Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Колёсный уникум, 1914

Оглавление

27 августа (9 сентября по новому стилю) 1915 года на одной из полянок Дмитровского леса собралась весьма колоритная компания из высоких чинов военного министерства. Собрались они здесь не зря – буквально через несколько минут из чащи под треск ломающихся берёзок выбралось НЕЧТО. Правда, тут же застряло в первой попавшейся яме в земле. Так прошла первая и последняя демонстрация колёсного танка Лебеденко.

Макет колёсного танка Лебеденко. Скриншот из репортажа канала "Звезда", находится в свободном доступе.
Макет колёсного танка Лебеденко. Скриншот из репортажа канала "Звезда", находится в свободном доступе.

История создания

Прежде, чем перейти к истории создания «Летучей мыши», мне бы хотелось разъяснить одну вещь. Да, я не скажу ничего оригинального — в начале ХХ века развитие бронетехники по всему миру происходило как-то хаотично, бессистемно и порой даже пугающе. Всё это происходило по одной-единственной простой причине — ещё не было выработано единой концепции, на которую бы равнялись все конструкторы мира. Эта концепция появится чуть позже, с появлением французского Renault FT, позже скопированного практически всеми странами — не пройдёт мимо и Советская Россия, «создав» первый российский серийный танк на его основе.

Отсутствие как таковой концепции разработки танков приводили к появлению достаточно одиозных проектов — обсуждаемый сегодня колёсный танк Лебеденко, немецкий «Колоссальваген», британские «Летающие слоны» и прочие интересные, но бесполезные решения.

Итак, перейдём к делу. В 1914 году капитан Лебеденко основал частную лабораторию на Садово-Кудринской улице в Москве, где работал над различными проектами для военных. Нельзя сказать, что Николай Николаевич был новичком в инженерном деле — уже в то время он разработал устройство для прицельного автоматического бомбометания для самолётов «Илья Муромец», новая взрывчатка для артиллерийских снарядов, а также масса различных приборов для артиллерийских систем.

Начавшаяся Первая Мировая Война стала для многих инженеров-конструкторов в своём роде «трамплином» для старта изобретательской карьеры. Не стал исключением и капитан Лебеденко — он в инициативном порядке разработал проект монструозной даже по современным меркам боевой машины на колёсном ходу. Колёсный движитель был выбран не зря — ещё во время своего пребывания в Средней Азии капитан Лебеденко заметил местные повозки (арба). Благодаря своим огромным колёсам эти повозки с лёгкостью перемахивали небольшие канавы и ямки, обеспечивая в некотором роде вездеходные качества.

Быстренько накидав эскизы проекта, без разработки технической документации, он создал модель будущей боевой машины, которая могла двигаться при помощи спрятанной внутри пружины от граммофона. С этим он отправился вначале к знаменитому профессору Николаю Егоровичу Жуковскому (надо сказать, успешно) и с его помощью разработал полнейшую техническую документацию. И уже с этим он направился к главе Союза земств и городов князю Георгию Евгеньевичу Львову, через которого сделал значительный шаг к реализации своего проекта — добился аудиенции императора Николая II.

Прибыв на аудиенцию к государю, Лебеденко продемонстрировал собранные документы, пламенно рассказав о пользе присутствия подобной техники на полях сражений (а это как раз было актуальным вопросом в военном руководстве Российской Империи). И в нужный момент, он как фокусник, извлекает из своего чемоданчика модель своей боевой машины и предлагает государю испытать её. И словно два ребёнка, изобретатель и император увлечённо начали строить «полосу препятствий» из подручных средств — пущенный по этой полосе ходовой макет успешно преодолел все препятствия. Этим Лебеденко буквально влюбил монарха в свой проект, получив не только высочайшее благословение к началу работ, но и ассигнации на постройку машины в металле на сумму в 210 тысяч рублей (примерно 341,5 миллиона в современных деньгах).

Восстановленный по оригинальным чертежам макет "Царь-танка" (как его окрестили в сети). Изображение в свободном доступе.
Восстановленный по оригинальным чертежам макет "Царь-танка" (как его окрестили в сети). Изображение в свободном доступе.

Нужно сказать, что получив такое покровительство, Лебеденко не встречал никаких препонов для создания своего прототипа — нужные механизмы и запчасти покупал без проблем, удалось даже «перехватить» два трофейных двигателя Maybach Mb.IVa, снятых со сбитого немецкого дирижабля (они стали силовой установкой для будущей машины) перед их отправкой на изучение с целью воспроизведения конструкции на российских заводах. Собрать прототип машины удалось уже летом 1915 года — это проводилось в условиях полной секретности. Сборка машины осуществлялась на специально отведённом полигоне в районе города Дмитрово (местность до сих пор называют «лес танка») силами нескольких десятков человек и под охраной немалого количества солдат и жандармов.

