Эпопея с бурным ростом импортозамещения в авиастроении прошла очередной этап снижения. Из программы по достижению национальных целей развития к 2030 году, которую 9 января утвердил премьер Михаил Мишустин, следует, что доля отечественных самолетов в парке российских перевозчиков теперь должна составить 50%, а не 81%, как утверждалось ранее.
Проследим всю хронологию событий.
В июне 2022 года вице-премьер Юрий Борисов на правительственном совещании представил план выпуска отечественных самолетов к 2030 году, из которого следовало, что к 2030 году их должны произвести в количестве 1081 штука, а их доля в стране должна составить 81%.
Более того, даже было заявлено, что стоимость выпуска самолетов будет ежегодно с 2026 года снижаться (!) на 2%.
Процитирую:
До 2030 года планируем выпустить еще 70 Ту-214. Они полностью российские, последний год выпускались малой серией. Парк региональной авиации нам предстоит создать практически заново. Доля самолетов отечественного производства в парке авиакомпаний к 2030 году должна вырасти до 81%. Кроме того, за этот период планируется поставить нашим авиаперевозчикам около 800 вертолетов.
...Кроме того, предполагается наладить выпуск самолетов Ил-114-300 объемом 70 единиц в год к 2030 году, а также "Байкал" - 154 машины и "Ладога" - 140 самолетов.
...На среднемагистральных рейсах пока в основном используются самолеты Airbus и Boeing. Наша задача - постепенно заменить парк отечественными аналогами: МС-21 и Ту-214. Программа создания самолета МС-21 подразумевает поставку 72 самолетов в год, начиная с 2029 года, поставки первых шести серийных самолетов намечены на 2024 год.
...Импортозамещение систем и агрегатов двух флагманских моделей МС-21 и Superjet New уже завершается. Системы не должны уступать импортным аналогам ни по качественным, ни по техническим характеристикам. Планируется, что цена на самолеты ежегодно, начиная с 2026 по 2030 год, по мере наращивания серийного выпуска будет снижаться на 2%
В то же время о подобных планах заявлял министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
В декабре 2023 президент России на своей традиционной "Прямой линии" заявил о планах по выпуску более 1000 самолетов до 2030 года.
Надо развивать собственное самолетостроение. Надеюсь, что все планы, а мы планируем произвести свыше 1 тыс. собственных самолетов к 2030 году [....], будут реализованы, будет на чем летать и специалистам, летчикам, и пассажирам.
Таковы были изначальные планы, которые транслировались 2 года подряд - 2022 и 2023. В виде заявлений, но не в виде фактической реализации. Уже тогда, если вы помните, эти планы, скажем мягко, ставились под сомнение.
А уже в 2024 году эти планы начали стремительно сокращать в количестве запланированных к производству бортов, и удлинять в сроках их реализации.
В частности, комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года, содержащая все эти планы, была заметно изменена постановлением правительства в мае 2024 года. Вот какие ключевые изменения там содержались.
Всего до 2030 года планируется производство 990 российских самолетов (раньше планировался выпуск 1081 единицы).
Сертификация импортозамещенного ближнемагистрального SSJ-New перенесена с 2023 на 2025 год. Первые поставки перенесены на 2026 год. Прогноз по числу произведенных самолетов остался неизменным — 142 единицы.
Выпуск первых среднемагистральных МС-21-310 сместился с 2024 на 2025 год. Прогноз по числу выпущенных самолетов остался неизменным — 270 единиц.
Поставки Ил-114 на замену устаревших Ан-24 и Ан-26 перенесены с 2023-го на 2026 год. Передача первых трех самолетов планируется в 2026 году, далее — по 12 судов ежегодно до 2030 года. Общий объем производства составит 51 самолет (ранее планировался выпуск 70 судов).
Прогнозируемый выпуск Ту-214 снизился со 115 самолетов до 114. В 2024 году поставят одно судно вместо семи, в 2025-м — четыре вместо десяти.
Сертификация пассажирского самолета «Ладога» перенесена с 2024 на 2027 год. Срок первых поставок сдвинулся с 2025 на 2028 год, объем сократился со 140 до 105.
Объем производства девятиместных «Байкалов» снижен со 154 до 139. Первый выпуск смещен с 2024 на 2025 год.
