В сюжете "Гарри Поттера" присутствуют явные отсылки к вампирской тематике. В произведениях встречаются шутливые упоминания о кровососущих существах, но герои почти не соприкасаются с представителями данного гуманоидного вида напрямую. Например, есть история "Путешествия с вампирами" или леденцы со вкусом крови. В качестве единственного исключения на рождественской вечеринке у Слизнорта появляется персонаж по имени Сангвини.
— Гарри, познакомься, это Элдридж Укорил, мой бывший ученик, автор книги «Братья по крови: моя жизнь среди вампиров», и, конечно, его друг Сангвини.
Уорпл, маленький человечек в очках, стиснул руку Гарри и с энтузиазмом потряс; вампир Сангвини, высокий, истощенный, с темными кругами под глазами, едва кивнул. Вид у него был скучающий. Рядом толпилась стайка взволнованных девчонок, с любопытством его разглядывавших.
Как мы видим, его образ комичен и высмеивает опасную ауру вампира. Несмотря на комический тон, на концепцию зла в "Гарри Поттере" влияет куда более серьёзный "Дракула" Брэма Стокера. Существуют многочисленные параллели между двумя произведениями. Например, связь Гарри и Джинни с Темным Лордом. "Гарри Поттер" переосмысляет готические мотивы "Дракулы", утверждая силу добра над злом.
Например, вокруг фигуры Снейпа витает мифология вампиров. На определённом этапе издания книг поклонники загадочно предполагали, будто Северус сам может оказаться вампиром. Джоан Роулинг опровергала данную теорию, но публиковала изображения своих первых замыслов о Снейпе. Его имя имело определённое созвучие с "отрубленным затылком". Черные волосы и бледная кожа зельевара также явно напоминают летучую мышь.
В "Гарри Поттере и узнике Азкабана" Снейп появляется, словно вызванный разговором о вампирах.
— Ну вот, Северус, — довольно хлопнув в ладоши, сказал Люпин. — Дело прояснилось, Я отнесу пергамент обратно в «Зонко»? Не возражаете? — Люпин свернул Карту и сунул ее куда–то в складки мантии. — Гарри, Рон, идемте со мной, я хотел бы объяснить вам еще кое–что про вампиров. Простите, Северус.
В Принце-Полукровке он предлагает Нарциссе бокал "алого вина", символизирующего кровь. В переводе «Росмэн» напиток приобретает ещё более явный цвет.
Снегг разлил по бокалам кроваво-красное вино, два бокала вручил сестрам. Нарцисса пробормотала какие-то слова благодарности, Беллатриса ничего не сказала, продолжая враждебно рассматривать Снегга. Его это как будто нисколько не смущало; казалось, происходящее его скорее забавляет.
Северус закрывает окна и погружает класс в темноту. Бледность Снейпа подчеркивает его связь со смертью. Темные намеки вокруг зельевара разрешаются в другом. Он является двойным агентом, работающим на Дамблдора.
Большинство вампирских отсылок в "Гарри Поттере" комичны и не играют серьезной роли в сюжете. В комедийном ключе открывается ключевая связь между Волан-де-Мортом и Дракулой. В "Принце-полукровке" Волан-де-Морт впервые описан с явными вампирскими чертами. Он имеет воскообразную белую кожу, черный плащ и красные глаза. Читатели узнают, что Волан-де-Морт, как и Дракула, хранит значимые предметы как талисманы бессмертия. В "Дракуле" главный герой собирает ящики с землёй для защиты собственного тела. В "Гарри Поттере" Волан-де-Морт создает шесть крестражей для своей безопасности. Обе истории завершаются погоней за магическими предметами и стремлением героев их уничтожить. В каждом из сюжетов наступает момент прозрения для Повелителя Тьмы, а кульминация включает осторожные переговоры о том, какие крестражи уничтожить. В результате и Дракула, и Волан-де-Морт поочерёдно проверяют укрытия. Наконец, сцена, где Гарри уничтожает дневник Реддла, как будто вдохновлена расправами над вампирами при помощи кола. В обеих историях победитель падает от усталости, а любимая женщина "спасается" актом насилия.
Вернёмся снова к образу Снейпа. Его поведение и внешний вид напоминают образы Дракулы из романа Брэма Стокера. Северус описывается как "скользящий" и "порхает", что создает ассоциации с вампирской мифологией. В "Дарах Смерти" он принимает форму, похожую на летучую мышь, что усиливает сравнение. Дракула также может превращаться в летучую мышь, и в данной детали подчеркивается его связь с темной природой. Кроме того, Дракула превращается в черную собаку и здесь уже параллель с Сириусом Блэком. Перечисленные образы служат для введения читателя в заблуждение относительно истинной природы персонажей. Превращение Дракулы в животных размывает границы между человеком и зверем. В "Гарри Поттере" способность превращаться в животное не имеет моральной окраски, за исключением Волан-де-Морта, чье превращение в змею символизирует злую природу. Таким образом, мифология вампиров и образы животных играют важную роль в создании атмосферы и характеров в обеих сериях.
В романе «Дракула» образ вампира создается как сатанинский враг, что подчеркивается использованием христианской символики. В «Гарри Поттере» Волан-де-Морт также ассоциируется с сатанинскими атрибутами. Оба автора черпают вдохновение из классических литературных образов зла. Красные глаза, присущие как Дракуле, так и Волан-де-Морту, символизируют их погружение в зло. Трансфузия крови и телепатическая связь ставят Гарри в позицию жертвы. В «Дракуле» жертвами вампирского владычества становятся в основном женщины, в то время как в «Гарри Поттере» жертвами становятся мужчины. Гарри, а не Джинни, является центральным персонажем, испытывающим влияние Волан-де-Морта. Это переосмысляет традиционные роли в обоих произведениях.
Прослеживаются и другие интересные параллели. Темный Лорд под личиной Квиррелла и Ренфилд оба стремятся к бессмертию через кровь. В фильме 1931 года именно Ренфилд отправляется в Трансильванию. Вампиры в «Гарри Поттере» ассоциируются с Восточной Европой, но не являются частью английской культуры. Темный Лорд, встреченный Квирреллом, воплощает зло, присущее Англии. Одна из отсылок появляется, когда Квиррелл говорит о покупке книги о вампирах. Существуют также упоминания о вампирах в статьях и биографиях. Оба произведения завершаются эпилогами, которые связывают главных героев с их прошлым. В «Дракуле» символизм возвращения чистоты подчеркивается исчезновением шрама Минны. В «Гарри Поттере» также присутствует исчезающая отметина, символизирующая связь Гарри с Темным Лордом. В финале «Поттерианы» шрам не болит, что подчеркивает завершение борьбы с злом.
В «Дракуле» вампиризм символизирует разрушительную силу зла и перебрасывается на главного героя. В «Гарри Поттере» злодею не удаётся подобный финт. Вампиризм скорее переносится на Снейпа, в то время как Гарри остается с чистым сердцем. Множество сюжетных параллелей подчеркивают различия в основе произведений. Они показывают, как «Гарри Поттер» переосмысляет концепцию «хороших людей» и «монстров» из «Дракулы». В «Гарри Поттере» сила сверхъестественного перевернута, и только любовь превосходит смерть.
А вы раньше замечали связь двух произведений между собой?