через месяц переехал в Подольск, где проживал под гласным надзором полиции до 1901 года.
Свое образование Ульянов завершил в Тартусском (Юрьевском) императорском университете и вплоть до 1914 года совмещал врачебную деятельность с участием в революционном подполье. И в этом нет ничего удивительного. Врачей везде не хватало, и львиную долю своего времени Дмитрий Ильич проводил в разъездах, сталкиваясь с бытом простого люда. Собирал сведения об эпидемиях, в т.ч. холеры, позволившие ему сделать выводы не о медицинском, а скорее о социальном происхождении болезни. Основываясь на врачебном опыте Ульянов утверждал, что "холера вообще является бичом" для "низших" классов, особенно в тех уездах, где крестьяне голодают и особенно разорены.
Дмитрий Ильич работал в родном Симбирске, жил в Киеве и Феодосии, побывал под арестом в Косом капонире и Лукьяновской тюрьме.
С началом Первой мировой войны Дмитрий Ульянов попал на службу военврачом в Севастополь, затем - в сануправление Румынского фронта в Одессе. Дослужился до чина капитана.
Февральскую революцию 1917 года он встретил в Крыму. Тогда же "за отлично усердную службу и труды, понесенные по обстоятельствам военного времени" был награжден орденом Святой Анны III степени, а летом у него закрутился бурный роман. И в этом тоже есть ирония судьбы.
Дмитрий Ульянов никогда не страдал от отсутствия женского внимания. Образованный, обходительный, внешне привлекательный, он запросто становился душой компании, мог увлечь собеседника и заинтересовать собеседницу. После прихода к власти Временного правительства, Ульянова назначили врачом санатория "Дом каторжан" в Евпатории, куда на лечение после содержания в Акатуйской тюрьме была направлена считавшаяся жертвой царского режима 28-летняя Фанни Каплан.
Её выразительные и глубокие глаза не могли оставить никого равнодушным, несмотря на худобу и болезненную бледность, а имя было овеяно ореолом революционных подвигов, так что младший Ильич позволил себе погрузиться в пучину чувств.
Роман развивался стремительно и бурно, - описывал подробности их отношений историк Павел Хорошко. - Доктор был известен как дамский угодник, “ходок”, и он не мог пропустить мимо такую видную барышню. Фанни, по словам старых евпаторийцев, была красивой женщиной, и эта оценка весома, потому что на курорте, как нигде, умели из толпы выделять красавиц... Впервые они увиделись в приёмном отделении "Дома каторжан". Дмитрий Ильич вёл учёт всех прибывших на оздоровление, поскольку контингент был непростой, многие с тяжелыми заболеваниями после каторги. Он прописывал им курс лечения, направлял к специалистам. К тому же у Дмитрия Ильича с Фанни было немало вариантов для продолжения знакомства в его нерабочее время. Знаток городской светской жизни, он знал, где и как развлечь даму...
Они без стеснения встречались в доме Ульянова на Вокзальной улице, гуляли по набережной, став завсегдатаями ресторанов и кофеен. Озабоченный стремительным ухудшением зрения своей возлюбленной, доктор даже договорился для Каплан о консультации у ведущего российского врача-окулиста, после чего ей сделали операцию. Однако мало кто из знавших любвеобильный характер Дмитрия Ильича верил, что эта связь продлиться долго.
И правда, они расстались уже осенью того же революционного 1917 года. Что послужило причиной расставания - история умалчивает. Некоторые специалисты уверены, что Ульянов просто увлекся новой пассией, дав Каплан "от ворот поворот". А она предательства, похоже, ему не простила. И роковые выстрелы во Владимира Ленина 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы стали отчасти местью старшему брату за младшего.
После Октябрьской революции Дмитрий Ильич Ульянов оставался в Крыму, участвовал в боях с белогвардейцами, входил в редколлегию газеты "Таврическая правда" и возглавлял большевистское подполье во время оккупации Крым кайзеровскими войсками.
Младший брат Владимира Ленина стал одним из идеологов превращения Крыма, бывшего любимым местом отдыха российской аристократии и членов их семей, во всесоюзную здравницу, которую могли посещать простые люди.
С 1921 года Дмитрий Ульянов переехал в Москву, где читал лекции в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, Коммунистическом университете трудящихся Востока, работал в Наркомздраве и в научном секторе поликлиники Сануправления Кремля.
Он никогда не стремился занять передовые роли в управлении страной, а когда в 1924 году умер Владимир Ильич, и вовсе ушел в тень, не претендуя на построение политической карьеры. Стал вдохновителем увековечивания памяти старшего брата и создания Центрального музея Ленина, вместе с младшей сестрой Марией написал воспоминания о нем.
Дмитрий Ульянов был дважды женат. Впервые связал себя узами брака со своей пациенткой А.И. Нищеротовой. Брак был бездетным, и супруги быстро разошлись.
В 1917 году от крымской пациентки Евдокии Червяковой у Дмитрия Ильича родился сын Виктор. Возможно, из их отношений и выросло бы в нечто большее, но вскоре мама малыша умерла от брюшного тифа, осиротевшего мальчика отец передал на воспитание бездетной и сердобольной сестре Анне Ульяновой.
В 1921 году Дмитрий Ильич вновь женился на Александре Карповой, и это стало отношениями на всю оставшуюся жизнь. В 1922 году у пары родилась дочь Ольга.
Виктор и Ольга и стали продолжателями рода Ульяновых.
Его современники рассказывали, что Дмитрий Ильич никогда не кичился своим происхождением и близким родством с лидером мирового пролетариата Владимиром Ильичом Лениным. Всегда оставался тихим и дружелюбным человеком, работавшим на износ. Может, именно поэтому его и не коснулась эпоха Красного террора и сталинских чисток.
В родной Симбирск, носивший к тому времени гордое имя Ульяновск, Дмитрий Ильич вернулся только с началом Великой Отечественной войны в 1941 году, отправившись в эвакуацию. Он был уже немолод, сильно хандрил и с трудом передвигался.
Дмитрий Ильич Ульянов скончался 16 июля 1943 года от приступа стенокардии в возрасте 68 лет и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))