Франсиско де Сурбаран (годы жизни 1598-1664) — выдающийся испанский художник, родившийся в провинции Эстремадура на юго-западе страны, соседствующей с Португалией. Он вошёл в историю как один из наиболее знаменитых представителей севильской живописной школы, однако его стиль оказался уникальным и легко узнаваемым. Будущий мастер обучался в Севилье, которая на тот момент являлась значительным центром искусств и ремёсел. Здесь он начинал свои художественные шаги среди многих будущих знаменитостей, в том числе с Диего Веласкесом. После обучения у местного мастера, Сурбаран провёл год, работая в небольшом городе Льерене, прежде чем вернуться в Севилью, где обосновался на следующие пять лет.
Уже вскоре после этого Сурбаран стал известным живописцем, специализировавшимся на церковной тематике. Он создал двадцать одну картину для доминиканского ордена, среди которых особо выделяется знаменитое полотно «Христос на Кресте». В период с 1628 по 1630 год он также написал цикл работ о святом Педро Ноласко и группу полотен, посвящённых святому Бонавентуре. 1631 год стал знаковым в его карьере: он создал шедевр «Апофеоз Святого Фомы Аквинского», который был признан выдающимся произведением ещё при жизни художника. В следующем году Сурбаран переехал в Мадрид и стал придворным художником, что дало ему значительный доход и укрепило связи с аристократией.
В Мадриде Сурбаран работал над декорированием одного из новых королевских дворцов, что отвлекло его от традиционной религиозной живописи на время. Он создал десять картин на тему подвигов Геркулеса и монументальную работу «Оборона Кадиса». Творчество Сурбарана было значимо под влиянием наследия итальянского Возрождения и работ его современников. Вернувшись в Севилью, он создал несколько известных произведений для монастыря в Хересе, включая «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение Волхвов».
В 1630-ые годы пришёлся на пик популярности Сурбарана. В это время в завоеванных Испанией территориях Южной Америки активно строились новые церкви и монастыри, требующие художественного оформления. Множество заказов поступало именно ему, чему способствовало его признание как гениального художника. Его картины отличались выразительностью, хорошей композицией и мастерской передачей светотени. В последние годы своей жизни он стал увлекаться портретами Иисуса Христа, Девы Марии и Святого Семейства, а также создал яркие детские портреты, такие как «Отрочество Мадонны» и «Мадонна с Младенцем».
С 1658 года Сурбаран вновь вернулся в столицу, но его «золотой век» уже закончился. Интерес к его творчеству угас, а заказчики начали обращаться к более молодым мастерам. Даже поддержка Диего Веласкеса не спасла ситуацию, и художник столкнулся с финансовыми трудностями. Его жизнь стремительно шла к концу, и в 1664 году он ушёл из жизни в возрасте 65 лет. Сегодня память о нём сохранилась: в Севилье установлен памятник Франсиско де Сурбарану — художнику, который поднял испанскую живопись на новый уровень.
1 картина. «Святая Касильда»
- Дата создания: примерно 1635 год
- Размеры: 184 х 98 сантиметров
- Место нахождения: Музей Прадо (Мадрид, Испания)
На портретах Сурбарана модели, освещённые сверху, представлены в полный рост и находятся в спокойных позах, одетые в тяжёлые ткани. Их сдержанные, но выразительные жесты, словно рассказывают о пережитом опыте, в то время как внутренние страсти ярко читаются на их лицах.
Многочисленные образы художника лишены религиозной нагрузки, как, например, в работе «Святая Касильда». О её подвигах – тайной помощи пленным христианам от отца-мусульманина – свидетельствует её решительное смуглое лицо со строгим взглядом. В остальном же она изображена как знатная дама, гордая и грациозная, в роскошном наряде. Святая держит в руках цветы, что символизирует чудесное спасение от гнева отца. Сурбаран, будучи мастером колорита, искусно передаёт блеск шёлка и жемчуга, а также легкость фона. В его работах использованы насыщенные тёмно-зелёные и лиловые оттенки. Несмотря на консервативные нормы Испании XV века, женское самосознание стало расти: среди женщин появлялись учёные, политики и конкистадоры. Образ Касильды типичен для многих других, пронизанных романтикой этого периода.
