Найти в Дзене
Руки на руле

Маленький кремль с большой историей. Зарайск – знакомство с городом.

- Князь! – ворвался в тишину комнаты окрик десятника выдергивая Дмитрия из зыбкой вязи сна. – Тревога! Дмитрий словно и не спал упруго всклочил на ноги, накинул на сорочку зипун и поверх перевязь с мечом. - Что? Слобода какая опять заволновалась или острог? – уже на ходу спросил служивого быстро спускаясь по каменным ступеням лестницы. Не впервой такие мятежи: после того как соседняя Коломна поддержала «тушинского вора» оттуда по окрестным городам полетели призывы «целовать вору крест». Дмитрий отказывал и стоял на своем - верность присяге и государству. Но по граду Николе-Заразскому, куда князя поставили воеводой, то тут, то там вспыхивали волнения. Да и немудрено им не бывать, когда вся страна в смуте. Дмитрий со своим небольшим отрядом держал кремль и держал крепко. От него уверенность словно передавалась всему городу и вот опять тревога… - Хуже князь, взяли острог, - поправив съехавшую на глаза шапку ответил поспевающий следом стрелец. Дмитрий замер, не сразу поверив услышанному. Н

- Князь! – ворвался в тишину комнаты окрик десятника выдергивая Дмитрия из зыбкой вязи сна. – Тревога!

Дмитрий словно и не спал упруго всклочил на ноги, накинул на сорочку зипун и поверх перевязь с мечом.

- Что? Слобода какая опять заволновалась или острог? – уже на ходу спросил служивого быстро спускаясь по каменным ступеням лестницы. Не впервой такие мятежи: после того как соседняя Коломна поддержала «тушинского вора» оттуда по окрестным городам полетели призывы «целовать вору крест». Дмитрий отказывал и стоял на своем - верность присяге и государству. Но по граду Николе-Заразскому, куда князя поставили воеводой, то тут, то там вспыхивали волнения. Да и немудрено им не бывать, когда вся страна в смуте. Дмитрий со своим небольшим отрядом держал кремль и держал крепко. От него уверенность словно передавалась всему городу и вот опять тревога…

- Хуже князь, взяли острог, - поправив съехавшую на глаза шапку ответил поспевающий следом стрелец.

Дмитрий замер, не сразу поверив услышанному. Но с тесного кремлевского двора сонмом летели знакомые звуки: всполошенный гул сторожевого колокола, отрывистые команды, бряканье сбруи, ржание седлаемых коней, звон железа и нескончаемый топот ног.

- Сотника Гуляя ко мне – мигом сбросив оцепенение встрепенулся князь, птицей вылетая на крыльцо.

- Здесь – прогудел, вырастая будто из-под земли широченный в плечах сотник с густой черной бородой. – Сунбулова Исаака стяг видел со стены, с ним казаки похоже или пшеки, не разобрал – начал доклад Гуляй, - острог врасплох застали, что в слободах не ведаю, к кремлю со всех сторон подошли, народцу многовато, ждут собаки, как чуют, что помощи нам не будет.

- Готовь стрельцов и конницу, - коротко бросил Дмитрий, а сам бегом к надвратной башне – самому посмотреть надо.

Гуляй кивнул уже в спину воеводе. Да что-готовь-то и так все готовы, только свистни. Хоть небольшой отряд, но ратное дело знает крепко, под Пронском чего только стоили. Да и он, Гуляй, тут сотником по привычке зовется, ратных людей в кремле поменьше. Но свое место сотник знал и тут же по кремлевскому двору покатился его сочный бас приводя в порядок хаос военных сборов.

А Дмитрий уже на башне, среди напряженных стрельцов с пищалями на изготовку. Ночь - глаза коли, по небу тучи и лишь редкий отблеск бледной луны в рваных лоскутах. Под стенами, по всей площади острога казаки воеводы Сунбулова, присягнувшего польскому королю Владиславу. И огни, огни, огни – с костром оно всегда веселее.

Воротная башня городского кремля с двумя боевыми площадями, двухшатровая

В случае прорыва ворот можно вести бой как внутрь, так и наружу. Всего башен семь – как семь дней творения, как семь даров Святого Духа, из них три проездных – ровно Святая Троица и четыре глухих, без ворот, – как стороны света, как времена в году. Так толковал крепость Дмитрию настоятель Никольского собора, когда князь только въехал воеводой в город. Ухмыляющийся в черноту бороды сотник Гуляй толковал по-своему – были бы ворота покрепче, да стены потолще, да святые в помощь на башнях. Дмитрий перекрестился на маленькую икону Николая Угодника на стене, похлопал рукой по стенам красного кирпича – нет такие стены не подведут, девять метров в высоту и три в ширину – осаду выдержат. Князь обвел взглядом совсем небольшой кремль – мала шкатулка, но попробуй вскрой, сколько уже зубы обломали.

