Найти в Дзене
OVERCLOCKERS.RU

Сравнение самых больших современных космических ракет в мире

Оглавление

Трудно представить, с какой силой поднимается в небо ракета длиной более 100 метров. Шум приводов слышен за много километров. И Starship компании SpaceX, и Space Launch System (SLS) компании НАСА имеют высоту больше 100 метров.

Фото: REUTERS Новейшая ракета New Glenn высотой 98 метров лишь немного уступает этим гигантам. Она был построена частной компанией Blue Origin основателя Amazon Джеффа Безоса и только 16 января совершила свой первый испытательный полет. За последние пару недель его откладывали несколько раз.

На пути к Луне и Марсу

Сейчас создаются ракеты для полётов к Луне. Это новое поколение систем запуска, разработанных для космической эры, которая еще не наступила. Тот факт, что они такие большие, в основном объясняется тем, что они предназначены для перевозки тяжелых грузов в космос: на Луну и, в конечном итоге, на Марс.

Необходимое для этого топливо занимает место, и поэтому ракета увеличивается в высоту. Большинство новых систем являются модульными, то есть их можно модифицировать в зависимости от их использования: спутники транспортируются в грузовом отсеке, люди — в космическом корабле. В зависимости от количества модулей ракета может увеличиваться в размерах.

-2

Высота различных ракет. Источник: Tichy Долгое время легендарная ракета «Сатурн-5», впервые доставившая астронавтов на Луну в 1969 году, была самой большой ракетой в мире — ее высота составляла 110 метров. Однако со временем Луна утратила свое значение в космической гонке сверхдержав (СССР и США), и вместо этого важнейшей целью для исследователей и компаний стала орбита Земли.

Тяжелые ракеты-носители

Для достижения низкой околоземной орбиты (НОО) высотой от 200 до 2000 км ракетам требуется меньше топлива, и поэтому они более компактны. Большинство тяжелых ракет достигают геостационарной орбиты, находящейся на расстоянии 36 000 км. В этом случае залогом успеха в удовлетворении высокого спроса в отрасли являются количество запусков и надежность.

Флагманская ракета частных компаний — Falcon 9 от SpaceX. Первая ступень ракеты может приземляться самостоятельно и использоваться повторно несколько раз. Это означает, прежде всего, что можно значительно увеличить частоту пусков. Даже в случае с версией Falcon Heavy, которая может вывести в космос больше груза, обе ракеты-носители приземляются на Земле.

-3

Falcon 9. Фото: REUTERS

США

Для того чтобы компании и государства могли управлять собственными группировками с тысячами спутников, эксплуатация малых и средних ракет сейчас важна как никогда. Компания SpaceX теперь каждые несколько недель отправляет в космос интернет-спутники для своей сети Starlink.

В то же время компании и космические агентства по всему миру предлагают услуги по запуску астронавтов или грузов на ракете SpaceX. Поскольку в настоящее время у компании практически нет конкурентов, ее бизнес, скорее всего, будет процветать.

Об этом свидетельствуют и цифры. Большинство этих ракет в настоящее время запускаются в США, причем только Falcon 9 и Falcon Heavy совершили 133 успешных полета в 2024 году. Кроме того, в США есть ракеты-носители Vulcan Centaur и Atlas V компании United Launch Alliance. В основном они запускают в космос военные спутники.

-4

Vulcan Centaur

Китай, Индия и Россия

В настоящее время в Китае используются 7 различных моделей ракет «Чанчжэн». Самая крупная из них — Long March 5. Она позволяет Китаю осуществлять запуски в космос несколько раз в месяц.

-5

Long March 5 Индийское космическое агентство ISRO часто попадает в поле зрения, поскольку его самая большая ракета GSLV представляет собой скорее малую пусковую установку. Индийские ракеты запускают всего несколько раз в год, в 2024 году было пять запусков.

По крайней мере, в России их было 15. В великой космической державе разработка новых тяжелых ракет для космоса отставала от военных исследований. Нынешние ракеты «Союз-2» летают с 2006 года. За это время они претерпели ряд модификаций.

Ракеты и их полезная нагрузка

Сверхтяжелые системы (более 50 тонн):

  • Starship (121 м): полезная нагрузка 250 т
  • SLS Block 2 (111 м): полезная нагрузка 130 т
  • Saturn V (больше не используется), 111 м: полезная нагрузка 141 т

Тяжёлые системы (от 20 до 50 тонн):

  • New Glenn (98 м): полезная нагрузка 45 т
  • Falcon 9 Block 5 (70 м): полезная нагрузка 22,8 т
  • Ariane 64 (63 м): полезная нагрузка 21,65 т
  • Long March 5 (63 м): полезная нагрузка 25 т

Средние системы (от 2 до 20 тонн):

  • Vulcan Centaur (67,3 м): полезная нагрузка 15,3 т
  • Atlas V (58,3 м): полезная нагрузка 18,8 т
  • Союз 2.1а/б (46,3 м): полезная нагрузка 7,4 т
  • Vega-C (35 м): полезная нагрузка 2,3 т
  • Long March 2 (58,34 м): полезная нагрузка 8,6 т
  • GSLV (49 м): полезная нагрузка 5т
-6

Ракета «Союз»

Европа

В настоящее время Европа отстает от других стран и регионов в космической отрасли. После в целом успешного первого полета новая тяжелая ракета-носитель Ariane 6 готова к коммерческому полету, который запланирован на февраль.

Годы задержек привели к тому, что Европа осталась без ракеты после последнего полета ее предшественницы, Ariane 5. Это создало зависимость, особенно от SpaceX. Ariane 6 должна совершать не менее 10 полетов в год — это неконкурентоспособно, но, по крайней мере, Европа снова вступила в космическую гонку.

Планируемые миссии

Пройдет еще несколько лет, прежде чем произойдет следующее крупное изменение в космической отрасли. В лучшем случае к концу десятилетия ожидаются более частые запуски таких гигантов, как Starship, SLS или New Glenn.

Учитывая планы крупнейших космических агентств по строительству лунных баз, запуски ракет столь крупных систем наверняка станут более частыми. Сначала для перевозки строительных материалов, затем для доставки людей и грузов на спутник Земли и планируемую космическую станцию Lunar Gateway.

Как и в случае с Falcon 9, SpaceX уверенно движется к возобновлению регулярной эксплуатации. Starship предназначен для полетов на Луну и, возможно, даже на Марс.

За очень короткое время компании SpaceX удалось превратить прототип в полноценную пусковую установку, первую ступень ракеты которой уже можно захватить специальными механическими кранами - этот маневр был успешно осуществлен в ходе седьмого полёта Starship 17 января.