Прогнозируемый выпуск вертолетов увеличился на одну единицу, до 765. Планы по производству вертолетов «Ансат» сократили с 201 до 187, а планы по Ми-8 — увеличили с 276 до 303.
Затем, в августе 2024 года, после проведенного аудита Объединенной авиастроительной корпорации, было заявлено что всю эту комплексную программу развития авиаотрасли нужно менять коренным образом, и что никаких 1000 самолетов выпущено точно не будет. Но не потому что не могут, а потому что... на них нет спроса.
Также аудит показал, что стоимость выпуска воздушных судов будет не снижаться, как ранее заявляли министры, а очень сильно расти - она уже на десятки процентов выше от запланированных объемов, а потому требует большого дополнительного финансирования. Все это я уже подробно разбирал в отдельной статье:
В декабре 2024 года план по выпуску двигателей для основных пассажирских лайнеров SSJ-100, МС-21 и Ту-214 сократили в 1,5 раза: до 128 штук вместо 192 запланированных ранее.
А до ноября 2024 года Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) передала заказчикам только 2 мотора ПД-14 (из запланированных сначала 192, а теперь 128), при том что в октябре 2023-го генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатели» Александр Иноземцев докладывал президенту о намерении выпустить в 2024 году 12 двигателей ПД-14, а в 2025-м — 24. Планы на 2025 год теперь сократились до 7 единиц.
Уже тогда эксперты говорили, что за этим логично должно последовать сокращение плана по выпуску самолетов. И оно логично последовало. В принятой программе по достижению национальных целей развития к 2030 году, которую 9 января утвердил премьер Михаил Мишустин, в разделе реализации национальной цели импортозамещения сказано, что доля отечественных самолетов в парке российских перевозчиков должна составить 50%, а не 81%, как утверждалось все эти годы.
При этом на сегодняшний день российские авиакомпании располагают всего лишь 19% лайнеров отечественного производства, и это соотношение в 2025 году не изменится даже по плану. В 2026-м цифра должна вырасти на один пункт — до 20%, в 2027-м — до 25%, а в 2028-м — до 30%. То есть, планы выпуска сильно сдвинули вперед в очередной раз.
Что уже есть по факту? Из изначально озвученных в 2022 году планов выпуска более 1000 самолетов, знаете, сколько выпустили к 2025 году? Пять. Именно столько: 3 Ту-214 и 2 Ил-96-300.
Как это комментируют специалисты?
Бывший замминистра гражданской авиации СССР, ныне председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов считает, что изначально правительственный план по выпуску к 2030 году более тысячи гражданских самолетов был утопией.
Просто процитирую:
Правительству необходимо осознать, что его толкнули на ложный путь. Начало строительства самолетов уже несколько раз переносилось, теперь звучат 2026–2027 годы. Те, кто разработал программу, выдали ложь за правду. И эта ложь мешает развиваться стране.
По мнению эксперта, даже в текущем виде запланированный выпуск гражданских авиасудов недостижим.
В сухом остатке просто некоторые цифры, исходя из первоначальных грандиозных планов импортозамещения авиаотрасли, озвученных в 2022 году.
Производство самолетов: План - 1080, факт - 5.
Доля отечетвенных самолетов: План - 81%, факт - 19%. Новый план - 50%.
Объем вложенных средств, в т.ч. из бюджета: по плановым данным 2023 года - 108 млрд рублей на ближайшую трехлетку. Эти средства выделяются из ФНБ.
Однако вышеописанный аудит авиастроительной отрасли утверждал, что денег нужно сильно больше.
1 готовый самолет SSJ-100 при этом, по заявлениям властей, должен стоить 2,3 млрд рублей, а МС-21 и Ту-214 - 3,1 млрд рублей.
Таким образом, получается, что построили 3 самолета стоимостью чуть более 3 млрд рублей каждый и еще 2, точную стоимость которых я не нашел, но что-то не более 5 млрд.
Вложили 108 млрд, чтобы построить самолеты на 19 мрлд. Это только вложения на 2024-2026, но были еще и в 2022-2023.
Это то, что надо знать об импортозамещении в России. Кто смотрел миниатюру Гарика Харламова о докладах по производству тракторов - тот поймет.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.