Двигатель Maybach Mb.IVa. Фотография в свободном доступе.
Двигатель Maybach Mb.IVa. Фотография в свободном доступе.

Первые испытания машины оказались фатальными для проекта — неверно рассчитанная масса машины и развесовка привели к тому, что заднее направляющее колесо очень быстро завязло в рыхлом грунте, а огромные ведущие колёса не могли «перепрыгнуть» стандартную траншею. Использование мощных двигателей не помогло — танк «надёжно застрял» на местности. Тогда, пользуясь случаем, решили танк обстрелять — буквально первые же попадания осколочно-фугасных снарядов разнесли огромные передние колёса, «уронив» корпус танка на землю. Первое испытание единогласно сочли провальным, а дальнейшие работы вывести из-под эгиды государственной системы. Однако что делать с высочайшим одобрением, руководство военной комиссии не знало — поэтому на месте испытаний оставили охрану, продолжая закрывать кусок леса от местных жителей и «гастролёров».

Лебеденко, в свою очередь, продолжал настаивать на необходимости своего проекта, всеми силами пытаясь вернуть машине ход — были заказаны новые передние колёса, и после их установки была предпринята ещё не одна попытка высвободить машину из «земляного плена», к несчастью инженера, все эти попытки остались неудачными. И пока инженер искал пути для улучшения своей машины, настал 1917 год, политические катаклизмы того года перечеркнули все работы над «Летучей мышью». Сам Лебеденко новые власти не принял, присоединившись к Белому движению, а прототип боевой машины так и остался в Дмитровских лесах, играя роль своеобразного памятника сумрачного военного гения царской эпохи. В 1923-1924 годах танк был разобран на металл в силу понимания всей абсурдности проекта.

Описание конструкции

Колёсный танк капитана Лебеденко не содержал в себе никаких черт от боевых машин того времени — его творение не было похоже ни на что из построенного или проектируемого в то время. И в этой непохожести состоит его уникальность.

Бронированный корпус

Машина имела весьма нестандартный Т-образной формы коробчатый корпус, собранный из листов катаной стальной брони толщиной семь миллиметров. По внешнему виду танк Лебеденко напоминал скорее лафет орудия, нежели боевую машину. По сторонам «горизонтальной перекладины», шириной в девять метров, на выдвинутых штангах расположены два ведущих колеса диаметров в девять (!) метров. По центру этой «перекладины» располагалась массивная «боевая рубка», по проекту вооруженная сразу восемью пулемётами Максим образца 1910 года. Ещё одна пулемётная рубка располагалась ниже перекладины, и она тоже вооружалась пулемётом Максим образца 1910 года, направленным строго вперёд. На концах перекладины расположили два артиллерийских спонсона с артиллерийским вооружением – в них размещались 76,2-мм капонирные пушки с углом обстрела в 160 градусов.

Длинная штанга, расположенная в корме машины, предназначена для устойчивости машины, завершалась управляемой колёсной тележкой, также помогающей в поворотах. Управление тележкой осуществлялось с поста управления в главной рубке. Эта же штанга и была одним из слабых мест боевой машины – огромная масса в 60 тонн, которая распределялась всего на три точки опоры, создавала слишком высокое удельное давление на грунт. И если на больших опорных колёсах площадь опоры была более-менее достаточной, то на задней опорной тележке площадь опорной поверхности была намного меньше.

Двигатель и ходовая часть

Как уже сказано выше, в качестве силовой установки на танк устанавливались сразу два высокооборотистых авиационных двигателя Maybach Mb.IVa, снятых с подбитого немецкого дирижабля. Каждый из двигателей передавал крутящий момент на своё приводное колесо, а через карданный вал – и на заднее. Я не смог найти данных об использовавшейся на машине трансмиссии – скорее всего, она была тоже «позаимствована» от дирижабля, ведь надо было как-то регулировать обороты тяговых винтов.

Ходовая часть была представлена, как уже сказано выше, тремя опорными колёсами – два из них были диаметром в девять метров (считались основными опорными точками), одно заднее имело диаметр около полутора метров. Колёсная формула боевой машины устроена по схеме 3х2.

Заключение

Мне до сих пор непонятно, каким образом планировалось производство нужных для серийного производства танков узлов – производить такие двигатели российская промышленность не могла, а сбивать немецкие дирижабли пачками в тот момент не планировалось. Но, государю императору об этом, видимо забыли доложить (ну или доложили необъективную информацию). Иными способами объяснить решение Николая II я не могу.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!