В газете Новое Время за 8 марта 1886 года появилась заметка о том, что в «Обществе любителей древней письменности» было сделано несколько интересных сообщений.
Так господин Красницкий Иван Яковлевич сообщил сведения о иконе Божией Матери Андроника, представленной ее владельцем Влассопуло, императору Николаю Павловичу. Чрезвычайно любопытна история этой иконы…
Икона изящного византийского письма представляет Пресвятую Богородицу в том виде в каком она пишется обычно с Спасителем и Иоанном Предтечи в так называемом Деисусе (без младенца). Как писал российский археолог, этнограф, преподаватель Санкт-Петербургской Академии Художеств, исследователь иконописи Василий Александрович Прохоров: между древностями искусства Византийского не было ни чего более редкого, более драгоценного, как изображение Божией Матери, принадлежащее императору Андронику Палеологу.
Написана на доске 7 ½ вершка (31.115 см ) в вышину и 5 ½ вершка (22.225 см) в ширину.
Икона обложена серебряною вызолоченной ризой с венцом на подобии царской короны и украшена жемчугом и драгоценными камнями.
Эта риза и украшения сделаны в 1826 году русским консулом Иваном Николаевичем Влассопуло. Об этом гласит надпись на серебряной пластине укрепленной на иконе: « сея всечестная святая икона, при переходе с течением времени в разные руки, лишенная всех царских украшений, в 1826 году во святом Петрополе Российском украшена мною Иоанном Николаевым Влассопуло посильным и посильным моим приношением».
Украшенная икона вложена в серебряную вызолоченную раму с серебряной пластиной с греческой надписью: «сия всечестная святая икона есть дар благочистиваго царя Андроника Палеолога в Монемвасию».
Обращает внимание видимая рана на вые (шее) Пресвятой Богородицы. По приданию, рана эта была нанесена при взятии Константинополя турками, когда один из неверных воинов, ворвавшись в спальню императора, где находилась икона, поразил ее ножом, отчего на шее Богородицы образовалась кровоточащая рана, а у дерзновенного заболела и отсохла рука. Этот небольшой, с белой костяной ручкой нож, которым была нанесена рана иконе, хранится при святой иконе (в киоте) в голубом бархатном вместилище.
На оборотной стороне иконы сохранялась круглая восковая печать Византийской Империи удостоверявшая надпись о том, что эта икона одна из трех икон Богоматери писаных Евангелистом Лукой.
По преданию икона принадлежала к домашним святыням Греческого императора Андроника III Палеолога (1296 - 1341), отчего называлась Андрониковою. Не задолго до смерти Андроник пожертвовал икону в обитель города Монемвасии (Μονεμβασία) в Морее (Пелопоннес), где она пребывала до начала XIX века. По названию монастыря икона называлась также Монемвасийской.
Когда в 1821 году Греки измученные турецким игом восстали и стали бороться за независимость, турки в ответ на это опустошили многие города, в том числе и Монемвасию. Настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятеля, спас только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в городе Патрасе (Патры). Здесь в то время находился русский генеральный консул Иван Николаевич Влассопуло, который был женат на племяннице Агапия. По завещанию, после смерти Агапия икона была передана И.Н. Влассопуло.
Святыня была лишена всякого украшения и Влассопуло, в 1826 году, находясь в Петербурге, за свой счет, заказал у местных ювелиров серебряную позолоченную ризу с жемчугом и драгоценными камнями. И.Н. Влассопуло предполагал поднести икону в дар Российскому Императору, но это ему не удалось. Иван Николаевич скончался в 1838 году.
Его сын Александр, получив икону в наследство, решает выполнить намерение отца. В 1839 году он отсылает ее из Афин в Одессу со своим поверенным Телемаком Врето к одесскому архиепископу, с письмом на Высочайшее имя. Архиепископ передал икону с письмом Императору Николаю Павловичу. Государь с благодарностью принял дар, наградив дарителя и его поверенного. Также Николай Павлович повелел внести икону в число замечательных по древности икон собора большого Зимнего дворца.
Но Александр Влассопуло оказался корыстолюбивым господином. Не лесную характеристику дает ему российский дипломат, посол в Греции Гавриил Антонович Катакази- «...человек, отец которого долгое время находился на Российской службе, который и сам был допущен к службе Императорского двора, показал себя не достойным этой чести… юноша лишенный способностей и духа, вставший на путь порока…». Подаренная за подношение Александру Влассопуло Императором табакерка с вензелем Государя, ввиду не лестных отзывов о дарителе иконы была заменена на денежный эквивалент в 5000 рублей, дабы не позорить августейшие инициалы, нанесенные на табакерку.
