Само событие входа Иисуса в воды реки Иордан сопровождалось рядом знаменательных событий. Река Иордан, берущая начало в горах (приблизительно на высоте 400 метров), впадает в Генисаретское море (современное озеро Кинерет), однако на протяжении 300 метров её пресные воды не смешиваются с солёными водами озера, сохраняя мощное течение до впадения в Мертвое море.
Согласно преданию, во время крещения Иисуса и сошествия на Него Святого Духа, течение Иордана обратилось вспять.
И что удивительно! Это явление, по свидетельствам паломников, да и множество есть видео, повторяется ежегодно: накануне праздника Крещения Господня православные христиане пускают по реке деревянные кресты с зажжёнными свечами. Течение уносит их в сторону Мертвого моря, но 19 января, в день Крещения, они неизменно возвращаются обратно. Кроме того, в этот день пресная вода Иордана, как утверждают, становится солёной.
Место крещения Иисуса Христа в настоящее время находится на территории Иордании, и местные власти разрешают Иерусалимскому Патриарху проводить богослужение и освящать воду на берегу реки только 19 января.
Это событие привлекает множество паломников, которые становятся свидетелями необычного явления: воды реки, по их словам, обращают своё течение, словно «играют», освящаемые Святым Духом, а ветви прибрежных деревьев склоняются к самой поверхности воды.
По свидетельствам очевидцев, сразу после совершения чина водосвятия Патриархом Иерусалимским, река Иордан начинает бурлить и течь вспять.
Это явление, описанное в Библии как великое чудо и знамение, наблюдает множество людей.
После молитвы, когда серебряные кресты с обоих берегов были брошены в спокойные воды Иордана, поверхность реки пришла в движение. Образовался водоворот, и на несколько минут течение реки изменило своё направление. Над Иудейской пустыней раздались возгласы пяти тысяч человек. Свидетели утверждают, что, подобно событию двухтысячелетней давности, после входа Иисуса Христа в эти воды, Иордан вновь изменил своё течение.
Патриарх Иерусалимский, с помощью полиции, пробирается сквозь толпу к берегу реки со стороны Израиля. На противоположном, иорданском берегу, его ожидал глава епархии Иерусалимской Православной Церкви митрополит Филадельфийский.
После молитвы архиереи трижды одновременно бросают в реку серебряные кресты на длинных верёвках, украшенные цветами и зелёными ветвями. Затем выпускают два голубя, символизирующие сошествие Святого Духа.
Во время третьего броска, несколько лет назад, крест Патриарха зацепился за что-то под водой. Все замерли. Внезапно в месте падения креста вода начала расходиться кругами.
Паломники шептались: «Вы видите, вода остановилась. Река повернула вспять!»
Пограничники на обоих берегах, по словам очевидцев, также были поражены. Они замерли, наблюдая за происходящим, и не сразу отреагировали, когда трое россиян бросились в бурлящую воду за потерянным крестом.
Толпа паломников устремилась в Иордан. Каждый стремился трижды окунуться с головой и набрать святой воды.
Вскоре израильским солдатам пришлось помогать паломникам выбираться на скользкий глинистый берег.
Всемогущество Божие проявляется в жизни христианина через многочисленные события, которые, хотя и поддаются рациональному объяснению, зачастую воспринимаются как чудеса, выходящие за рамки привычных законов природы.
Творение Божие, природа, существует по установленным Им законам. И то, что Господь порой Сам отступает от этих законов, служит свидетельством Его неустанной заботы о нас и непреложным доказательством Его присутствия в мире.
В 1996 году, в ходе археологических раскопок на восточном берегу реки Иордан, международная группа учёных локализовала подлинное, как считается, место крещения Иисуса Христа. Этот исторически значимый участок расположен в Иордании, в долине Бетани, близ поселения Вади-эль-Харар (в переводе с арабского — «журчащая вода»), недалеко от впадения Иордана в Мёртвое море. Обнаруженное место крещения находится приблизительно в сорока метрах восточнее современного русла реки Иордан, которое существенно изменилось с V века.
Древнейшим свидетельством, указывающим на данную локацию как место крещения Христа, служит мозаичная карта Палестины VI века, обнаруженная в церкви Святого Георгия в Мадабе.
Согласно имеющейся информации, именно благодаря этой карте учёные идентифицировали предполагаемое место крещения — квадратный мраморный постамент греческой колонны, некогда увенчанной крестом. Этот объект упоминается в качестве места крещения Христа в паломнических записях византийского периода. Кроме того, были обнаружены ступени, ведущие к воде, которые, по мнению исследователей, использовались Иисусом Христом перед крещением.
Неподалёку расположена пещера, где, предположительно, обитал Иоанн Предтеча. Евангелисты Матфей и Марк указывают на то, что Иоанн проповедовал в Иудейской пустыне, у Мертвого моря. Евангелист Иоанн Богослов уточняет, что это место называлось Вифавара и находилось за Иорданом. Именно сюда, согласно Евангелию от Луки, в возрасте тридцати лет пришёл Иисус Христос для принятия крещения.
Доступ к месту крещения со стороны Иордании открыт постоянно. Однако со стороны Израиля посещение ограничено и зависит от военно-политической обстановки, поскольку эта территория находится под палестинской юрисдикцией.
По имеющимся данным, в дни празднования Крещения Господня и Пасхи Иордания открывает границу для израильских паломников. Расстояние между израильским и иорданским берегами реки составляет около десяти метров, граница проходит по реке и визуально не обозначена.
Вода в реке Иордан мутная, коричневатого оттенка, вследствие быстрого течения, размывающего глинистые породы и несущего ил. Однако, если набранную воду оставить на некоторое время, взвесь оседает, и вода становится прозрачной.
Многочисленным свидетелям открываются сии чудеса. Господь являет их для укрепления веры и торжества.
По всей Руси в праздник Крещения Господня устраиваются народные «Иордани». Вырезанные изо льда кресты и голуби, проруби для омовения. Благоговение и радость наполняют сердца верующих!
Крещенские купания в проруби представляют собой давнюю русскую традицию благочестивого характера, однако не являются обязательным церковным таинством. Данный аспект неоднократно освещался. Решение о погружении в прорубь принимается исключительно по личному усмотрению.
Слава Богу за всё!