2 картина. «Святая Маргарита Антиохийская»
- Дата создания: 1630-1634 годы
- Размеры: 163 х 105 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Большинство работ Сурбарана, изображающих святых дев, были созданы по заказу и в основном выполнены его помощниками. Однако портрет святой Маргариты Антиохийской был написан раньше и, безусловно, является произведением самого мастера. Она — легендарная христианская дева-мученица, о которой рассказывается, что префект Антиохии желал оставить её своей женой, но Маргарита отказала, признав себя невестой Христовой. Девушку жестоко пытали и бросили в подземную темницу, куда в облике дракона пришёл сам сатана и проглотил её. Но крест, который она держала, распахнул чрево чудовища, и Маргарита смогла выйти на свободу. В конце концов, её обезглавили после молитвы о безопасных родах для беременных женщин, которые обращались к ней, как сама она выходила невредимой из чрева дракона.
Некогда Маргарита была почитаемой святой, считавшейся покровительницей рожениц. Однако в 1969 году, из-за отсутствия достоверных доказательств её жития, она была исключена из церковного календаря. Сурбаран создал светлый образ, резко контрастирующий с традиционной испанской религиозной живописью XVII века. Это почти портрет крестьянки: она изображена с пастушеским посохом, в соломенной шляпе и с домотканой сумкой с замысловатым узором. Определить, что на полотне святой, можно только по традиционным атрибутам — дракону и книге, явно напоминающей Библию.
3 картина. «Христос на Кресте»
- Дата создания: 1627 год
- Размеры: 290 х 168 сантиметров
- Место нахождения: Чикагский Институт Искусств (Чикаго, штат Иллинойс, США)
Картина «Христос на Кресте» — наиболее известное произведение Франсиско де Сурбарана, которого при жизни называли «испанским Караваджо». Простота и лаконичность композиции поражают своей монументальностью и «скульптурной» выразительностью. Это произведение считается вершиной анатомической точности в испанской живописи. Сурбаран работал с натуры, избегая при этом излишнего усложнения своих картин. Более того, он намеренно устранял любые жанровые элементы, способствуя выявлению прекрасного в обыденности и изображая великое с простотой и ясностью.
Эта работа ярко демонстрирует стиль мастера. Иисус Христос у Сурбарана явно отличается от образа, созданного Эль Греко, который работал в Испании на несколько десятилетий раньше. Здесь нет эмоций, полной драматизма и исступленности. Христос на кресте спокоен и благороден. За внешней сдержанностью прячется глубокая религиозность, благочестие и мощная воля. Рассматривая эту картину, которая уже почти четыреста лет, можно лишь восхищаться тем, как мастерски художник изобразил обнажённое тело — каждый мускул измученного Христа прописан с невероятной точностью и красотой.
Сурбаран полностью исключил задний план, позволяя зрителю сосредоточиться на главном герое и конкретном моменте. Он изобразил тот миг, когда Христос ещё жив, но силы оставили его тело. Голова склонилась на грудь, и зритель видит точный момент, когда Христос готовится к своей смерти. Однако в этом еле уловимом миге нет ничего драматичного, только смирение и безграничное благородство души. И именно это придаёт картине суровую монументальность. Полотно несёт в себе не только сюжет, но и глубокое философское содержание.
