Найти в Дзене

Интервью с художником-монументалистом Марией Пак

Оглавление

В галерее ЗИЛАРТ проходит выставка живописи Марии Пак. Мария Пак – современный художник-монументалист, член Московского союза художников, Союза художников России и Творческого союза художников России, доцент кафедры рисунка Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова. Мы провели встречу и беседу с художницей и надеемся, что знакомство с её творчеством и личными размышлениями доставит вам не меньшее удовольствие, чем нам.

-2

Здравствуйте, Мария! Не могли бы вы кратко представить себя и рассказать о вашем профессиональном пути как художника?

Здравствуйте! Меня зовут Пак Мария Ильинична, я – художник-монументалист, доцент кафедры живописи и композиции МГАХИ им. Василия Ивановича Сурикова. Сейчас я преподаю рисунок в своем родном институте в мастерской Колупаева Николая Владимировича. Родилась я во Владивостоке, в семье военно-морского офицера и филолога. Занималась в художественной школе, потом в училище и институте искусств во Владивостоке. Позже я поехала в Москву и поступила в институт только с третьего раза! Потом аспирантура, преподавание в МСХША и параллельно роспись храмов, написание икон и творческих работ. Уже более 12 лет преподаю в МГАХИ им. В.И. Сурикова.

Какие увлечения или интересы, помимо живописи, имеют значение для вашего творчества? Влияют ли они на ваше искусство и, если да, то каким образом?

Сейчас я увлечена историей России. Мне интересно всё с самого зарождения Руси, от Рюриковичей в древнерусских летописях «Повесть временных лет». Также Радзивиловская летопись с прекрасными миниатюрами, которые стали моим вдохновением, когда я делала эскизы в одной церкви. Потом, конечно, род Романовых, и так до наших дней. Изучение истории России – это сейчас моё самое интересное занятие, которое влияет одновременно и на мою творческую работу, выбор тем для новых картин.

-3

Как сформировался ваш интерес к искусству? Какие обстоятельства или события стали решающими в начале творческого пути?

Наверное, это случай, хотя возможно было и не случайно, а закономерно. Когда я училась в школе у меня была подруга, которая очень хотела научиться рисовать, она ходила на курсы в дом пионеров и позвала меня с собой за компанию. Позже мы вместе пошли поступать в художественную школу, и я поступила с первого раза, а она нет, и это был её третий раз! Больше она не пробовала поступать, а для меня это стало профессией. Но мама говорила, что я с самого раннего детства любила рисовать. Возможно, всё началось с того, что, когда она читала мне сказки, часто сама делала смешные рисунки и показывала мне. Она не занималась нигде, и поэтому рисунки были смешные и наивные, но очень трогательные.

Сталкиваетесь ли вы с творческим кризисом? Если да, какие методы или подходы вы используете для преодоления творческих блоков?

Конечно иногда, очень редко, приходит какая-то апатия, нет того накала эмоций и желания работать на износ. Но у меня есть очень хороший метод, он связан с моей непосредственной профессией. Я – монументалист, и поэтому, если вдруг начинается период, когда нет желания ничего делать, я меняю направление и ухожу из станковой живописи в монументальное, и наоборот.

Существуют ли у вас определённые ритуалы или подготовительные этапы перед началом работы над произведением?

Наверное, самый главный ритуал – это чистить палитру перед началом работы. Хотя это больше похоже на рабочие моменты, но очищение палитры от предыдущей работы – это, наверное, мое внутреннее желание поставить точку в предыдущей работе и одновременно начало чего-то нового.

Как начинается процесс создания новой работы? С чего вы обычно начинаете?

Конечно же с идеи! Это может быть синтез и пластических, и литературных, и исторических идей. А потом бесконечная череда эскизов, порой доходит до 40 – 50 вариантов, и окончательный результат чаще всего совсем другой, чем был задуман изначально. Я к этому пришла в последние годы! На ранних этапах творчества я делала не более 10 эскизов, и потом многие проблемы решала уже на холсте. Сейчас стараюсь всё решить на эскизе.

-4

Кто из художников, чьи работы вам близки, оказывает на вас наибольшее влияние? Или, если бы была такая возможность, с кем из художников прошлых и современных эпох вы хотели бы обсудить вопросы искусства и творчества?

Конечно очень много прекрасных художников в прошлом и настоящем, и есть периоды в моём творчестве, когда видно влияние художников прошлого на меня. Например, был период, когда очень любила Ван Гога, я писала в этой манере, потом был период Брейгеля, очень люблю, как он строит композиции! Затем Веласкес, потом Суриков и другие.

Я закончила монументальную мастерскую под руководством Максимова Евгения Николаевича и Лубенникова Ивана Леонидовича, они мои главные учителя! Сейчас я работаю в мастерской под руководством Колупаева Николая Владимировича – профессора кафедры живописи, академика, народного художника. Он сильно повлиял и влияет на моё творчество в станковых работах на сегодняшний момент. Я считаю его своим учителем, и самое интересное для меня – это обсуждение с ним вопросов искусства и творчества.

В последнем разговоре мы вспоминали с ним другого моего учителя – Ивана Леонидовича Лубенникова. Какой след он оставил в искусстве, и какая сильная реакция была у многих людей на его внезапную смерть. Всё-таки он был и Художник, и Человек с большой буквы! Когда такие люди покидают этот мир, они оставляют след, и люди остро реагируют на потерю. Особенно, когда это так неожиданно и рано!

Создаете ли вы собственных персонажей? Если да, расскажите о них.