- Зорче смотреть, палить только если на приступ пойдут, - это стрельцам. Одного рукой по плечу, другого, третьего - не подведите мол братцы и дальше по стене, все посмотреть, со всех сторон проверить.

Под Пронском он, Дмитрий, Сунбулова не добил и тот, ровно тать, пришел в Николо-Заразский город ночью, врасплох, хотел нахрапом взять. Знал, что отряд в кремле мал, по силе ему уступает и помощи князю ждать неоткуда. Знал и не гнал своих на приступ, ждал переговорщиков от князя. Но Дмитрий сдаваться и в мыслях не держал. Исай Сунбулов переметнулся к сыну польского Сигизмунда III, а Дмитрий нет, и решение московских бояр о призыве Владислава на трон не признал. На том и стоял, не государю, а государству служил. Шел 1610 год.

Дмитрий прошелся по стене и поднялся на боевую площадку наугольной башни, той, что у кабака. И здесь конечно стрельцы и пищали, зоркие глаза дозора и отблески огня факелов неровными сполохами выхватывают ближайшие подступы к стене. Снизу, по всей площади острога, прогоняя ночь яркими цветами, пылали костры казаков Сунбулова, кругом опоясывая кремль. За цепью огней царила непроглядная тьма, но Дмитрий, невольно бросив взгляд в сторону Черной слободы, знал, что совсем недалеко от крепости в этой черноте немым укором высится курган.

Два года назад неприступная твердыня града Николы-Заразского была взята пшеками во главе с паном Лисовским. Взята без боя, подло, подкупом - рука Дмитрия машинально стиснула рукоять меча. Отвоевывать Зарайский город тогда послали ратных людей с воеводой Захарием Ляпуновым, но тот к городу пришел спьяну и не в боевом порядке. Сеча была лютой и теперь, придавленные курганом, беспробудным сном спят сотни русских ратников.

На следующий год Прокопий Ляпунов отомстил за брата, исправив его ошибку – город был отбит. А в феврале следующего года, под благовест колокола Никольского собора в ворота кремля въехал воеводой он – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Князь невидяще смотрел в сторону Черной слободы. Рука твердо, до побелевших пальцев сжимала рукоять, по жилам горячей волной прошла закипающая ярость, выталкивая из омута невеселых дум. Дмитрий еще раз бросил взгляд на россыпь казачьих огней в остроге, и их огонек недобрым блеском заиграл в его глазах. Нет, более тому не бывать, еще одного кургана он не вырастит. Кровь, словно отражая фамилию князя, разгорелась пожаром. Дмитрий круто повернулся и почти бегом спустился вниз. Отрывисто бросил:

- Коня, - и сразу, – Гуляй, к бою, половину своих в седло, стрельцы следом, пищали готовь, пушку на ворота развернуть, пушкарям готовиться, - словно лепестки бушующего пожара неслись короткие команды.

- Товсь, товсь, товсь - громким эхом вторил приказам верный сотник, и весь тесный кремлевский двор мигом сжался в плотный кулак. Вздернуты к плечу пищали, матово поблескивают лезвия бердышей, чуть позвякивают шпоры, и бряцают сабли.

Дмитрий осенил себя крестом:

- С Богом. Поднять ворота.

Отряд князя языком пламени выметнулся из ворот, им в след набатом загудел колокол Никольского собора, а с маленькой иконы воротной башни перекрестил набег Николай Угодник.

Небольшой отряд воеводы Пожарского внезапным налетом выбил из острога казаков Сунбулова, никак не ожидавших такого от малой горстки защитников кремля. Сам Исай бежал в Москву. В России во всю бушевала смута, но ее огонь уже начал затухать.

Князь Пожарский носивший «мирское» имя Дмитрий, был крещен под именем - Козма (Косьма), в честь Космы бессребреника. Позднее судьба словно напомнит Пожарскому таинство его «прямого имени» сведя с тезкой, земским старостой Кузьмой Мининым. Так родится и выйдет в свой освободительный поход Второе народное ополчение.

