В галерее ЗИЛАРТ проходит выставка живописи Марии Пак. Мария Пак – современный художник-монументалист, член Московского союза художников, Союза художников России и Творческого союза художников России, доцент кафедры рисунка Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова. Мы провели встречу и беседу с художницей и надеемся, что знакомство с её творчеством и личными размышлениями доставит вам не меньшее удовольствие, чем нам.
Здравствуйте, Мария! Не могли бы вы кратко представить себя и рассказать о вашем профессиональном пути как художника?
Здравствуйте! Меня зовут Пак Мария Ильинична, я – художник-монументалист, доцент кафедры живописи и композиции МГАХИ им. Василия Ивановича Сурикова. Сейчас я преподаю рисунок в своем родном институте в мастерской Колупаева Николая Владимировича. Родилась я во Владивостоке, в семье военно-морского офицера и филолога. Занималась в художественной школе, потом в училище и институте искусств во Владивостоке. Позже я поехала в Москву и поступила в институт только с третьего раза! Потом аспирантура, преподавание в МСХША и параллельно роспись храмов, написание икон и творческих работ. Уже более 12 лет преподаю в МГАХИ им. В.И. Сурикова.
Какие увлечения или интересы, помимо живописи, имеют значение для вашего творчества? Влияют ли они на ваше искусство и, если да, то каким образом?
Сейчас я увлечена историей России. Мне интересно всё с самого зарождения Руси, от Рюриковичей в древнерусских летописях «Повесть временных лет». Также Радзивиловская летопись с прекрасными миниатюрами, которые стали моим вдохновением, когда я делала эскизы в одной церкви. Потом, конечно, род Романовых, и так до наших дней. Изучение истории России – это сейчас моё самое интересное занятие, которое влияет одновременно и на мою творческую работу, выбор тем для новых картин.
Как сформировался ваш интерес к искусству? Какие обстоятельства или события стали решающими в начале творческого пути?
Наверное, это случай, хотя возможно было и не случайно, а закономерно. Когда я училась в школе у меня была подруга, которая очень хотела научиться рисовать, она ходила на курсы в дом пионеров и позвала меня с собой за компанию. Позже мы вместе пошли поступать в художественную школу, и я поступила с первого раза, а она нет, и это был её третий раз! Больше она не пробовала поступать, а для меня это стало профессией. Но мама говорила, что я с самого раннего детства любила рисовать. Возможно, всё началось с того, что, когда она читала мне сказки, часто сама делала смешные рисунки и показывала мне. Она не занималась нигде, и поэтому рисунки были смешные и наивные, но очень трогательные.
Сталкиваетесь ли вы с творческим кризисом? Если да, какие методы или подходы вы используете для преодоления творческих блоков?
Конечно иногда, очень редко, приходит какая-то апатия, нет того накала эмоций и желания работать на износ. Но у меня есть очень хороший метод, он связан с моей непосредственной профессией. Я – монументалист, и поэтому, если вдруг начинается период, когда нет желания ничего делать, я меняю направление и ухожу из станковой живописи в монументальное, и наоборот.
Существуют ли у вас определённые ритуалы или подготовительные этапы перед началом работы над произведением?
Наверное, самый главный ритуал – это чистить палитру перед началом работы. Хотя это больше похоже на рабочие моменты, но очищение палитры от предыдущей работы – это, наверное, мое внутреннее желание поставить точку в предыдущей работе и одновременно начало чего-то нового.
Как начинается процесс создания новой работы? С чего вы обычно начинаете?
Конечно же с идеи! Это может быть синтез и пластических, и литературных, и исторических идей. А потом бесконечная череда эскизов, порой доходит до 40 – 50 вариантов, и окончательный результат чаще всего совсем другой, чем был задуман изначально. Я к этому пришла в последние годы! На ранних этапах творчества я делала не более 10 эскизов, и потом многие проблемы решала уже на холсте. Сейчас стараюсь всё решить на эскизе.
Кто из художников, чьи работы вам близки, оказывает на вас наибольшее влияние? Или, если бы была такая возможность, с кем из художников прошлых и современных эпох вы хотели бы обсудить вопросы искусства и творчества?
Конечно очень много прекрасных художников в прошлом и настоящем, и есть периоды в моём творчестве, когда видно влияние художников прошлого на меня. Например, был период, когда очень любила Ван Гога, я писала в этой манере, потом был период Брейгеля, очень люблю, как он строит композиции! Затем Веласкес, потом Суриков и другие.
Я закончила монументальную мастерскую под руководством Максимова Евгения Николаевича и Лубенникова Ивана Леонидовича, они мои главные учителя! Сейчас я работаю в мастерской под руководством Колупаева Николая Владимировича – профессора кафедры живописи, академика, народного художника. Он сильно повлиял и влияет на моё творчество в станковых работах на сегодняшний момент. Я считаю его своим учителем, и самое интересное для меня – это обсуждение с ним вопросов искусства и творчества.
В последнем разговоре мы вспоминали с ним другого моего учителя – Ивана Леонидовича Лубенникова. Какой след он оставил в искусстве, и какая сильная реакция была у многих людей на его внезапную смерть. Всё-таки он был и Художник, и Человек с большой буквы! Когда такие люди покидают этот мир, они оставляют след, и люди остро реагируют на потерю. Особенно, когда это так неожиданно и рано!
Создаете ли вы собственных персонажей? Если да, расскажите о них.
