Найти в Дзене
Сергей Гайдук

ИЗУЧАЕМ ЧЕРЧЕНИЕ СХЕМ в программе sPlan

Здравствуйте мои уважаемые читатели! Данный материал является продолжением материалов для начинающих: студентов, учащихся и тех, кто решил осваивать электронику и электрику. И для начала вспомним времена, когда наша земля была теплым шариком и по ней ходили мамонты, а именно в те времена, когда человек становился человеком. Согласно, всех научных теорий, чтобы стать человеком, ему потребовалось: научиться ходить, научиться работать и научиться общаться. Для общения будущему человеку потребовалось: научиться говорить, освоить язык жестов и освоить графику. И так получилось, что графика стала основой всего процесса развития человечества и без неё мы и шагу ступить не можем! Основой графики являются два понятия: графический инструмент и графическая поверхность. Графическим инструментом может быть: заострённый камень; кисть или пучок травы, смоченные краской; зубило; карандаш; пишущая ручка ( любой системы ); клавиатура ( обычная или виртуальная ); фреза и лазер. Графическая поверхность: с

Здравствуйте мои уважаемые читатели!

Данный материал является продолжением материалов для начинающих: студентов, учащихся и тех, кто решил осваивать электронику и электрику.

И для начала вспомним времена, когда наша земля была теплым шариком и по ней ходили мамонты, а именно в те времена, когда человек становился человеком. Согласно, всех научных теорий, чтобы стать человеком, ему потребовалось: научиться ходить, научиться работать и научиться общаться.

Для общения будущему человеку потребовалось: научиться говорить, освоить язык жестов и освоить графику.

И так получилось, что графика стала основой всего процесса развития человечества и без неё мы и шагу ступить не можем!

Основой графики являются два понятия: графический инструмент и графическая поверхность.

Графическим инструментом может быть: заострённый камень; кисть или пучок травы, смоченные краской; зубило; карандаш; пишущая ручка ( любой системы ); клавиатура ( обычная или виртуальная ); фреза и лазер.

Графическая поверхность: стена пещеры или скалы; просторы пустыни ( Наска ); кусок камня или дерева для скульптуры и сооружения; стена дома; поверхность площади или площадки: лист папируса, бумаги, пергамента или кожи; поверхность рекламного щита из любого материала; и самое современное – это экран электронного устройства, отображающий информацию в статическом или динамическом варианте.

Но для всего графического требуется язык общения для каждого варианта свой! И для каждого языка требуется алфавит…

Каждая нация, национальность или народность изобрели свой язык ( на земле более 2500 национальностей и народностей ), а вот алфавитов всего 14, но это всё для простого общения в быту.

После простого общения потребовался язык технического общения… Одним из первых был географический язык и различного рода календари, а потом технических языков стало очень много: механический для создания конструкций; химический для создания формул вещества и так далее… И самым интересным и одним из самых востребованных стал язык электроники! Алфавит этого языка очень простой, но применение знаков этого алфавита очень непростая задача. В отличие от языков общения разговорных – у каждой нации свой, язык электроники общий для всей земли – этому способствовал прогресс, но есть «национальные» отличия…

Каждая «большая» страна «постаралась» внести свои изображения символов алфавита, но к счастью практически все символы понятны для специалистов в различных странах – надо только подумать и всё становится понятно.

Вот и в нашей стране был разработан такой стандарт, но к сожалению очень многие электроники ( ранее электронщики ) в своих материалах не обременяют себя применением отечественных стандартов и «лепят» схемы не понятно в каком стандарте…

А почему? Думаете им лень применять наши символы? Возможно и такое, но как мне кажется – это неуважение к своим читателям и к своей стране!!! У себя в блокноте схему можно составлять, применяя вместо резисторов помидоры, а вместо транзисторов огурцы, но вот для читателей надо делать схемы по правилам, без отговорок – «А МНЕ ТАК НРАВИТСЯ!!!».

Надо уважать своих читателей, а так же себя!!!

Есть здесь и исключение – это когда автор показывает работу симулятора и приводит картинку из такой программы или если автор приводит схему из первоисточника…

Вот и будем учиться делать ( чертить ) схемы качественно и красиво! Особо хочу отметить, что этому надо учиться в первую очередь студентам, учащимся колледжей и просто начинающим радиолюбителям.

Большинство графических программ позволяют делать «собственную» библиотеку радиоэлементов – необходимо только немного поработать…

Предлагаю сравнить две схемы ( совершенно одинаковые!!! ), но выполненные в разных программах

-2

Рис. 1. Непонятная схема стабилизатора напряжения в авторском исполнении ( автор известен! ).

-3

Рис. 2. Схема непонятного стабилизатора ( автор тот же ), но выполненная в программе sPlan.

Будет такая схема работать или не будет?

Если посмотреть на авторскую схему можно и не заметить ошибок, а во втором варианте видно сразу, что схема не рабочая!!! Обратите внимание, как включены транзисторы, кто из моих читателей ответит, что это за новое соединение двух транзисторов?

Сравниваем с известной парой

-4

Рис. 3. Известная пара.

Есть, что-то общее с авторским вариантом? Только количеством транзисторов! Вариант «Дарлингтона» так же не подходит! Автор «лепил» схему имея начальные понятия, а в тексте толком не пояснил, как она работает… Она, и работать не может!!!

Кто сможет пояснить, в каких случаях резистор на схеме обозначают «RB»??? Я не помню, а Вы?

Вот такая маленькая «схемка», а какое «уважение» к читателям…

В каком программном редакторе работать – в каждом конкретном случае решает сам человек. Очень большой выбор…

Почему же я выбрал sPlan? Простая, компактная, приветливая программа. Для 3Dграфики она не подходит, но все мои работы в Дзене ( схемы, чертежи, графики ) выполнены в этой программе.

Работал с многими «большими» программами, но для выполнения простой или сложной схемы эта программа соответствует всем требованиям.

Теперь перейдём к критическим комментариям по моим материалам о выполнении схем программой sPlan и работе с этой программой.

И вот такой комментарий был одним из первых

-5

Вот ещё один «намёк» на программы высокого уровня

-6

Оказывается, не тому я учу своих читателей! Надо работать с системами СКВОЗНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ!!!

Я представляю шоковое состояние студента, осваивающего специальность «промышленное оборудование» после выполнения схемы ( в программе KICAD 6 ) шкафа управления станка, где установлено десять пускателей, реле и реле времени и как же быть с печатной платой??? А НИКАК!!! Я не встречал таких шкафов с такими печатными платами, где применяются печатные проводники на токи 10 – 20 – 30 Ампер и напряжения 220 – 380 Вольт. Так для чего тогда на начальном этапе изучать KICADесли достаточно sPlanдля оформления курсовой работы, курсового проекта или простой лабораторной работы?

Вот простой ответ одного из моих читателей

-7

Во многом с ним я согласен, но в вопросе «усложнения и подробностей изложения материала» не согласен с автором комментария! Эти все материалы предназначены для НАЧИНАЮЩИХ!!! Самое главное на начальном этапе изучения – это аккуратность выполнения схем в соответствии с государственными правилами Российских ГОСТов и ЕСКД, а таких материалов у меня очень много и предназначены они именно для грамотного изложения, а не для сквозного проектирования…

Вот такой комментарий

-8

Очень интересный комментарий одного из преподавателей учебного заведения

-9

Представляете такого преподавателя? Как сказал Василий Алибабаевич в известном фильме: - ДОЦЕНТ ЗАСТАВИТ!!!

Но вот недавно читаю свежий комментарий одного их моих читателей

-10

Я ответил и обещал сделать файлы и сохранить на Яндекс-диск для помощи студентам и начинающим. К сожалению, мне пришлось уехать на отдых ( 73 года – это не 25! ), но первый материал после санатория готов. Буду добавлять регулярно! Хочу добавить, что кроме графики символов студентам и начинающим потребуется изучение моих материалов, чтобы понять, как применять правила выполнения схем.

А про графический инструмент надо добавить, что здесь главным инструментом является не зубило, не карандаш или программа – главным инструментом является голова человека и право выбора индивидуально! Работаем ручкой, программой, но аккуратно, красиво и в соответствии с правилами и стандартами!!!

Выбор за моими читателями!!! Я не доцент и я не заставляю!!!

В качестве помощи студентам и начинающим я предлагаю УГО, чтобы самостоятельно сделать библиотеку УГО в программе sPlan, а чтобы это упростить и сократить время, предлагаю УГО, выполненные в программе sPlan в соответствующих разделах…

Для начала будут УГО резисторов и конденсаторов.

Открываем ссылку

Это начало работы. Осваиваем черчение линий. Без линий и соединений схема электрическая принципиальная не бывает.

Следующий этап – открываем ссылку по конденсаторам

Изучаем черчение этих радиоэлементов, конденсаторы встречаются практически во всех схемах

Следующий этап – открываем ссылку по резисторам

Резисторы так же встречаются практически во всех схемах.

И открываем ссылку на файл программы sPlan из Яндекс-диска, скачиваем файл, открываем в программе sPlanи переносим элементы в «свою библиотеку». Какие элементы выбрать решаете самостоятельно, но если Вы сохранили этот файл, то всегда сможете добавить недостающие УГО. Все элементы после занесения в библиотеку можно редактировать и опять же добавить в свою библиотеку.

Файл sPlan загружаем по ссылке

Stu 1.spl7

Если возникнут вопросы, всегда отвечу и расскажу.

Выполнять схемы в других программах так же приветствуется, но надо помнить, что есть для этого правила и стандарты. Схема выполняется аккуратно, наличие на схеме координатной сетки не приветствуется, а цветная маркировка допускается только в пояснительных материалах. Цветные ( разноцветные ) радиоэлементы и соединительные проводники только затрудняют чтение схем.

Пишите, буду рад прочитать Ваши замечания и предложения!!!

В следующих материалах буду добавлять файлы на Яндекс-диск.

Желаю Всем крепкого здоровья, счастья и успехов во всех начинаниях!!!

Желаю чистого и мирного неба над головой!!!