Минин и Пожарский, картина М.И. Скотти, 1850. Изображение из сети
Минин и Пожарский, картина М.И. Скотти, 1850. Изображение из сети

Зарайский кремль, где в 1610-1611 гг. служил воеводой доблестный князь, помнит его героические деяния. Помнят его и узкие окна бойниц и неприступные стены красного кирпича. На въездных воротах Никольской башни, той самой, из которой отряд Пожарского отправился в ночную атаку, ныне красуется мемориальная табличка

-3

Но обо всем по порядку. Зарайск стал нашей следующей точкой остановки в рамках недельного автопутешествия по Рязанской области. Да, территориально он относится к области Московской, но от Рязани, где мы снимали квартиру, до городка всего-то семьдесят с небольшим километров трассы, а его история манила заглянуть за стены небольшого кремля и неспешно прогуляться по тихим провинциального улицам с купеческими домами прошлого века. И вот, августовским, еще не дохнувшим зноем утром, наш Форд остановился около въездной стелы Зарайска

-4

Отсюда на город открывается небольшая панорама, виднеется труба водонапорной башни и торчат над крышами маковки храмов

О возникновении города есть несколько версий, по одной из них Зарайск упоминается в Никоновской и Ипатьевской летописях в 1146 году под названием Осетр, по имени протекающей здесь реки, притоке Оки. С тех пор город сменил свыше тридцати названий. Был он и Красным и Зарайском, упоминается и как Новгородок-на-Осетре и Никола-на-Осетре, во время Пожарского он Никола Заразский, а далее просто Зараск. Современное название Зарайск утвердилось окончательно в 19 веке.

К областям за райскими кущами, как можно услышать в его названии, город отношения не имеет. Происхождение связывают с древнерусским словом «зараз», т.е. обрыв берега реки, либо с интерпретацией слова «за рясой», т. е. за болотами. И, конечно, интересна версия о названии от слова «заразить», но не в привычном нам понимании, а в его значении «убить». Легенда гласит, что в злой 1237 год Евпраксия, супруга, княжившего в этой вотчине Федора Юрьевича, узнав о его гибели и предвидя плен у татарских захватчиков, бросилась вниз со стен терема вместе с ребенком, убив и его, и себя, т.е «заразилась» или «зараз» убилась.

Изображение взято из сети
Изображение взято из сети

Не буду повторять шаблонные высказывания о «самом маленьком кремле» в России, их и так много и при прочтении в сети любой статьи о Зарайске такое словосочетание обязательно вам встретится. Но за это звание поспорит Верхотурский кремль, что в Свердловской области и этот спор выиграет, его площадь все же поменьше. Там мы пока не были, а вот знакомство с Зарайском решили начать именно с кремля, наверное, главной достопримечательности города. Автомобиль припарковали аккурат напротив стен древней крепости, на стоянке Зарайского автовокзала

-7

Станция расположена в здании бывших торговых рядов. Их архитектурный облик вполне типичен и легко узнаваем

Такие ряды можно встретить во многих городах с некогда процветающей торговлей

Отсюда уже виднеются крашеные зеленым цветом купола Никольского и Иоанно-Предтеченского соборов и массивные стены твердыни

На углу высится столп Казенной башни

-11

История каменного кремля берет свое начало в 16 веке. Тогда, по указу Василия III, на правом берегу реки Осетра возводится опорная крепость для защиты южных рубежей Москвы от частых набегов крымских татар. И таковые набеги не замедлили быть – в 1533 году кремль принял на себя первый удар. В 1541 году новая осада ханом из рода Герая, но неудачная, город он взять не смог. К слову, Гераям не всегда везло в окрестных землях, вспомнить хотя бы старшего из династии – Мехмеда, потерпевшего фиаско около стен Переяславля-Рязанского (немного подробнее в моей статье – Прогулки по Рязани. Кремль.) А дальше нападения посыпались как горох, но неприступная крепость так и не покорилась захватчикам. Лишь во время смуты вышеупомянутый пан Лисовский вошел в ее ворота. Но там был подкуп, а не взятие штурмом.

Нам немного не повезло, в наш визит около кремля шел обширный ремонт, по всей площади перед ним кипели строительные работы, и некоторые объекты были закрыты для посещения.

Что ж дело нужное и радует, что такие небольшие городки не забыты и лишь улучшают свой образ. Зарайск уже преображался в 2018 году, став победителем в конкурсе создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Тогда благоустроили площади около водонапорной башни и торговых рядов, а также ул. Красноармейскую. Сейчас, видимо, дошла очередь и до кремля.

Вход на территорию свободный и проходит через Никольские ворота с двухшатровой башней, в арке которых виднеются стены Иоанно-Предтеченского собора

Его история уходит корнями в 13 век, именно тогда здесь появился первый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он был возведен на могиле князя Федора, его супруги Евпраксии и их сына Ивана. Федор Юрьевич по «Повести о разорении Рязани Батыем» прославился своим отказом отдать хану в наложницы свою супругу: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Из ханской ставки доблестный князь не вернулся, а о судьбе Евпраксии я рассказал выше.

