Мы с вами остановились перед зданием по адресу Ленина 3 (думаю с этим адресом у всех свои ассоциации, ибо в каждом российском городе или посёлке есть улица Ленина!):
И пойдём смотреть картины. Все подкрепились?:) Мне это кажется важным. В девяностые годы нас учительница вывезла из Иркутска в Москву на поезде и целый день, помню, посвятила хождению по Третьяковской галерее. Но... кроме "Иван Грозный убивает сына", запомнилось мне лишь одно: на выходе из галереи продавали хот-доги. И нам их купили!.. До этого я с ними не сталкивалась ещё, а тут - столько впечатлений!.. после холода галереи (да, все всё помнят про температурный режим, который нужен полотнам) обжигающая сосиска с горчицей была каким-то чудом!.. Это отнюдь не ода гнилозападной американской еде, а просто... очень сильное воспоминание. Если что - я не фанат Макдональдса, КFC, Бургер-Кинга, вообще стараюсь такое не есть, но... тут было прямо в кассу. Это я к тому, что на голодный желудок искусство порой плохо воспринимается. И я уже заранее знаю, что идти в Лувр (если доведётся!) надо сытым:)
А то запомнится только "Девушка, пекущая блины":). Помните? Мы в доме губернатора её уже смотрели недавно:
Предложили сразу пройти на выставку "микромир Анатолия Коненко", - человека, который не только может подковать блоху, но и сделать гарнитур муравью (серёжки и колье!). Меня сразу сразило крыло бабочки с портретом Пушкина:
Помню, что больше всего меня поразил крошечный кедровый орех, выточенный филигранью, а внутри - крохотная Дева Мария... а верблюды, которые прошли через игольное ушко!..
Ну и, само собой, я охала и ахала, разглядывая тонкий человеческий волос с красивой надписью. В общем, так впечаталась, что забыла снимать - можно ведь поднести камеру к окуляру микроскопа, но честно увлеклась и... напрочь забыла!..
Потом я перешла в большой зал, заставленный стульями, а у стены там характерная дама-танцовщица с выпуклым животом, как и положено:
Да, я, конечно, пришла смотреть картины, но в итоге сперва микроминиатюры, потом как-то заглянула в один стеклянный шкаф у стены, в другой... в общем, тут утвари разнообразной тоже хватило, сервизов, скульптуры всяческой:
Больше всего мне запомнилась шикарная мороженница!.. Сразу подумала, что у Наполеона была не хуже (помните, он отправился в ссылку на остров Святой Елены с мороженницей?): думаю, что это что-то из эрмитажных запасов (из Зимнего дворца), но... я не сфотографировала табличку, а теперь уже и не вспомню...
Из того, что удивило - Веджвуд. Почему-то я его прежде ни в каком музее не видела и... читая описания в английских романах представляла что-то... иное:
В общем, в музеях всегда осознаю степень своего невежества (чем я старше - тем больше эта самая степень!).
В общем, вы убедились, что коллекция богатая, посуды "для гостей" много, отвлекающей всякой мишуры - тоже. После пышного рококо, кстати, у меня глаз отдыхал на датской витрине:
Чем-то она мне напомнила погоду юго-западной Сибири: темно, тепло и так... немного тускло-жемчужно, что ли?..
В общем, всё это, видимо, чтобы мы как-то морально подготовились, подбираясь к полотнам Врубеля. Но я вас томить не стану, а сразу покажу "Цветы" Михаила Врубеля, которые меня удивили своей не_мрачностью... все же мы помним Врубеля по картинкам в учебниках истории и литературы, да?
Да, я не буду "рерайтить" (ох, засорён мой слог новоязом, знаю...) Википедию, а просто и своими словами скажу, что Михаил Врубель родился в Омске, мама у него умерла, а отец потом с детьми перебрался в Астрахань. Вряд ли трёхлетний Михаил что-то об Омске запомнил, но тот факт, что он здесь родился, помог музею претендовать на этот прекрасный триптих:
1. Правая часть триптиха называется «Желтые розы»
2. Цетральная часть триптиха - «Хризантемы»
3. Левая часть триптиха - «Розы и лилии»
Композицию эту заказала молодому Врубелю Елизавета Дункер. В девичестве Боткина - её, может, кто-то помнит на портрете кисти Репина:
Она заказала эти самые цветы для своего особняка на Поварской улице (ох, сколько я в своё время по ней гуляла, приезжая в Москву к Марине Цветаевой! - комментарий мой:). Цветы эти украшали потолок над парадной лестницей (неожиданно да? - если представить...). Накануне революции картины оказались в собрании Рябушинских, а потом грянула революция, национализация... так «Цветы» поступили в собственность Государственного музейного фонда. В 1927 году их передали в Омский музей, - уверена, что не без помощи Мелёхина Фёдора Васильевича...
