Найти в Дзене
Я спросил у...

Врагам Трампа настало время тревоги и страха

Избранный президент Дональд Трамп пообещал наказать своих противников, особенно тех, кто участвовал в его судебном преследовании и расследовании Конгрессом беспорядков в Капитолии 6 января. Фото...Эрик Ли/The New York Times
Избранный президент Дональд Трамп пообещал наказать своих противников, особенно тех, кто участвовал в его судебном преследовании и расследовании Конгрессом беспорядков в Капитолии 6 января. Фото...Эрик Ли/The New York Times

#Политика,Видимость контента,Привлечение трафика

Майкл С. Шмидт и Гленн Траш

18 Января 2025 года

По мере того, как Дональд Трамп возвращается к власти, критики, прокуроры и предполагаемые враги, которые стремились привлечь его к ответственности и изгнать из американской политической жизни, теперь с большим опасением смотрят на президента, который вступает в должность, поклявшись отомстить.

Мистер Трамп пообещал провести расследование и наказать противников, особенно тех, кто участвовал в четырёх судебных процессах против него и в расследовании Конгрессом нападения на Капитолий 6 января 2021 года.

Эти угрозы, наряду с его заявленным намерением помиловать хотя бы некоторых из тех, кто совершил нападение 6 января, заставляют многих в Вашингтоне и других городах нервничать, опасаясь не только действий правительства против них, но и того, что оглашение его намерений создало атмосферу непредсказуемого, ничем не сдерживаемого возмездия со стороны его сторонников.

Майкл Фаноне, бывший полицейский, который был среди тех, на кого напала толпа сторонников Трампа 6 января 2021 года, открыто критиковал мистера Трампа. Он сказал, что опасается, что насилие и угрозы, которые уже были направлены против него и его семьи, включая его мать, только усилятся после возвращения мистера Трампа в офис.

«Меня больше всего беспокоит возможность насилия и актов насилия, которые будут продолжаться не только в отношении меня, но и в отношении членов моей семьи, — сказал он. — Меня беспокоит то, что люди будут верить, что если они нападут на меня или членов моей семьи физически, то Дональд Трамп оправдает их действия, и кто знает, может, он так и сделает».

«Нью-Йорк Таймс» связалась с более чем двумя десятками самых откровенных критиков и предполагаемых врагов мистера Трампа, чтобы узнать об уровне их обеспокоенности. Несмотря на то, что в прошлом они высказывались против него или участвовали в судебных разбирательствах против него, почти все отказались публично говорить о своих опасениях, заявив, что если они выскажутся сейчас, то станут ещё более заметными мишенями.

Но, выступая на условиях анонимности, они изложили свои опасения.

Некоторые из них сказали, что беспокоятся о том, что Министерство юстиции или ФБР могут начать внутреннее или уголовное расследование их действий в ходе работы, даже если они действовали законно и добросовестно. Тот факт, что Каш Патель, которого мистер Трамп назначил главой ФБР, опубликовал обширный список врагов, только усилил их беспокойство.

Другие сказали, что они обеспокоены тем, что могут потерять работу в частном секторе или клиентов. А некоторые, как, например, мистер Фаноне, сказали, что всерьёз опасаются, что сторонники Трампа, прислушавшись к его призывам к возмездию, будут преследовать или нападать на них или их семьи. По их словам, план мистера Трампа помиловать некоторых участников беспорядков 6 января ещё больше подорвёт нормы верховенства закона, что сделает ситуацию ещё хуже.

Несмотря на то, что г-н Трамп неоднократно угрожал ответными мерами, некоторые из его помощников и советников предположили, что его не всегда следует понимать буквально. «Я не хочу возвращаться в прошлое», — сказал он в программе «Встреча с прессой» на канале NBC в прошлом месяце, добавив, что, по его мнению, генеральный прокурор и директор ФБР сами решат, стоит ли расследовать деятельность таких противников, как члены специального комитета Палаты представителей 6 января.

В ответ на вопрос о том, планировал ли мистер Трамп использовать правительство в качестве оружия против своих врагов, представитель его переходной команды раскритиковал президента Байдена, заявив бездоказательно, что мистер Байден использовал систему правосудия в качестве оружия против своих политических оппонентов.

Во время первого президентского срока г-на Трампа многие люди, на которых он часто жаловался, требуя расследования или других мер, оказались под пристальным вниманием правительства, что стоило им времени, денег, репутации и вызывало сильное беспокойство у них самих и их семей.

В некоторых случаях мистеру Трампу не нужно предпринимать никаких действий самому, потому что его союзники делают всю работу за него. В прошлом месяце республиканцы в Палате представителей опубликовали доклад, в котором говорится, что Лиз Чейни, бывший представитель от штата Вайоминг, которая помогала руководить расследованием беспорядков 6 января и причин, которые к ним привели, должна предстать перед ФБР для дачи показаний о своей работе в комиссии. А республиканцы на Капитолийском холме размышляют о том, требовать ли показаний от бывшего специального прокурора Джека Смита, который вёл два федеральных уголовных дела против мистера Трампа.

В какой-то степени, по словам некоторых людей, страх возмездия уже привёл к тому, что публичная критика в адрес мистера Трампа сошла на нет в то время, когда руководители корпораций и другие видные деятели, которые раньше держались в стороне или критиковали его, спешат выразить свою поддержку.

