Наверное, нет среди сегодняшних совершеннолетних россиян тех людей, которые бы не слышали ничего о строительстве такого инфраструктурного гиганта, как Байкало-Амурская магистраль. И действительно – БАМ – важнейшая транспортная артерия нашей страны, которая имеет стратегическое значение и связывает европейскую и сибирскую часть.
По большому счёту БАМ достраивается до сих пор, несмотря на то, что строительство некоторых его частей началось ещё до Великой Отечественной Войны. Но оно и немудрено – это настолько сложный проект, насколько можно вообразить. И в глобальном плане он вполне себе может сравниться с величайшими инженерно-техническими сооружениями прошлого и настоящего (и даже перещеголять оные).
Транссибирская магистраль и БАМ – проекты, которые исправно функционируют уже много лет. И в каком-то смысле их можно назвать успешно закрытыми. Но в СССР были и обратные примеры. И сегодня я хочу представить вашему вниманию одну малоизвестную для жителей других регионов заброшенную дорогу в Забайкалье, ибо в неё были вложены миллиарды, которые попросту растворились в вечной мерзлоте.
Такие красивые забайкальские горы
Горы Забайкалья - это место, где Природа демонстрирует свою мощь, а человек пытается доказать, что способен её покорить. Одним из таких примеров борьбы стала железнодорожная ветка Новая Чара - Чина, построенная в условиях, которые, казалось бы, не оставляли шансов на успех.
Вечная мерзлота, сейсмическая активность, лавины зимой и камнепады летом - всё это не остановило строителей, которым «партия сказала: «Надо»»! Но спустя 20 лет после запуска дорога оказалась заброшенной, тем самым став печальным символом грандиозных амбиций и не менее грандиозных потерь.
Один огромный тупик
Ветка Новая Чара - Чина протяжённостью свыше 70 километров была построена как часть инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Её цель - обеспечить доступ к месторождениям полезных ископаемых, в частности, к Чинейскому месторождению, богатому серебром, ванадием и титаном. Однако уже вскоре после завершения строительства стало ясно, что дорога не оправдала ожиданий и не справляется с нагрузкой.
Первый и последний поезд прошёл по этой ветке более 20 лет назад. С тех пор рельсы ржавеют, мосты разрушаются, а противообвальные галереи зарастают мхом. Местные жители шутят, что правительство Забайкалья учредило медаль в честь 30-летия разговоров об освоении Чинея. Но за этими шутками скрывается горькая правда: миллиарды рублей, вложенные в очень трудное для страны время в новое масштабное строительство, оказались буквально закопанными в землю.
Прогулка по заброшенной дороге
Предлагаю вам осуществить виртуальное путешествие по этой ветке и начать его с заснеженных перевалов Удокана.
Представьте, как искорёженная и пустынная железная дорога, извиваясь, спускается в Чарскую впадину, открывая потрясающие виды на горные вершины и долины. Один из самых впечатляющих объектов здесь - огромный мост через ручей Ущелистый. Его длина превышает 500 метров, а высота заставляет задуматься о масштабах инженерной мысли.
Надо отметить, что мост построен по специальной технологии, применяемой в сейсмоопасных районах, и является одним из крупнейших заброшенных мостов в России.
За мостом начинается вереница недостроенных противообвальных галерей. Когда-то они должны были защищать дорогу от камнепадов, но теперь лишь добавляют постапокалиптического шарма этому месту.
На карте рядом обозначены ликвидированные населённые пункты Наминга и Заозёрный. От них не осталось и следа - только воспоминания местных жителей и редкие упоминания в архивах.
На пути встречается разъезд «42 километр», который местные называют просто станцией. Здесь сохранился погрузочный комплекс с краном, светофоры и автоматические стрелки. В главном здании - выведенное из строя электрооборудование, включая пульт дежурного по станции. Из-за далёкого расположения всё по-прежнему находится на своих местах и не растащено до конца любителями чёрного и цветного металла.
Всё это очень грустно и как-то даже болезненно напоминает о том, что когда-то здесь кипела жизнь и вились большие надежды…
… а теперь лишь ветер гуляет среди ржавых конструкций.
Медная сопка
Недалеко от дороги находится сопка, почти полностью состоящая из медной руды. Это крупнейшее в России медное месторождение, которое долгое время оставалось неосвоенным. Однако сейчас здесь идёт активное строительство горно-обогатительного комбината. В том числе соответствующая дорожная инфраструктура - дорога для транспортировки руды к БАМу.
Этот проект вселяет надежду на то, что заброшенная ветка Новая Чара - Чина когда-нибудь снова заработает. Ведь помимо меди, в Чинейском месторождении есть и другие ценные металлы. Возможно, в будущем по этой ветке БАМа всё-таки пойдут вагоны, гружённые сырьём из Чины.
Заключение: борьба человека и Природы
Железная дорога Новая Чара - Чина - это не просто заброшенный объект, а символ борьбы человека с Природой. Она напоминает о том, что даже самые амбициозные проекты могут оказаться неудачными, если не учитывать все риски и вызовы.
Но, возможно, это ещё не конец истории. С освоением Удоканского месторождения и развитием инфраструктуры у Чинейского месторождения даже у столь глубоко заброшенной железнодорожной ветки есть шанс на вторую жизнь. А пока заброшенная дорога продолжает стоять среди гор, напоминая о временах, когда человек пытался покорить природу Забайкалья, но Забайкалье пока что оказалось сильнее.
Дочитали до конца? Значит понравилось! Ставь лайк и подписывайтесь на канал. А в ожидании новых публикаций рекомендую: