Вспоминаем аддон, без которого индустрия была бы совсем другой
Warcraft 3: The Frozen Throne — настоящая веха в игровой индустрии и яркий пример дополнения, без которого культовую игру теперь сложно себе представить. Но чем же так хорош аддон и почему люди продолжают играть в него даже спустя более 20 лет? Попробуем вспомнить и разобраться.
Действие The Frozen Throne разворачивается в рамках трех сюжетных кампаний — Ночных эльфов, Кровавых эльфов и Нежити. Каждая рассказывает о трех сторонах конфликта, чьи судьбы в итоге переплетаются в одной точке. В отличие от кампании Warcraft 3: Reign of Chaos, конфликт получится куда более локальный и больше сконцентрирован на конкретных персонажах, а не на судьбе всего Азерота, что добавляет сюжету отдельного шарма.
В своем тексте, посвященном Warcraft 3: Reforged, я восхищался тем, насколько разнообразными получились миссии. И как много Blizzard сумели выстроить вокруг простых механик. Но The Frozen Throne — высшая точка данной формулы. Каждая следующая глава не похожа на предыдущую и все время подкидывает какие-то новые вводные данные, выбивая игрока из зоны комфорта. Приходится учиться играть заново, пытаясь подстроиться под новые обстоятельства.
Я не большой фанат кампании Плети в оригинальной игре — мне фракция всегда казалась одной из самых скучных. Но после The Frozen Throne я готов переобуться и заявить, что был в полном восторге от всех нововведений и посмотрел на нежить совсем под другим углом. Тут спасибо стоит сказать новым юнитам вроде Баньш, которые могут вселяться почти в любые войска и получать над ними контроль, что с учетом лесных крипов дает возможность каждый раз собирать совершенно разные армии.
Но все-таки лучшей кампанией я бы назвал историю Кровавых эльфов и Кель'таса. У них и миссии самые разнообразные, и персонажи получились самыми интересными как геймплейно, так и сюжетно. Разваливать базы врагов без армии одним только санстрайком, постоянно оставаясь в тени, — несравнимое ни с чем удовольствие.
А вот самой слабой показалась кампания Ночных эльфов. Новых юнитов немного, а те, что есть, не очень интересные. В добавок ко всему, герои ведут себя зачастую очень глупо и нелогично. Малфурион не блистал интеллектом и в оригинале, но его тупость в The Frozen Throne переходит все границы. Якобы мудрейший из друидов не способен поговорить с собственным братом, чтобы узнать, что тот затевает, а вместо этого без разбора радостно бежит начистить ему лицо. Зачем?
По теме:
О мечтах пройти Warcraft 3 на высоком уровне сложности я отказался еще в Reign of Chaos — на оттачивание мастерства уйдет слишком много времени. Поэтому The Frozen Throne изучал исключительно на «среднем», но зато все прошел честно. Новые кампании даже в таком режиме сложно назвать легкой прогулкой в парке. Последняя миссия так вообще — экзамен в университете RTS, где жульничает даже преподаватель. Герои под управлением ИИ играют с явными читами, а все их показатели выкручены до предела, из-за чего пройти миссию становится невыносимо сложно. Снимаю шляпу перед каждым, кто завершил ее на высоком уровне сложности и не сошел с ума.
Но сколь бы великолепными не были кампании во The Frozen Throne, игра бы не смогла оставаться столь популярной на протяжении двух десятков лет только благодаря сюжетным миссиям. Ключевым нововведением The Frozen Throne был редактор карт, который позволил создавать фанатам собственные миссии, многопользовательские карты и даже целые игры.
Нужно было жить на Марсе последние двадцать лет, чтобы не услышать о том, как The Frozen Throne дала жизнь жанру MOBA с выходом DotA. Две команды из пяти игроков сходятся в схватке на трех линиях, пытаясь уничтожить базы друг друга. League of Legends, Heroes of the Storm, Smite, Dota 2 и даже Deadlock никогда бы не появились, если бы в Warcraft 3: The Frozen Throne не было редактора карт.
Жанра Tower Defense в привычном для нас понимании тоже не существовало до выхода The Frozen Throne. Вдохновившись играми вроде Rampart 1990 года и картами turret defense в Starcraft, Blizzard добавила во The Frozen Throne секретную миссию, где нужно оборонять портал от бегущих по линии врагов с помощью башен. Фанатам миссия понравилась и пользовательские карты Tower Defense начали появляться во The Frozen Throne с безумной скоростью, моментально обретая популярность.
По многопользовательским картам начали проводить собственные турниры с большими по тем временами (и маленькими по нынешним) призовыми фондами. В сообществе — появляться собственные звезды. Кажется, даже сама Blizzard не знала, что делать с популярностью пользовательского контента, так и не начав толком развивать киберспортивные турниры и потеряв права на самую популярную карту — DotA, которая теперь принадлежит Valve.
Но несмотря на то, что Blizzard явно прозевали пик популярности Warcraft 3: The Frozen Throne, и даже несмотря на не самый удачный релиз переиздания Reforged, игра все еще остается невероятно популярной. Некоторые моддеры до сих пор корпят над созданием новых карт и режимов, а фанаты их спонсируют.
Warcraft 3: The Frozen Throne — идеальное дополнение, которое когда-то обессмертило и без того отличную игру. Даже спустя 20 лет оно во многом остается непревзойденными даже самими Blizzard. Возможно, такой головокружительный успех сыграл свою роль в том, что в Warcraft 4 мы так и не увидели. И так как новых игр в серии больше не выходит, а сам жанр, кажется, давно не развивается, стоит перепройти культовую классику или прикоснуться к ней впервые даже в 2025 году.