Поговорим сегодня о том, что такое межполушарное взаимодействие, зачем оно нужно и что бывает, когда взаимодействие не сформировано.
Межполушарное взаимодействие – механизм объединения правого и левого полушария в единую целостно работающую систему, которая формируется под влиянием генетических и средовых факторов.
Наше правое полушарие в основном отвечает за обработку невербальной информации, эмоциональность, воображение, музыкальные и художественные способности, ориентацию в пространстве, способность понимать метафоры и переносный смысл, а также координирует левую половину тела.
Левое полушарие отвечает за память, логику, аналитическое мышление, обработку и анализ вербальной информации, а также координирует правую половину тела.
Так для чего же нам нужно взаимодействие между полушариями, если каждое из полушарий отвечает за свои функции?
Оно необходимо нам для передачи информации из одного полушария в другое для того чтобы мы могли осуществлять более сложную деятельность, чем простое восприятие и обработка информации. Например, для того чтобы выучить как пишется одна буква, нам нужно принять образ этой буквы, усвоить алгоритм её написания, понять как держать ручку или карандаш для написания этой буквы, проанализировать всю эту информацию и только потом попробовать воспроизвести её на листе. Таким образом, для написания только одной буквы нам требуется много маленьких операций в головном мозге, за которые отвечают разные полушария. А если мы будем говорить о таких вещах как конструирование, вождение автомобиля, сборка техники, представляете, сколько там нам потребуется операций, которые одно полушарие на себя никак не сможет взять. И чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у человека будут развиты когнитивные функции и интеллектуальные возможности.
Что же бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано или сформировано слабо?
Тогда у нас происходит нарушение обработки информации и чаще всего нарушаются следующие виды деятельности: письмо, счет (как письменные, так и устный), устная речь, чтение.
· Могут наблюдаться зеркальное написание букв и цифр;
· Часто может встречаться псевдолеворукость. Такое состояние, при котором у ребенка старше 5 лет ни одно из полушарий не берет на себя доминантную роль, а ребенок пользуется двумя руками одновременно.
· Логопедические проблемы. Могут наблюдаться нарушения структуры слов и предложений, то есть дети переставляют слоги в словах, не понимают в какой последовательности произносятся слова в предложениям и т.д.
· Общая моторная неловкость, которая также мешает развиваться мелкой моторике. Такие дети часто падают на ровном месте, во все врезаются, плохо играют в мяч или перепрыгивают через преграды.
· Может наблюдаться снижение объема памяти и концентрации внимания.
· Как следствие всего вышеперечисленного может проявиться инфантильность и отсутствие познавательной мотивации.
Почему вообще происходит нарушение формирования межполушарного взаимодействия? Причин может быть много: стресс и болезни во время беременности, родовые травмы, тяжелые заболевания ребенка в первый год жизни, общие наркозы в первые годы жизни, малоподвижный образ жизни ребенка, педагогическая запущенность и др. В принципе все, что могло как-то повлиять на развитие функций головного мозга может повлиять на межполушарное взаимодействие.
Но как было сказано в начале, на взаимодействие между полушарий влияют не только генетические факторы, но и средовые. А это означает, что межполушарное взаимодействие можно и нужно тренировать!
Для этого существует множество упражнений, о некоторых из них я расскажу поподробнее.
1. Зеркальное рисование. Для этого упражнения Вам потребуется чистый лист и 2 карандаша. Необходимо одновременно обеими руками зеркально – симметрично рисовать фигуры, писать буквы, цифры и др. Чем больше Вы будете выполнять данное упражнение, тем больше будете чувствовать расслабление глаз и рук, что и будет сигнализировать Вам об улучшении межполушарных связей.
2. Живот – макушка. Достаточно веселое упражнение, суть которого заключается в одновременном выполнении следующих действий: гладить живот правой рукой по часовой стрелке, а левой рукой аккуратно постукивать по макушке. Когда Вы привыкните к этим движениям и всё начнет получаться без особых затруднений, то Вы можете поменять руки.
3. Ухо – нос. Это упражнение обожают все дети у меня на занятиях. Левой рукой необходимо взяться за кончик носа, а правой рукой за мочку противоположного уха (т.е. за левое ухо). Затем одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, и также одновременно схватиться правой рукой за нос, а левой за противоположное ухо. Когда движения начнут получаться лучше, можно ускорить темп выполнения.
4. Круги. В этом упражнении Вам нужно в положении стоя опереться на левую ногу, а правой ногой чертить на полу круги по часовой стрелке. Одновременно с этим постарайтесь левой рукой чертить круги против часовой стрелки параллельно полу. Когда станет получаться все движения делать одновременно и достаточно быстро, поменяйте ногу и руку.
В принципе любые действия, выполняемые одновременно двумя руками способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Для этого не нужны специальные приспособления и много времени, а пользу это приносит огромную!
Если Вам необходима консультация нейропсихолога записаться Вы можете в сообщениях группы Вконтакте