Найти в Дзене
Литературный попкорн

Книга «Неизвестный Станиславский»: об истоках таланта и судьбоносной «Чайке» Чехова. Плюс зарисовки, сделанные рукой Станиславского

В руках у меня книга издательства «Бослен», составленная на тот момент директором Музея МХАТ Марфой Николаевной Бубновой. В издание вошли рисунки с натуры, зарисовки, детальные эскизы декораций, варианты планировок к спектаклям, выполненные рукой Константина Сергеевича Станиславского. Есть там и альбом его юношеских рисунков.

Текста в издании не так много, как хотелось бы, есть отсылки к книге Константина Сергеевича «Моя жизнь в искусстве». Планирую её прочесть в ближайшее время.

Прочитанное раскрывает Станиславского с совершенно замечательной стороны, позволяя проследить его творческое становление, начиная с детства.

Константин Сергеевич впервые выступил под псевдонимом «Станиславский» 27 января 1885 года в театре Секретарёва, играя в комедии «Лакомый кусочек». Его настоящая фамилия – Алексеев.
обложка книги "Неизвестный Станиславский" Марфы Бубновой
обложка книги "Неизвестный Станиславский" Марфы Бубновой

Прадед Станиславского, Семён Алексеевич, был основателем фабрики «волочильного и плащеного золота и серебра», золотая канитель использовалась для облачений служителей церкви и для платьев фрейлин.

Отец Станиславского – Сергей Владимирович Алексеев, продолжал потомственное дело, был почтенным купцом, а также благотворителем и попечителем больниц, «обществ призрения» вдов и сирот. Дед Станиславского по матери занимался добычей и доставкой гранита для изготовления Александровской колонны перед Зимним дворцом.

В 1863 году у Сергея Владимировича и Елизаветы Васильевны рождается второй сын, названный Константином. Всего в семье Алексеевых было 10 детей.

Родители с большой нежностью относились к детям, активно поощряя их интересы и культивируя любовь к прекрасному.

Первой любовью Станиславского стал цирк.

Станиславский вспоминает: «На правах директора я забрал себе лучшие роли, и мне уступали их, потому что я - профессионал».
— цитата из книги «Неизвестный Станиславский. Материалы к постановкам, мотивы декораций, эскизы костюмов, гримы» Марфы Бубновой

Далее дома устроили кукольный театр с соответствующими декорациями, точь-в-точь как в Большом театре.

От увлечения Станиславского отвлекала лишь учёба. А всё свободное от учёбы время он посвящал мыслям о театре. Отчаявшись стать оперным певцом, он переключился на театр. В Любимовке, где ставились кукольные спектакли и сцены из балетов, был сооружён флигель со зрительным залом и сценой.

В дальнейшем Константин Сергеевич в 1888 году станет одним из основателей Общества искусства и литературы, а спустя 10 лет совместно с Владимиром Немировичем-Данченко откроет Московский Художественный Общедоступный театр. О Немировиче-Данченко Станиславский выскажется в своей книге, что так давно искал человека, как и он сам, «отравленного одной мечтой».

Станиславский считал, что дело актёра – воспитывать публику. Людей нужно подготавливать к восприятию искусства, взращивать в них вкус.

В данном издании можно найти интересные подробности о поисках Станиславским материалов для декораций и костюмов.

Например, во время поездки за границу с супругой Лилиной Станиславский, не переставая, думает об «Отелло», попутно скупая в Париже старинное оружие, гобелены, материалы для костюмов. И в одном из кафе он увидел «красавца-араба в национальном костюме». Араб, познакомившись со Станиславским, снимает с себя верхнюю одежду, чтобы Константин Сергеевич смог сделать выкройку.

Позже, в номере, Станиславский полночи простоит у зеркала, обвешанный простынями, воскрешая в памяти быстрые и грациозные движения мавра, поворачивая голову, как испуганная лань, воссоздавая его царственные движения.

Или как Станиславский, не найдя во время заграничных вылазок нужных ему материалов, решает посетить Нижегородскую ярмарку, и там он находит то, что искал, среди распродаваемого монастырём имущества. В Москву он вернулся с коллекцией ткани, посуды и предметов обстановки для «Царевича Фёдора».

Немирович-Данченко и Станиславский дали «Чайке» Антона Павловича Чехова второй шанс. После болезненного провала «Чайки» в Александринском театре Чехов очень тяжело это перенёс. Как раз сейчас я начала читать книгу (позже прикреплю в конце статьи ссылку), в которой есть газетные вырезки того времени – к примеру, из газеты «Осколки», где критики аки стервятники терзают на все лады Чехова, высмеивают, потешаются, ругают. То, что не поняли и не оценили тогда, на сегодняшний день является бессмертной классикой, а Чехов – второй в мире по количеству постановок после Шекспира.

Так вот, именно Владимир Немирович – Данченко уговорил Чехова поставить «Чайку», убеждая, что гениальную пьесу изначально неправильно поставили. На уговоры Станиславского ушло ещё 2 дня, после чего принимается решение: «Чайке быть». Он согласился, распрощавшись с последними предубеждениями уже в процессе написания режиссёрского плана.

К подготовке спектакля отнеслись с особой тщательностью. Были переосмыслены и положения актёров («игра спиной» – когда актёр становится частью публики), каждое действие актёра детально прописывается (кто в какую секунду чиркнет спичкой и передаст коробочку другому), создаются фоновые звуки скуки усадебного дня. А действие начинается кромешной ночью.

И играть на сцене Чехова должны не только люди — его должны играть и стаканы, и стулья, и сверчки, и военные сюртуки, и обручальные кольца… Все театры, где играют только люди, а вещи не играют, до сих пор не могут дать Чехова, не любят и не понимают его.
— цитата из книги «Неизвестный Станиславский. Материалы к постановкам, мотивы декораций, эскизы костюмов, гримы» Марфы Бубновой

Сестра Чехова Мария Павловна переживала, что второго провала «Чайки» Чехов не переживёт. В день премьеры никто не мог сдерживать дрожи, а от актёров пахло валериановыми каплями. Все понимали, что судьба театра зависит от этого спектакля.

После первого акта на несколько минут воцарилась немая тишина, после чего последовали оглушительные аплодисменты. Актёры так растерялись, что забыли поклониться.

Оказывается, понять «Чайку» не так-то просто.