Конечно, как в любом творчестве, вы хотите что-то сказать, и не всегда это возможно сделать, изобразив людей своего времени или окружения. Зачем себя ограничивать? Если это исторический персонаж, то можно собрать материал для правдоподобного образа. Но самое главное – это мысль, которую ты передаешь, и часто для этого необязательно изображать людей из истории. Например, работа «Вдовий дом»: помимо вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, все остальные персонажи придуманы! Было несколько фотографий, но они больше использовались как историческая справка костюма, который носили в то время.

-5

Если бы один из ваших персонажей мог бы позвонить вам, кто бы это был и почему?

Пушкин! Хотела бы с ним поговорить. Я бы спросила, насколько трудно писать стихи, как он это делал. Каким видел Россию, что думал о нашем будущем. Он творец, и как бы это банально ни звучало, мне интересно узнать его творческие подходы и планы.

Могли бы вы поделиться интересным или необычным случаем, связанным с вашим творчеством?

Это наверно даже страшный случай! По окончании института еще один мой учитель, Виктор Павлович Мясоедов, пригласил меня поработать в Храме Иверской Божией матери на Ордынке. Храм – особенный, не только как исторический памятник, где есть мои росписи, но и из-за того, что в нём произошло. Роспись в храмах часто происходит на лесах – это такие большие и очень высокие строительные конструкции, поскольку нужно расписывать стены и потолок. И вот я на высоте 3-х этажного дома иду по лесам, неожиданно доски раздвигаются, и я начинаю падать вниз. Инстинктивно я расставляю локти и задерживаюсь между досок. Вся жизнь пронеслась перед глазами! Я спустилась и поняла, что нужно принять крещение. Нельзя расписывать храмы, относясь к этому поверхностно. Этот случай я восприняла как знак свыше, что я неправильно живу. Прочла вначале Библию и потом крестилась.

Какая из ваших картин является для вас самой необычной и почему?

Наверное, картина «Сон Марии». Она очень тревожная и, по моему ощущению, не похожа на всё остальное моё творчество, хотя и очень искренняя. Это был действительно сон, который я перенесла на холст. Ни до, ни после такого опыта не было. Обычно я очень долго ищу тему, и потом отрисовываются эскизы. В этом случае эскиз просто пришёл, и я его воплотила, как он есть. Единственное, я долго меняла свою фигуру, она у меня была как у Шагала, в большом небе летела, мне это не понравилось. В конечном итоге я её увеличила, и фигура стала сама как небо.

-6

На ваш взгляд, какую роль играет искусство в обществе и какую ценность оно представляет для людей?

Искусство по большому счёту даёт надежду и, как следствие, веру. Не даром само искусство всегда было связано с верой. Именно храмовое искусство давало работу художникам и было оплотом культуры многие века, даря людям веру и надежду. Сейчас немного по-другому, но вектор остается тот же – дать луч света, веру в лучшее, в предназначение человека для добрых дел. Это, в моём понимании, миссия художника! Чем мы можем отличаться от животного мира, если не искусством? Как только первый человек взял уголь в руки и сделал наскальный рисунок, он стал человеком разумным, человеком-творцом.

Влияет ли ваша художественная деятельность на другие сферы вашей жизни, и если да, то каким образом?

Художественная деятельность – это основа моей жизни, каркас, на который всё остальное надевается. И в первую очередь – это мой ребёнок, который, как я считаю, лучшее мое произведение!

-7

Как вы считаете, оказала ли ваша творческая деятельность влияние на репутацию корё-сарам? Если да, то в чем это проявляется?

Я надеюсь, что пример положительный есть, что в нашем обществе, не смотря на нашу непохожесть, мы принимаем друг друга. Принятие пришло не сразу, я помню были проблемы в школе из-за внешности. Но сейчас, благодаря моему творчеству, многие знают меня, и, я надеюсь, это как-то вдохновляет других корейцев и не только на принятие себя. Понимание, что не внешность главное, а то, что в душе и на сердце, это человеческое качество. И многие из моих друзей сейчас говорят, что мои восточные корни дали мне терпимость и мягкость, а также трудолюбие.

Какие рекомендации или пожелания вы могли бы дать молодежи, стремящейся развивать в творческой или профессиональной сфере?

Не сдаваться, не бояться и преумножать свои знания и умения, а информацию черпать и узнавать из книг, из хороших книг! И слова моего учителя Лубенникова: «Всё должно быть интересным и живым, вся наша профессия посвящена тому, чтобы из мёртвого сделать живое, и если это получается – значит человек может быть художником!».

-8

Вот, что говорит профессор кафедры теории и истории искусства МГАХИ им. В.И. Сурикова Сергеева Татьяна Демьяновна о деятельности Марии Пак:

Мария постоянно ищет свою тему в искусстве и свои сюжеты. И что очень важно, в её живописи представлена многонациональная палитра оттенков. Здесь есть и любовь к русской культуре, русской поэзии, литературе. Мария очень лиричный художник. Можно увидеть и семейные сцены, детство Марии с изображением всей семьи и маленькой корейской девочки в пространстве окраины Владивостока. И в преподавании сейчас, когда многие студенты с Дальнего Востока, которые хотят получить реалистическую школу, уметь писать с натуры, Мария реализует себя. Найти себя в современном пространстве - вот это мне кажется важно для представителей молодого поколения, представителей корейской россии. Мария, конечно, идеальный такой тип, персонаж, получивший первоклассное образование.

Посмотреть выставку живописи Марии Пак можно по адресу: проспект Лихачева, д.11. Галерея ЗИЛАРТ располагается в здании школы №548 “Царицыно”. Посетить выставку можно до 31.01.2025 в будние дни. Для входа гостей потребуется паспорт.

Интервьюер - Светлана Кушникова, резидент МДКМ

Редактор - Александра Фролова, резидент МДКМ

Читайте также: