“Земную жизнь пройдя до половины”, после апокалипсиса они оказались в соляной шахте…по комфорту не уступающей земному особняку.
***
“Конец света” – это утомительная постапокалиптическая музыкальная драма Джошуа Оппенхаймера (Joshua Oppenheimer) о том, как тяжело быть богатыми, о том, что, грубо говоря, выживут только чиновники, и о том, что элита с трудом терпит чужаков, и о том, что экологичное и осознанное потребление не сработало.
Это очередная сатира с попыткой изобличить власть имущих через демонстрацию слабых сторон действующих лиц – они тут показаны просто несчастными, так как пытаются укорять себя за свои былые проступки, они бессовестны сами по себе, они по-прежнему скучают, как и при обычной жизни, и они по-прежнему отрезаны от мира (в прямом и переносном смысле). К их двух с половиной часовому самобичеванию сложно подключиться, они также далеки от обычной жизни, будучи элитой, окружённой предметами искусства, обширной библиотекой, собственным бассейном, личными поваром и доктором и неистощимыми источниками энергии. Даже превратившись в одушевлённые ископаемые, они не пытаются что-то осмыслить. От рефлексии у них портится настроение.
“Конец света” – это первый художественный фильм Джошуа Оппенхаймера, до него он занимался созданием документальных историй (“Акт убийства” и “Взгляд тишины”). В них он поднимал очень страшные темы – геноцида и жертв военного переворота.
Новый проект можно считать попыткой высказаться метафорами, взявшись опять за сложную тему, но Оппенхаймер рассказал всё то, что и так уже понятно. Истинное зло не знает, что оно зло, принимая себя за истину и благо.
Сюжет
Двадцать пять лет назад произошёл апокалипсис. Что происходит с людьми в целом на планете и сколько их осталось от 8 миллиардов (появление незнакомки намекает, что кто-то где-то прячется; в конце концов, её родили в период разрухи и как-то вырастили), не указано, в центре повествования находится горстка людей, создавших свой тесный мир под развалинами цивилизации. Эти люди, у которых нет имён, а только условные обозначения, укрылись в бункере в соляной шахте:
- очень богатая семейная пара – Мать (Тильда Суинтон) и Отец (Майкл Шеннон), чей Сын (Джордж Маккэй) родился и повзрослел уже под землёй, потому совершенно не представляет, что такое так называемая реальная жизнь. Хотя смог бы он её познать в обычных условиях, тоже вопрос, учитывая “багаж” его родителей. Скорее всего, мир для него всегда бы представал ограниченным и в виде искусственной диорамы в прямом смысле;
- лучшая подруга Матери (Брона Галлахер), которая была знаменитым шеф-поваром. Она скорбит по своему сыну Тому, из-за этого у неё сложились доверительные отношения с Сыном подруги;
- доктор (Ленни Джеймс), следящий за самочувствием обитателей бункера и выписывающий им сильнодействующие препараты, чтобы их сновидения мучали их как можно меньше, ведь каждого из них колет совесть по определённым причинам;
- дворецкий (Тим Макиннерни), который испытывает тёплые чувства к Отцу семейства, но не получает взаимности, от чего чувствует себя одиноким и несчастным.
Однажды в соляной шахте появилась незнакомка-девушка (Моусес Ингрэм), которая рассказала, что вся её семья погибла. И теперь ей некуда идти. Сын хотел бы, чтобы она осталась, но старшие установили правила – не впускать чужаков – и хотели бы её выгнать. Девушка прилагает усилия, чтобы остаться, и её “вторжение” неизбежно вносит изменения в сложившийся быт этого ограниченного сообщества.
Мысли и впечатления после просмотра
При просмотре я вспомнила мысль, которую однажды услышала от психолога в IG. Это была мысль о том, что человек не обязан любить своих родителей.
Эту идею в целом можно применить к этому сюжету – но она в его рамках развивается шире, согласно ему, в принципе необязательно любить кого-либо кроме себя, потому что это позволит выжить.
На основе всего, что открывается по мере развития истории, складывается впечатление, что к моменту, когда произошла катастрофа, погубившая планету, люди потеряли способность сочувствовать, ценить и беречь, а единственное, что у них (или точнее – в них) осталось, – это обострённый инстинкт самосохранения. Судя по репликам от действующих лиц, причинами, убившими планету, стали огромные финансовые амбиции компаний-гигантов и возгорание нефтяных месторождений, а те, кто успел в лучшие годы достаточно заработать, смог позволить себе комфортабельный бункер, где жизнь продолжится в том же достатке, что и на поверхности.
Теория с богачами, сумевшими позволить себе бункер, неидеальна, потому что по сюжету выходит, таких людей всего один – и он представлен в сюжете, про существование других бункеров ничего не говорится. А это очень странно для большой планеты. Словно только Отец оказался самым предусмотрительным и планомерно готовился к апокалипсису, укрепляя бункер, чтобы запасов в нём хватило на век вперёд. Но как этот бункер работает без перебоев и выглядит как новый, ничуть не потускнев за двадцать пять лет, загадка. Откуда в бункер поступают продукты, лекарства, одежда и энергоресурсы? Рыб и членистоногих они выращивают в аквариумах, но откуда лекарства, вода для того же бассейна, электричество?
Неужели сценаристы замаскировали в этом персонаже Бога, но только наоборот. В Библии Бог создавал землю для будущего, а здесь – только в эгоистических целях, чтобы уберечь свои ‘шкурку и шёрстку’ невредимыми. В конце концов, Отец занимался написанием книги, с редактированием которой ему помогал сын, а это похоже на создание Нового Завета (и идеологическую обработку лично для родного Сына). Только в нём не будет истины, а только то, что хочет внушить липовый создатель. Смысл написания книги в том, что так Отец пытается очистить свою совесть прежде всего перед собой (собственно, этим же занимаются его жена и её лучшая подруга, подменяя истинные факты о себе на ложные), успокаивая себя тем, что его участие в катастрофе незначительно – один человек не может оказать какое-либо влияние на глобальную ситуацию.
Но что с того? Кто её сможет почитать? Или Отец надеется, что в слоях соли его трактат сохранится для далёкого будущего поколения, которое расшифрует эти строки и поймёт, что был один герой, который пытался строить. Но он был один, а одному сложно (хотел вызвать к себе сочувствие дешёвым способом?).
Учитывая, что он и его жена приняли решение держать двери бункера закрытыми для чужаков, кто её сможет прочитать? Кто её издаст? Либо это метафора лжи, которая будет погребена под землёй; а ложь – это ещё одно бесполезное ископаемое, основа, на которой погибает планета.
И это не последние вопросы. Куда исчезли остальные люди, почему в соляную шахту забралась только одна эта девушка? Они как-то сдерживали их двадцать пять лет, но не смогли уследить за этой незнакомкой? Тогда почему, подобно этой девушке, в соляную шахту не попадали другие люди? У этой богатой семьи нет охраны, если опираться на факты, что в бункере ограниченное количество обитателей. Следовательно, за эти годы в шахту могли пробраться люди.
Джошуа Оппенхаймер своим фильмом показал горстку очень жалких людей. Они бросили родных, приняли решение укрыться в бункере ограниченным числом, но потом бичевали себя за совершённое, улучшая свои образы перед Сыном, искажая факты о себе. Эта аутоагрессия больше похожа на самоудовлетворение, чем на рефлексию о свершённом. У них был реальный шанс спасти людей, чтобы вырасти в своих же глазах, но они выбрали комфорт и свою зацикленность на своей персоне. То, что в критической ситуации они выбрали себя, многое о них говорит. Вся их жизнь – это бункер, не имеет значения, где он находится. Они не жили по-настоящему, будет ли заметно, что они все умерли (сцены с оказанием первой помощи в экстренной ситуации обыгрывают эту метафору).
Этот фильм очень затянут. В нём трудно увлечься темами, которые он развивает – о силе знаний и информации, о том, как важно иметь опыт, чтобы применять и воспринимать их (Сын – это яркий пример жертвы неверно вложенной в сознание информации); также о чувстве вины и о том, как вина разъедает, если её держать внутри и не высказать свои мучения эмпатичному человеку. Эти темы тут обозначены, но не развиваются, чтобы вызвать желание порассуждать в отрыве от фильма.
Музыкальные номера выглядят инородно, словно для увеличения хронометража. Единственной причиной их включения я могу считать попытку очеловечивания действующих лиц – музыка лирично показывает их невидимую связь, их внутренние переживания, которыми они делятся между собой. Как бы то ни было, симпатичными они не становятся, они похожи на манекены, а актёры, хотя и исполняют свои роли хорошо (и это правда), всё равно выглядят беспомощно, потому что им нечего сказать из-за скудности сценария. Остаётся только технично выполнять свою функцию. Если в этом была высшая цель режиссёра – через беспомощность отличных актёров показать полые образы элиты, – то ему это удалось.
Подруга бросила сына, Мать вместо родной сестры предпочла взять в бункер подругу-повара, чтобы она для неё готовила, Отец пытается переписать свою историю, отделяя себя от катастрофы, словно вклада в разрушение планеты со стороны его энергетической компании не было, и с грустью вспоминает только о своей собачке Молли, Сын понимает со временем, что всю свою жизнь воспитывался во лжи. Взрослые знали настоящую жизнь (условно настоящую – в фильме она показана монотонной, ничем не отличающейся от земной с излишествами, поступающими неизвестно откуда), но никогда не знали любви, они всегда пеклись только о себе, а Сыну досталась только диорама с нереалистичными фактами из жизни. Вот уж точно – конец.