Через несколько лет после акта дарения Влассопуло начинает забрасывать Императора просьбами о дополнительных вознаграждениях. При этом Александр Влассопуло ссылался на свое бедственное положение в связи с разорением его имения турками, мстившими за службу его отца Российской Империи. Напоминая о подношение священной иконы, то он просит вернуть крупную сумму, потраченную его отцом из личных средств, в ходе дипломатической работы, то просит денежного пособия для своей жены, то умаляет принять на казенный счет в Сиротский Институт свою дочь от первого брака Елену.
В сентябре 1866 года Александр Влассопуло осмелился подать на Высочайшее имя прошение об исходатайствовании ему от Государя Императора (уже Александра II) 25 т. рублей вознаграждения за поднесенную им, когда то икону. В противном случае требуя вернуть ее ему обратно. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения Императора. Его Величество Александр Николаевич ответил отказом на домогательства Влассопуло и повелел вернуть ему икону.
К тому времени Александр Влассопуло, предвидящий свое банкротство, скрылся из Петербурга. Права на икону перед побегом, он передает своей жене Серафиме Леонидовне. Она в свою очередь, в 1867 году переводит право собственности на икону коллежскому асессору Михаилу Андреевичу Федорову, нанятому ею для ведения дел по несостоятельности мужа.
В это же время еще два кредитора Влассопуло, Толузакова и Корнеев узнав об ценной святыне, пожелали получить ее за долги и продать за три тысячи рублей в один из храмов Петербурга. Они подали в суд и выиграли дело. Долго пристраивали святыню и наконец, договорились с настоятелем Троицкого собора на Петербургской стороне. По предписанию суда икону забрали из Зимнего дворца, после чего она была продана.
12 мая 1868 года икона была торжественно перенесена в Троицкий собор. Решение суда возбудило протест М.А. Федорова, который имел уже права на икону, о чем не знали остальные кредиторы. Начался долгий запутанный процесс. Он тянулся до 10 января 1877 года и завершился в пользу Федорова. Все это время икона прибывала в Троицком соборе и каждый год, 12 мая праздновалось ее перенесение из Зимнего дворца. К иконе стекались богомольцы со всего Петербурга и других мест России. У иконы часто молилась императрица Мария Александровна. Купец Илья Федулович Громов в 1876 году, в благодарность Божией Матери за успешно проведенную ему операцию на глаза, устроил для иконы превосходный мраморный киот.
Так описывалось место нахождения иконы Греческой Божией матери в Троицком соборе.
Икона Греческой Божией Матери находится посредине киота, утвержденного на мраморном подъеме в пять ступеней, с бронзово-золоченой решеткой с левой стороны алтаря. По бокам киота- образ Марии Магдалины и святого благоверного князя Александра Невского, сверху изображение Св. Троицы, возлагающей корону на Царицу Небесную. Внизу надпись: «Пресвятая Владычице, спаси и помилуй на Тя уповающих».
16 апреля 1877 года, не смотря на протесты, притча и прихожан, икона из Троицкого собора была отправлена Федоровым на свою квартиру.
Тогда же в Троицкий собор был помещена полная копия иконы Андрониковой Божией Матери, которая так же стала, почитаема, как и оригинал.
Федоров став обладателем уникальной иконы, не знал, что с ней делать. Он обращался к Высочайшим особам, духовным лицам, представителям городской власти. Федоров предлагал святыню в дар или уступал ее за не большую сумму, но при этом выдвигал определенные условия и проекты, в результате чего икона оставалась невостребованной. Так, например, он предлагал отделять ему половину кружечного дохода который может приносить икона, для использования им Федоровым этих сумм на благотворительные цели.
Между тем бедность все более стесняли Федорова. Сам он не находил службы и работ для пропитания своего семейства.
Михаил Андреевич был «неуживчивой личностью». Так устроившись в Департамент таможенных сборов, он проработал там всего пару месяцев и был отстранен за «правдивую жалобу» на начальника.
По мнению Федорова, его окружали «враги отечества», которые преследовали Федорова. Недоброжелатели признали его «неблагонадежным дворянином», а позже и вовсе «сумасшедшим за которым должна следить полиция».
Все помыслы Федорова были заняты мыслью о сбыте иконы.
Наконец он познакомился с санкт-петербургским купцом-благотворителем Ефремом Никифоровичем Сивохиным, которому он и предложил приобрести святую икону.
В марте 1885 года в Петербург приехала из Вышневолоцкого женского монастыря иконы Казанской Божией Матери, матушка Макария. Монастырь был создан не так давно (в 1881 году) из существовавшей с 1872 года женской общины.
В Петербурге матушка решила проведать благотворителей своей обители. Она встретилась с Ефремом Никифоровичем Сивохиным, который предложил ей поговорить с Федоровым на предмет дара иконы Андрониковой Божией Матери Вышневолоцкому монастырю. Макария поехала к Федорову на Васильевский остров посмотреть икону. Икона стояла у Федорова в квартире, в совершенно неподобающем месте, между дверями на полке. Матушка просила Федорова отдать святыню в монастырь. Федоров согласился, но с условием, что он будет жить с женой при монастыре, но это было совершенно невозможно.
Тогда Ефрем Никифорович решает выкупить икону у Федорова и передать ее в дар обители.
Сивохин заплатил за икону 17 тысяч рублей. У бывшего владельца Федорова остался прежний киот иконы, позже так же приобретенный Сивохиным.
По наставлению бывшего на тот момент архимандрита Тверского Саввы, Сивохин подал владыке прошение в котором писал о том, что стал обладателем чудотворной иконы и понимая, то что святыня должна хранится не в частном доме, а в Божием храме, принял решение передать икону в дар Вышневолочковской Казанской женской обители. Разрешение на дар было получено.
Петербургское общество, прихожане Троицкого собора захотели удержать икону в Петербурге, но было поздно. Сивохину городской голова Иван Ильич Глазунов даже предложил возместить все его расходы, но Ефрем Никифорович не захотел изменить уже раз принятое решение о передаче иконы в Вышневолоцкий монастырь и засвидетельствовал это официальными бумагами.
30 апреля 1885 года на квартире Сивохина (Гороховая 54) в присутствии многих богомольцев, среди которых были представители высшего общества, было совершено игуменом Нилстолбенской мужской обители, напутственное молебствие. В 9 вечера икона была доставлена на Николаевский вокзал и на следующий день 1 мая прибыла в Вышний Волочек, где была встречена местным духовенством, губернатором и большим количеством народа, не только из местных, но и приезжих с других губерний России. При колокольном звоне всех церквей икону вынесли из вагона, поставили в большой киот с иконами Господа Саваофа и святых Ефрема и Неониллы, которые, как бы держат вставленный образ Богородицы. Торжественным крестным ходом икона сначала была доставлена в городской собор, где была совершена божественная литургия. После молебствия икона была доставлена в обитель. Матушка игуменья просила Святейший Синод разрешения ежегодно праздновать 1-й день мая перенесения святой иконы в Вышневолочский монастырь.
В одну из встреч архимандрита Тверского Саввы и Е.Н. Сивохина, последний тронутый добрыми, благодарственными словами пастыря, поручил исполнить олеографические (цветная литография) копии с чудотворной иконы, наклеенные на досках. Копии в размер оригинала и двух размеров поменьше делались для продажи в церковной лавке в пользу обители. Заказ на изображения был исполнен известным книгопродавцем апраксинодворцем Василием Гавриловичем Шатаевым в одесской литографии Тилло.
Вероятно, подобная литографическая копия Андрониковой иконы Божией Матери находится во Введенской церкви Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском, где считается чудотворной.
В 1885 году прихожане Троицкого собора в Петербурге в память об утраченной святыне пожелали устроить предел во имя иконы Греческой Божией Матери. Но на это они не получили Высочайшего соизволения. В 1888 году после спасения императорской семьи при крушении поезда возле станции Борки причт предложил выстроить в ограде новую церковь Греческой Божией Матери по проекту Г. И. Карпова и П. А. Григорьева. Была объявлена подписка по сбору пожертвований, и архитектор Григорьев даже составил проект храма. Но все это так и осталось на стадии проекта.
К 1919 году в Троицком соборе хранилось три списка с иконы Греческой Божией Матери, не считая изображения этого образа находившегося на большом колоколе, отлитом в 1888 году.
Служители Троицкого собора не могли смириться с потерей святыни и позиционировали свой храм, как место где находится истинная икона Греческой Божией матери. Во многих описаниях собора помещалась информация о том, что это та самая икона писаная евангелистом Лукой имеющая Византийскую печать на обороте удостоверяющая это факт.