Считайте, что самое главное мы с вами посмотрели, а теперь будем смотреть моё любимое:). Да, должна предупредить, что вкус у меня среднестатистический и мещанский, поэтому... я человек простой - захожу и фотографирую Айвазовского, конечно:
В отделе икон нынче ни на чём не смогла сфокусироваться, кроме витрины с инструментами... почему-то это показалось интересным, заставило задуматься (у меня одноклассница занималась левкасом в Богоявленском - работала над алтарём, а одношкольница там расписывала приделы, стены и потолки).
Разумеется, в этом зале собрана вся классика (хорошо, что не много, т.к. явный перегруз восприятия случился бы!), и я не могла не улыбнуться "Осени" Левитана - буквально недавно своим ученикам на уроке показывала...
Интересно, что больше тронул нынче лес осенью Киселёва Александра Александровича (1938-1911). Примечательно, что картина написана в 1911-ом... то есть... это одна из последних его работ, насколько я понимаю?
Шишкин, как обычно, бодр:
А художнику с красивой фамилией Клевер я улыбнулась будто старому знакомому... мы с вами его видели в нашем музее в прошлом январе (год пролетел... не верится!):
Здешний Клевер лаконичен и... талантливо скуден:
В этом же зале висит неизбежный и прекрасный Куинджи:
Вообще внезапно меня не природа тронула нынче, а резанули социальные темы: "Просительница" кисти Николая Неверова:
Картина "У часовни" Николая Касаткина:
А особенно - "Проводил" кисти Ярошенко. В самое сердце, - как нынче говорят:
Не хочется заканчивать на грустной ноте, поэтому я приберегла напоследок немного внезапной милоты от Кустодиева (!):
Вот эта дама на отдыхе (в Крыму же?!) кисти Виноградова:
Ну и девушка с кошкой, конечно же!..
Мне повезло, что музей небольшой (мне показалось, что территориально меньше, чем даже наш художественный имени Сукачёва), т.к. я не устала, но... потом я пошла в комнату с золотом (за чугунными решётками на амбарном замке) и... поняла, что не воспринимаю уже ничего. И выгляжу как усталая римлянка в холле музея:
Поэтому давайте-ка мы с вами выйдем и подышем морозным и ясным воздухом Люблинского проспекта:
Посидим в кофейне (я вяло жевала бутерброд и тупо смотрела на сугроб за окном, помню:
...а потом прогуляемся до Омских ворот на Партизанской:
И далее - до гауптвахты: там, в дырке окна периодически мелькали два голубя, и я потом совсем не удивилась, когда в течение дня где-то опять в их то ловила, то теряла... на улице Пушкина мне подобную парочку на очелье окна даже удалось запечатлеть в сгущающихся сумерках. Было забавное ощущение, что это одни и те же... просто здесь не получилось их "поймать":
Тут впору оглядеться вокруг и вспомнить Фёдора Михайловича Достоевского. который написал:
"Омск — гадкий городишко. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишко грязный, военный и развратный в высшей степени…"
Фёдора Михайловича, впрочем, можно понять. Он в Омске сидел где-то в этих местах...
Достоевскому было бы приятно, что он теперь навечно стоит рядом с Воскресенским собором (он всегда снимал квартиру так, чтобы из окна видеть собор - я точно помню):
Необходимо упомянуть, что это, к сожалению, не оригинал... В 1920-е годы, службы в храме были прекращены, ну, а в в 1958 году Воскресенский собор был разобран до основания... И, вот, в 2016 году собор был восстановлен в аккурат к трёхсотлетию Омска.
Немножко прогуляемся обратно по Партизанской:
Потом пожалела, что не хватило сил пойти по заманчивой аллее от памятнику Достоевскому...
я бы пошла по улице Спартаковской до самый Тарских ворот зашла в кофейню Достоевского, но я понимала, что день стремительно заканчивается, а у меня были грандиозные планы: добраться до Казацкой слободки, найти и сфотографировать Дом с Драконами!.. но надо было спешить...
Что запомнилось:
Фонари в Выставочном сквере - это те огоньки, которые освещали мне сумрачную мглу декабря, делая её уютной, доброй, нестрашной:
Мы с вами прощаемся и... до новых встреч на канале! - пойдём вместе искать Дом с Драконами!..