Здравствуйте мои уважаемые читатели!
Данный материал является продолжением материалов для начинающих: студентов, учащихся и тех, кто решил осваивать электронику и электрику.
И для начала вспомним времена, когда наша земля была теплым шариком и по ней ходили мамонты, а именно в те времена, когда человек становился человеком. Согласно, всех научных теорий, чтобы стать человеком, ему потребовалось: научиться ходить, научиться работать и научиться общаться.
Для общения будущему человеку потребовалось: научиться говорить, освоить язык жестов и освоить графику.
И так получилось, что графика стала основой всего процесса развития человечества и без неё мы и шагу ступить не можем!
Основой графики являются два понятия: графический инструмент и графическая поверхность.
Графическим инструментом может быть: заострённый камень; кисть или пучок травы, смоченные краской; зубило; карандаш; пишущая ручка ( любой системы ); клавиатура ( обычная или виртуальная ); фреза и лазер.
Графическая поверхность: стена пещеры или скалы; просторы пустыни ( Наска ); кусок камня или дерева для скульптуры и сооружения; стена дома; поверхность площади или площадки: лист папируса, бумаги, пергамента или кожи; поверхность рекламного щита из любого материала; и самое современное – это экран электронного устройства, отображающий информацию в статическом или динамическом варианте.
Но для всего графического требуется язык общения для каждого варианта свой! И для каждого языка требуется алфавит…
Каждая нация, национальность или народность изобрели свой язык ( на земле более 2500 национальностей и народностей ), а вот алфавитов всего 14, но это всё для простого общения в быту.
После простого общения потребовался язык технического общения… Одним из первых был географический язык и различного рода календари, а потом технических языков стало очень много: механический для создания конструкций; химический для создания формул вещества и так далее… И самым интересным и одним из самых востребованных стал язык электроники! Алфавит этого языка очень простой, но применение знаков этого алфавита очень непростая задача. В отличие от языков общения разговорных – у каждой нации свой, язык электроники общий для всей земли – этому способствовал прогресс, но есть «национальные» отличия…
Каждая «большая» страна «постаралась» внести свои изображения символов алфавита, но к счастью практически все символы понятны для специалистов в различных странах – надо только подумать и всё становится понятно.
Вот и в нашей стране был разработан такой стандарт, но к сожалению очень многие электроники ( ранее электронщики ) в своих материалах не обременяют себя применением отечественных стандартов и «лепят» схемы не понятно в каком стандарте…
А почему? Думаете им лень применять наши символы? Возможно и такое, но как мне кажется – это неуважение к своим читателям и к своей стране!!! У себя в блокноте схему можно составлять, применяя вместо резисторов помидоры, а вместо транзисторов огурцы, но вот для читателей надо делать схемы по правилам, без отговорок – «А МНЕ ТАК НРАВИТСЯ!!!».
Надо уважать своих читателей, а так же себя!!!
Есть здесь и исключение – это когда автор показывает работу симулятора и приводит картинку из такой программы или если автор приводит схему из первоисточника…
Вот и будем учиться делать ( чертить ) схемы качественно и красиво! Особо хочу отметить, что этому надо учиться в первую очередь студентам, учащимся колледжей и просто начинающим радиолюбителям.
Большинство графических программ позволяют делать «собственную» библиотеку радиоэлементов – необходимо только немного поработать…
Предлагаю сравнить две схемы ( совершенно одинаковые!!! ), но выполненные в разных программах
Рис. 1. Непонятная схема стабилизатора напряжения в авторском исполнении ( автор известен! ).
Рис. 2. Схема непонятного стабилизатора ( автор тот же ), но выполненная в программе sPlan.
Будет такая схема работать или не будет?
Если посмотреть на авторскую схему можно и не заметить ошибок, а во втором варианте видно сразу, что схема не рабочая!!! Обратите внимание, как включены транзисторы, кто из моих читателей ответит, что это за новое соединение двух транзисторов?
Сравниваем с известной парой
Рис. 3. Известная пара.
Есть, что-то общее с авторским вариантом? Только количеством транзисторов! Вариант «Дарлингтона» так же не подходит! Автор «лепил» схему имея начальные понятия, а в тексте толком не пояснил, как она работает… Она, и работать не может!!!
Кто сможет пояснить, в каких случаях резистор на схеме обозначают «RB»??? Я не помню, а Вы?