Так в конце 1896 года в газете Новое Время появилась заметка о том, что греческой принцессе Евгении (?) Палеолог, прибывавшей в Лондоне, была подарена петербургским Троицким собором, через русское посольство, копия иконы «Греческой Божией Матери». При этом все было представлено так, что оригинал иконы находится в Санкт-Петербурге. Настоятельнице Вышневолоцкой обители матушке Досифее, пришлось давать опровержение об истинном месте нахождения святыни.
В Вышневолоцкой обители перенесенная икона Царицы Небесной стала привлекать богомольцев с разных концов России, представителей разных слоев населения. Так уже в 1885 году на молитву к иконе приехал великий князь Владимир Александрович, выразивший благожелание развития обители.
15 февраля скончался Е.Н. Сивохин, благодаря которому монастырь обрел икону Божией Матери Андрониковой. Он был похоронен в склепе под колокольным храмом во имя пр. Ефрема Сирина и мученицы Неониллы, построенным им для обители.
В 1901 году был освящен построенный при участии св. прав. Иоанна Кронштадтского, в Вышневолоцком женском монастыре большой собор, главный престол которого был посвящен Андрониковой иконе Божией Матери. Андрониковский собор, строился по проекту московского архитектора Н. П. Маркова.
в 30-е годы 20- го века, после закрытия обители самые почитаемые иконы, в том числе и Андрониковой Божией Матери, были перенесены в Казанский собор Вышнего Волочка. После сноса в 1933 году Казанского собора святые иконы перенесли в еще действующий Богоявленский храм.
Перед войной Богоявленский собор был закрыт и икону Андрониковой Божией Матери передали в местный музей.
В начале 80-х годов с возвращением верующим Богоявленского собора в Вышнем Волочке, икона была перенесена туда. Турецкий нож, которым был нанесен удар святому образу, к тому времени уже отсутствовал.
В 1984 (?) году оригинальная икона Божией Матери Андрониковой была украдена из Богоявленского собора Вышнего Волочка.
18 апреля 2019 года в обитель вернулся список Андрониковой иконы, выполненный сестрами Казанского монастыря с чудотворной иконы в конце 1880-х годов ХIX века.
Источники:
Сказание о Казанской чудотворной иконе Божией Матери. - Санкт-Петербург : типо-лит. В.А. Тиханова, 1890.
Платонович В.А., Описание Троицко-Петровского собора в С.-Петербурге на Петербургской стороне, Санкт-Петербург : Синод. тип., 1890
Принесение древней греческой иконы Богоматери в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. - Санкт-Петербург : тип. А.М. Котомина, 1875.
Немиров Г. А., Троицкий собор, что на Петербургской стороне, в 1703-1903 г г.. Ист. справка / Сост. Г.А. Немиров. - Санкт-Петербург : юбилейное изд. старосты собора пот. поч. гр. Д.Ф. Сушина, 1905.
Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии : Вып. 1. Вып. 3 / 25. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. епарх. ист.-стат. ком., 1869-1885, 1873.
Изограф. 1885, Т. 1, Вып.8/10, 11/12.
Савва (Тихомиров, Иван Михайлович). Торжество принесения древней греческой иконы божией матери, именуемой "Андроникова", из С.-Петербурга в Казанский Вышневолочский женский монастырь 1 мая 1885 г. с фотографическим изображением иконы божией матери. - 4-е изд. - Санкт-Петербург : тип. Дома призрения малолетних бедных, 1904.
Принесение древней греческой иконы Богоматери в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. - Санкт-Петербург : тип. А.М. Котомина, 1875. Золотницкий
Греческая Андроникова икона Божией Матери в истории Византии и России / [Сост. Пикуль И.В., Смирнова Н.С.]. - СПб.: Православ. фонд В. Пикуля, 1999. (Покров Божией Матери над Россией : Альм. ; Вып. 2).
Лавры, монастыри и храмы на св. Руси / С.-Петербургская епархия. - Санкт-Петербург : тип. Уч-ща глухонемых вед. учр. имп. Марии, 1908.
Антонов В., Кобак А. Святыни Санкт-Петербурга. Христианская историко-церковная энциклопедия. — Санкт-Петербург: Лики России, 2003.
Новое Время,- 1885 13 мая,1896 4 декабря;1897 3 января.
Голос, -1868, 1 июля.
РГИА
Ф. 472 Оп. 19 внутр. оп. 237/1253. Д. 114
Ф. 472 Оп. 13 Д. 1757
Ф. 1341 Оп. 15 Д. 224
Благодарю за помощь в подборе материала: главного библиотекаря журнального фонда РНБ, Леонтьеву М.В.