Конечно, как в любом творчестве, вы хотите что-то сказать, и не всегда это возможно сделать, изобразив людей своего времени или окружения. Зачем себя ограничивать? Если это исторический персонаж, то можно собрать материал для правдоподобного образа. Но самое главное – это мысль, которую ты передаешь, и часто для этого необязательно изображать людей из истории. Например, работа «Вдовий дом»: помимо вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, все остальные персонажи придуманы! Было несколько фотографий, но они больше использовались как историческая справка костюма, который носили в то время.
Если бы один из ваших персонажей мог бы позвонить вам, кто бы это был и почему?
Пушкин! Хотела бы с ним поговорить. Я бы спросила, насколько трудно писать стихи, как он это делал. Каким видел Россию, что думал о нашем будущем. Он творец, и как бы это банально ни звучало, мне интересно узнать его творческие подходы и планы.
Могли бы вы поделиться интересным или необычным случаем, связанным с вашим творчеством?
Это наверно даже страшный случай! По окончании института еще один мой учитель, Виктор Павлович Мясоедов, пригласил меня поработать в Храме Иверской Божией матери на Ордынке. Храм – особенный, не только как исторический памятник, где есть мои росписи, но и из-за того, что в нём произошло. Роспись в храмах часто происходит на лесах – это такие большие и очень высокие строительные конструкции, поскольку нужно расписывать стены и потолок. И вот я на высоте 3-х этажного дома иду по лесам, неожиданно доски раздвигаются, и я начинаю падать вниз. Инстинктивно я расставляю локти и задерживаюсь между досок. Вся жизнь пронеслась перед глазами! Я спустилась и поняла, что нужно принять крещение. Нельзя расписывать храмы, относясь к этому поверхностно. Этот случай я восприняла как знак свыше, что я неправильно живу. Прочла вначале Библию и потом крестилась.
Какая из ваших картин является для вас самой необычной и почему?
Наверное, картина «Сон Марии». Она очень тревожная и, по моему ощущению, не похожа на всё остальное моё творчество, хотя и очень искренняя. Это был действительно сон, который я перенесла на холст. Ни до, ни после такого опыта не было. Обычно я очень долго ищу тему, и потом отрисовываются эскизы. В этом случае эскиз просто пришёл, и я его воплотила, как он есть. Единственное, я долго меняла свою фигуру, она у меня была как у Шагала, в большом небе летела, мне это не понравилось. В конечном итоге я её увеличила, и фигура стала сама как небо.
На ваш взгляд, какую роль играет искусство в обществе и какую ценность оно представляет для людей?
Искусство по большому счёту даёт надежду и, как следствие, веру. Не даром само искусство всегда было связано с верой. Именно храмовое искусство давало работу художникам и было оплотом культуры многие века, даря людям веру и надежду. Сейчас немного по-другому, но вектор остается тот же – дать луч света, веру в лучшее, в предназначение человека для добрых дел. Это, в моём понимании, миссия художника! Чем мы можем отличаться от животного мира, если не искусством? Как только первый человек взял уголь в руки и сделал наскальный рисунок, он стал человеком разумным, человеком-творцом.
Влияет ли ваша художественная деятельность на другие сферы вашей жизни, и если да, то каким образом?
Художественная деятельность – это основа моей жизни, каркас, на который всё остальное надевается. И в первую очередь – это мой ребёнок, который, как я считаю, лучшее мое произведение!
Как вы считаете, оказала ли ваша творческая деятельность влияние на репутацию корё-сарам? Если да, то в чем это проявляется?
Я надеюсь, что пример положительный есть, что в нашем обществе, не смотря на нашу непохожесть, мы принимаем друг друга. Принятие пришло не сразу, я помню были проблемы в школе из-за внешности. Но сейчас, благодаря моему творчеству, многие знают меня, и, я надеюсь, это как-то вдохновляет других корейцев и не только на принятие себя. Понимание, что не внешность главное, а то, что в душе и на сердце, это человеческое качество. И многие из моих друзей сейчас говорят, что мои восточные корни дали мне терпимость и мягкость, а также трудолюбие.
Какие рекомендации или пожелания вы могли бы дать молодежи, стремящейся развивать в творческой или профессиональной сфере?
Не сдаваться, не бояться и преумножать свои знания и умения, а информацию черпать и узнавать из книг, из хороших книг! И слова моего учителя Лубенникова: «Всё должно быть интересным и живым, вся наша профессия посвящена тому, чтобы из мёртвого сделать живое, и если это получается – значит человек может быть художником!».
Вот, что говорит профессор кафедры теории и истории искусства МГАХИ им. В.И. Сурикова Сергеева Татьяна Демьяновна о деятельности Марии Пак:
Мария постоянно ищет свою тему в искусстве и свои сюжеты. И что очень важно, в её живописи представлена многонациональная палитра оттенков. Здесь есть и любовь к русской культуре, русской поэзии, литературе. Мария очень лиричный художник. Можно увидеть и семейные сцены, детство Марии с изображением всей семьи и маленькой корейской девочки в пространстве окраины Владивостока. И в преподавании сейчас, когда многие студенты с Дальнего Востока, которые хотят получить реалистическую школу, уметь писать с натуры, Мария реализует себя. Найти себя в современном пространстве - вот это мне кажется важно для представителей молодого поколения, представителей корейской россии. Мария, конечно, идеальный такой тип, персонаж, получивший первоклассное образование.
Посмотреть выставку живописи Марии Пак можно по адресу: проспект Лихачева, д.11. Галерея ЗИЛАРТ располагается в здании школы №548 “Царицыно”. Посетить выставку можно до 31.01.2025 в будние дни. Для входа гостей потребуется паспорт.
Интервьюер - Светлана Кушникова, резидент МДКМ
Редактор - Александра Фролова, резидент МДКМ