Одним из немногих, кто был готов высказаться, был Чарльз Капперман, бывший заместитель советника по национальной безопасности при Трампе, которого Патель назвал одним из своих врагов в написанной им книге. Мистер Капперман сказал, что готов выступить публично, потому что хочет, чтобы общественность знала, что Патель не подходит на должность директора ФБР из-за своего характера и отсутствия квалификации.

«Что они собираются со мной сделать? — сказал он. — Мне 74 года, я женат 55 лет, я доволен тем, что сделал всё, чтобы помочь своей стране и построить лучшее будущее для своей семьи. Я не беспокоюсь лично за себя. Я по-прежнему верю, что если что-то случится, закон восторжествует».

Один из публичных критиков мистера Трампа, сыгравший заметную роль в одной из попыток привлечь его к ответственности во время его первого срока, сказал в интервью, что недавно впервые в жизни купил оружие, потому что боялся, что сторонники Трампа, воодушевлённые тем, что президент готов их помиловать, нападут на него и его семью дома.

Один из многих республиканцев, попавших в список врагов, составленный мистером Пателем, сказал, что гордится своей государственной службой, но беспокоится, что обнародование его имени может побудить какого-нибудь ревностного сторонника Трампа напасть на его семью.

Один адвокат-демократ, который на протяжении многих лет публично критиковал мистера Трампа, отказался давать интервью для этой статьи из-за опасений, что его заявления могут привести к возмездию не только в отношении него самого, но и в отношении его клиентов. Он посоветовал другим людям в его положении придержать язык, пока у них не появится возможность определить, как далеко готов зайти мистер Трамп.

Один из уходящих в отставку чиновников Белого дома, присутствовавший при принятии многих важнейших решений администрации Байдена, со смехом сказал, что у него есть двухэтапный план на ближайшее будущее.

Шаг первый: Отправляйтесь в длительный отпуск на противоположной стороне земного шара.

Шаг второй: лети домой и найми адвоката.

Для многих укрепление защиты уже началось. Важные свидетели и следователи, участвовавшие в различных правительственных расследованиях в отношении г-на Трампа, убеждены, что теперь Конгресс или Министерство юстиции будут расследовать их самих, и наняли влиятельные юридические фирмы в Вашингтоне, которые часто специализируются на защите политиков, находящихся под следствием по делу о коррупции, или корпораций из списка Fortune 500, столкнувшихся со сложными юридическими и нормативными проблемами.

Люди, близкие к господину Трампу, признают, что они в какой-то степени участвуют в психологической войне, мстя за неудачные попытки импичмента, расследования в Конгрессе и уголовные преследования, которые господин Трамп давно называет охотой на ведьм. И им нравится пугать тех, кто, по их мнению, годами охотился на них.

Но эта кампания по нагнетанию страха служит и прагматичной цели: она усиливает позиции политических назначенцев Трампа в крупных федеральных агентствах, которые численно уступают им, в то время как они вынуждены полагаться на опытных федеральных служащих из Вашингтона, которых они считают врагами.

По словам нескольких человек, близких к команде Трампа, одной из целей переходного периода было деморализовать и вывести из равновесия либеральных карьерных чиновников, особенно в Министерстве юстиции, чтобы заставить их уйти, а также дать понять, что все, кто останется, должны будут следовать указаниям назначенцев Трампа, иначе их ждёт перевод, переезд или дисциплинарное взыскание.

За четыре года, которые Трамп провёл вне офиса, он стал объектом масштабного расследования Конгресса, ему четырежды предъявляли обвинения, его признали виновным в сексуальных домогательствах и клевете, он проиграл гражданский иск, который обошёлся ему в сотни миллионов долларов, и стал преступником после вынесения обвинительного приговора в манхэттенском суде. В ходе этих разбирательств всплыли новые имена людей, на которых он собирался нападать, если бы вернулся в Белый дом во время президентской кампании 2020 года.

Теперь, когда Верховный суд постановил, что президенту не запрещено консультироваться с генеральным прокурором по делам, а бывшие президенты пользуются широким иммунитетом от судебного преследования за официальные действия, совершённые во время пребывания в должности, мистер Трамп собирается вступить в должность.

На слушаниях по утверждению в должности на этой неделе Пэм Бонди, которую Трамп выбрал на пост генерального прокурора, попыталась развеять опасения, что она будет проводить карательные расследования в отношении людей, которых Патель или Трамп считают врагами.

Но она не исключила полностью возможность проведения расследования по просьбе мистера Трампа при условии, что она пришла к такому выводу самостоятельно, сочла его обоснованным и проведённым в соответствии с законом.

Страх, охвативший многих из тех, на кого г-н Трамп и его союзники нацелились сразу после выборов, несколько ослабел, а прогнозы о том, что Министерство юстиции и ФБР столкнутся с массовым оттоком кадровых сотрудников, которые считались оплотом против партийных расследований, пока не оправдались.

Представители Белого дома при президенте Байдене были готовы рассмотреть значительное количество предварительных помилований для тех, кто попал в поле зрения мистера Трампа. Но они сказали, что были удивлены, когда многие из тех, к кому они обратились, особенно члены комитета Палаты представителей, расследовавшего нападение 6 января, заявили, что не хотят помилования, потому что это создаст плохой прецедент.

Тем не менее, по словам высокопоставленных чиновников администрации, он всё ещё может помиловать некоторых из тех, кто отреагировал более положительно, до своего ухода с поста в понедельник.