4 картина. «Натюрморт с Лимонами, Апельсинами и Розой»
- Дата создания: 1633 год
- Размеры: 62,2 х 109,5 сантиметров
- Место нахождения: Музей Нортона Саймона (Пасадена, штат Калифорния, США)
Представленная работа является единственным натюрмортом, созданным Франсиско де Сурбараном, который художник подписал и указал дату создания. В этом произведении сразу бросается в глаза оригинальность: натюрморт состоит из трёх отдельных групп предметов. В центре композиции расположена корзина с апельсинами, справа от неё стоит чашка на серебряной тарелке с розой, а слева — цитроны, хотя иногда их ошибочно называют лимонами.
Исследователи полагают, что данное произведение представляет собой не просто натюрморт, а глубокую религиозную аллегорию. Художник изобразил Троицу, где роза без шипов символизирует непорочное зачатие, а вода в чашке и апельсины с оливковой веткой олицетворяют чистоту Девы Марии. Известно, что чашка с водой и розой на блюдце также встречается в другой работе Сурбарана, выполненной в аналогичном ракурсе. В качестве фона художник выбрал чёрную драпировку и тёмно-коричневый стол, что позволяет максимально сосредоточить внимание зрителя на значимых элементах композиции.
Современные исследования с использованием рентгенографии показали, что Сурбаран неоднократно переписывал полотно. В первоначальном варианте между апельсинами и цитронами находилась ещё одна тарелка, на которой можно было увидеть карамелизированный батат — популярное лакомство испанцев того времени. Однако позже художник решил отказаться от этого элемента, так как стремился избежать перегруженности в своих работах.
Полотно переходило из рук в руки коллекционеров, пока в 1930-ых не оказалось в собственности итальянца Контини Бонакосси. После сложных и напряжённых переговоров было решено оставить картину у Бонакосси, что помогло избежать её национализации. В 1970-ых годах натюрморт приобрёл промышленник и филантроп Нортон Саймон, заплатив значительную сумму, и в настоящее время работу можно увидеть в его музее в Калифорнии.
5 картина. «Непорочное Зачатие»
- Дата создания: примерно 1630 год
- Размеры: 128 х 89 сантиметров
- Место нахождения: Музей Прадо (Мадрид, Испания)
Создавая «абстрактный» образ Девы Марии, великий испанский художник Франсиско де Сурбаран, будучи искренним католиком, стремился к простоте и выразительности, естественности и ясности, не забывая при этом об эстетической стороне дела. Замысел мастера как прост, так и многозначен — перед нами изображение Марии, будущей матери Иисуса Христа Спасителя, с внешностью простой испанской девочки, несколько угловатой и скромной. Одежда Марии также проста и целомудренна, что соответствует образу девушки, чудо рождения которой и вся её жизнь целиком посвящены Богу.
Художник отклоняется от привычной трактовки сюжета Благовещения и изображает лишь Вечную Деву, парящую над землёй, окружённую мерцающими звёздами и божественным, золотистым светом. От Духа Святого спускается на землю Спаситель мира, начиная свой земной путь. Композиция картины отличается простотой и уравновешенностью: фигура Девы Марии находится в её центре, слегка наклонившись вправо и вниз, как будто охватывая взглядом землю. Мастерски прорисованный передний план с чёткими границами света и тени создаёт у зрителя ощущения сопричастности к происходящему.
6 картина. «Отрочество Мадонны (Отрочество Богоматери)»
- Дата создания: 1658-1660 годы
- Размеры: 73,5 х 53,5 сантиметра
- Место нахождения: Музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
Франсиско де Сурбаран – один из выдающихся испанских художников XVII века. Его творчество, несмотря на преобладание религиозных тем, отличается удивительным реализмом. В портретах святых и монахов он мастерски передавал подлинные человеческие переживания и эмоции, которые наблюдал среди молящихся в соборах своего родного города Севильи.
В картине «Отрочество Мадонны (Отрочество Богоматери)» образ маленькой Богоматери очаровывает своей исключительной чистотой и невинностью. Перед зрителем предстает простая испанская девочка с миловидными чертами лица, однако в её облике Сурбаран вкладывает нечто, что отличается от обычного детства. Трогательная кротость, с которой она смотрит в небо, и её лицо, озарённое светом сверху, свидетельствуют о её избранности и готовности встретить предстоящие испытания. Яркое красное платье и зелёная накидка делают фигуру Марии заметной на тёмном фоне, словно луч божественного света указывает на неё, выделяя среди других девочек. Сюжет, известный также как «Юность Марии», художник заимствовал не из Евангелия, а из апокрифических преданий о жизни Богородицы.
7 картина. «Детство Мадонны»
- Дата создания: примерно 1632-1633 годы
- Размеры: 116,8 х 94 сантиметра
- Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Франсиско де Сурбаран изобразил маленькую Деву Марию как современную испанскую девочку, со слезами на глазах и трогательной молитвой на устах. Лицо этого прекрасного дитя направлено к небесам, а вокруг неё, безмолвно почитающие, стоят ангелы. Их лица едва различимы, и они словно образуют нимб святости вокруг девочки. Вокруг ребёнка цветут цветы, а перед ней располагается корзина с чистым белым покрывалом. На столике рядом лежит маленькая книга — молитвенник, а также ножницы, символизирующие будущее посвящение. С левой стороны Марии находится ваза с цветущими лилиями, символами чистоты и непорочности, а также алые розы, олицетворяющие жертвенную любовь. На коленях у дитя лежит плоская, красновато-серая подушечка с вышивкой.
Создавая одно из своих самых лиричных произведений, художник поразительно передаёт состояние проникновенной молитвы святого ребёнка, осознающего своё предназначение. Чтобы усилить эффект, Сурбаран добавляет элементы барочной театральности: раздвинутые шторы, тёмный фон и яркий свет, падающий на лицо девочки, а также блестящие от слёз глаза. Художник выражает своё восхищение и сопереживание святой Деве Марии, побуждая зрителя разделить эти чувства и почтить её образ.
8 картина. «Агнец Божий»
- Дата создания: 1640 год
- Размеры: 35,6 х 52 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
Франсиско де Сурбаран, известный как «испанский Караваджо», является выдающимся мастером натюрмортов и религиозной живописи. Его полотна отличаются простотой композиции, отсутствием сложных сюжетных линий и лаконичными натюрмортами, выполненными в единой цветовой гамме. Однако картина «Агнец Божий» способна заворожить зрителя, побуждая его остановиться и восхититься не только техникой, но и глубоким символическим, сакральным смыслом, который она несет. В Старом Завете агнец, предназначенный для жертвы, называется «пасхальным ягнёнком» и приносится во славу Бога. В Новом Завете Иоанн Креститель прямо указывает на Иисуса Христа как на Агнца Божьего, который возьмёт на себя грехи всего мира.
Сурбаран изображает ягнёнка как символ кротости, доброты, невинности и непорочности, присущих Христу, который смог принести себя в жертву ради человечества. Лапы ягнёнка, которого несут на заклание, связаны крестом, что напоминает нам о распятии Сына Божьего. Подобно Христу, это животное смирилось с самой судьбой, осознавая её неизбежность. Художник всегда писал с натуры и в этом произведении он остался верен своим принципам, демонстрируя впечатляющий натурализм. Рельефность ягнёнка достигается за счёт глубоких теней и яркого света; его рога четкие и выпуклые. Полуприкрытые светлыми ресницами глаза отражают покорность судьбе, создавая иллюзию, что бледно-розовый нос ягнёнка выглядит влажным и дышащим.
В изображении шерсти животного художник просто превосходит себя: каждая ворсинка и завиток выполнены с такой реалистичностью, что возникает желание протянуть руку и погладить её. Эта картина, бесспорно, является шедевром творчества Франсиско де Сурбарана. Он создал несколько репродукций этой работы, что свидетельствует о его гениальности, признанной как современниками, так и потомками.