Вот такая маленькая «схемка», а какое «уважение» к читателям…
В каком программном редакторе работать – в каждом конкретном случае решает сам человек. Очень большой выбор…
Почему же я выбрал sPlan? Простая, компактная, приветливая программа. Для 3Dграфики она не подходит, но все мои работы в Дзене ( схемы, чертежи, графики ) выполнены в этой программе.
Работал с многими «большими» программами, но для выполнения простой или сложной схемы эта программа соответствует всем требованиям.
Теперь перейдём к критическим комментариям по моим материалам о выполнении схем программой sPlan и работе с этой программой.
И вот такой комментарий был одним из первых
Вот ещё один «намёк» на программы высокого уровня
Оказывается, не тому я учу своих читателей! Надо работать с системами СКВОЗНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ!!!
Я представляю шоковое состояние студента, осваивающего специальность «промышленное оборудование» после выполнения схемы ( в программе KICAD 6 ) шкафа управления станка, где установлено десять пускателей, реле и реле времени и как же быть с печатной платой??? А НИКАК!!! Я не встречал таких шкафов с такими печатными платами, где применяются печатные проводники на токи 10 – 20 – 30 Ампер и напряжения 220 – 380 Вольт. Так для чего тогда на начальном этапе изучать KICADесли достаточно sPlanдля оформления курсовой работы, курсового проекта или простой лабораторной работы?
Вот простой ответ одного из моих читателей
Во многом с ним я согласен, но в вопросе «усложнения и подробностей изложения материала» не согласен с автором комментария! Эти все материалы предназначены для НАЧИНАЮЩИХ!!! Самое главное на начальном этапе изучения – это аккуратность выполнения схем в соответствии с государственными правилами Российских ГОСТов и ЕСКД, а таких материалов у меня очень много и предназначены они именно для грамотного изложения, а не для сквозного проектирования…
Вот такой комментарий
Очень интересный комментарий одного из преподавателей учебного заведения
Представляете такого преподавателя? Как сказал Василий Алибабаевич в известном фильме: - ДОЦЕНТ ЗАСТАВИТ!!!
Но вот недавно читаю свежий комментарий одного их моих читателей
Я ответил и обещал сделать файлы и сохранить на Яндекс-диск для помощи студентам и начинающим. К сожалению, мне пришлось уехать на отдых ( 73 года – это не 25! ), но первый материал после санатория готов. Буду добавлять регулярно! Хочу добавить, что кроме графики символов студентам и начинающим потребуется изучение моих материалов, чтобы понять, как применять правила выполнения схем.
А про графический инструмент надо добавить, что здесь главным инструментом является не зубило, не карандаш или программа – главным инструментом является голова человека и право выбора индивидуально! Работаем ручкой, программой, но аккуратно, красиво и в соответствии с правилами и стандартами!!!
Выбор за моими читателями!!! Я не доцент и я не заставляю!!!
В качестве помощи студентам и начинающим я предлагаю УГО, чтобы самостоятельно сделать библиотеку УГО в программе sPlan, а чтобы это упростить и сократить время, предлагаю УГО, выполненные в программе sPlan в соответствующих разделах…
Для начала будут УГО резисторов и конденсаторов.
Открываем ссылку
Это начало работы. Осваиваем черчение линий. Без линий и соединений схема электрическая принципиальная не бывает.
Следующий этап – открываем ссылку по конденсаторам
Изучаем черчение этих радиоэлементов, конденсаторы встречаются практически во всех схемах
Следующий этап – открываем ссылку по резисторам
Резисторы так же встречаются практически во всех схемах.
И открываем ссылку на файл программы sPlan из Яндекс-диска, скачиваем файл, открываем в программе sPlanи переносим элементы в «свою библиотеку». Какие элементы выбрать решаете самостоятельно, но если Вы сохранили этот файл, то всегда сможете добавить недостающие УГО. Все элементы после занесения в библиотеку можно редактировать и опять же добавить в свою библиотеку.
Файл sPlan загружаем по ссылке
Если возникнут вопросы, всегда отвечу и расскажу.
Выполнять схемы в других программах так же приветствуется, но надо помнить, что есть для этого правила и стандарты. Схема выполняется аккуратно, наличие на схеме координатной сетки не приветствуется, а цветная маркировка допускается только в пояснительных материалах. Цветные ( разноцветные ) радиоэлементы и соединительные проводники только затрудняют чтение схем.
Пишите, буду рад прочитать Ваши замечания и предложения!!!
В следующих материалах буду добавлять файлы на Яндекс-диск.
Желаю Всем крепкого здоровья, счастья и успехов во всех начинаниях!!!
Желаю чистого и мирного неба над головой!!!