За всю свою историю храм неоднократно перестраивался, менял местоположение и переделывался. Последняя церковь была разобрана в конце 19 века, а на ее месте в 1901-1904, на средства московских предпринимателей Бахрушиных, построили новую, первой встречающую посетителей кремля и по сей день

После революции и начала гонений на церковь Предтеченский собор был закрыт, взорвана колокольня и уничтожена гробница Зарайских князей. Закрытый храм использовался как кинотеатр, и лишь в 1970 году церковь была отнесена к памятникам архитектуры, стала подлежать охране, а потом в конце 20 века передана РПЦ. Жаль, что не дошло до наших дней ее внутреннее убранство

Интересно, первым священнослужителем Предтеченского храма в 1225 году был Евстафий Рака, тот, что пришел в эти земли с чудотворным образом Святого Николая из Херсона. Евстафий трижды видел сон, в котором Николай Чудотворец велел ему отнести свою икону в Рязанскую землю. Священник с семьей тронулись в далекий путь, в конце которого их встречал князь Федор, также увидевший вещий сон об обретении иконы.

Так гласит «Сказание о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань». Под икону был специально возведен деревянный храм с посвящением этому святому. Позже на его месте был воздвигнут каменный

Никольский собор - белый храм в левой части фотографии
Никольский собор - белый храм в левой части фотографии

Существующий ныне Никольский собор, старейший в кремле, был построен в 1681 году. В его стенах, в мерцающем свете огоньков свечей, под поскрипывание перьев был создан цикл «Повестей о Николе Заразском» и более известная «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Жаль, но при нашем визите в кремль доступ к собору был закрыт строительным забором и попасть внутрь возможности не было.

на заднем фоне виднеется Тайницкая башня
на заднем фоне виднеется Тайницкая башня

В дореволюционное время в Никольском соборе, помимо главной его святыни образа Николая Чудотворца, хранились и другие реликвии: шитая золотом плащаница 15 века, евангелие, подаренное Василием Шуйским, книги и дары Дмитрия Пожарского. Но в 1922 году собор у верующих отобрали, церковные древности подверглись разграблению. Последний настоятель, протоиерей Иоанн Смирнов, хлопотавший об открытии храма, впоследствии был осужден «тройкой» ОГПУ к трем годам ссылки. После возвращения продолжал службу в Предтеченском соборе, но в августе 1937 года был повторно осужден и получил «высшую меру». В сентябре этого же года жизнь священника оборвалась на Бутовском полигоне под Москвой.

И.Смирнов, изображение взято из сети
И.Смирнов, изображение взято из сети

В Никольском соборе располагался архив НКВД, а затем хозяйственный склад. Также, как и Предтеченскую, в 1970 году церковь передали под охрану, богослужения возобновились в 1992г.

Между Предтеченским и Никольским собором, среди клумб цветов, стоит памятник с тремя крестами

По преданию на этом месте раньше стояли три надгробия – князя Федора Юрьевича, его супруги и их сына, о которых говорилось выше. Со временем деревянные кресты обветшали и разрушилось, место их точного захоронения затерялось.

К концу 16 века вокруг кремля вырос деревянный острог, обнесенный деревянными стенами, внутри расположились посады, а от них уже расходились в сторону слободы. От стен кремля разбегались дороги на другие города: Рязань, Коломну и Каширу. Кремль был сердцем города

Еще одним зданием позапрошлого века, сохранившимся на территории кремля, является бывшее духовное училище, основанное в 1812 году. Каменное здание появилось позже, к концу 19 века.

здание слева на фотографии, по центру Егорьевская башня
здание слева на фотографии, по центру Егорьевская башня

В настоящее время в здании располагается крестильный храм Серафима Саровского, канцелярия, воскресная школа Никольского собора, а также экспозиции музея «Зарайский кремль».

Обогнув оба храма и музей

вновь возвращаемся к воротам Никольской башни.

-24

Неспешная прогулка по кремлю не займет много времени, прямоугольник его формы составляет всего-то 125 и 185 метров. Да, Зарайский кремль значительно уступает по площади почти всем своим сохранившимся собратьям в других городах, но нисколько не уступает по значимости и истории. Напротив, в этой маленькой шкатулке их целый ворох, наполненных героизмом, подвигом и верностью своему государству.

-25

Его стены помнят и воеводу Пожарского и князя Андрея Курбского, помнят и многочисленные набеги крымских татар, и объявшую страну смуту.

К концу 17 века, после последнего безуспешного набега южного супостата, город потерял свое оборонное значение. Неприступный кремль, с честью выдержавший все выпавшие на его долю приступы, уходил на заслуженный покой, бережно храня в себе отголосок событий, свидетелем которых был.

-27

А Зарайск стал стремительно развивать ремесла и торговлю - наступала новая веха в истории города.

Постараться ее услышать, пройдясь по тихим, уютным улицам с купеческими домами, окунуться в очарование провинциального городка, мы и отправились после визита в Зарайский кремль – маленький кремль с большой историей.

Всем ровных дорог и ярких впечатлений. Не переключайтесь.