Будучи уже в зрелом возрасте, отсмотрел фильмографию писателя, чьи рассказы мне нравились в юности (я даже сыграл роль Чудика в школьном спектакле, когда работал учителем географии в сельской школе). Может, и хорошо, что сделал это только сейчас. По молодости я бы это просто не осилил и не понял, "что автор хотел сказать".
Проглотив эти 6 (ладно, 5 и 1/3) фильмов, вынужден сделать вывод: Василий Макарович - человек яркого, но, если можно выразиться, узкоспециального таланта. Все его фильмы посвящены деревне, а точнее - столкновению двух миров: сельского и городского, где последний выступает в роли враждебной среды. Главный герой - всегда (ладно, почти всегда) шукшинский "чудик", забавный, слегка юродивый селянин, чья инаковость становится особенно заметной, стоит ему покинуть родную деревню. Фильмы Шукшина - почти всегда сборники законченных коротких историй, даже если есть цельный сюжет. Всё-таки, несмотря на авторство нескольких романов, Василий Макарович - прежде всего, новеллист, и это заметно. И наконец: каждый фильм Шукшина - это, в каком-то смысле, мюзикл, потому что герои постоянно что-то поют либо слушают. И это, признаться, утомляет.
Дабы не травмировать ничьих чувств, скажу сразу: я не делю фильмы Шукшина на плохие и хорошие. Они все замечательны, но как говорится, лучшее - враг хорошего. Какие-то в наше время воспринимаются лучше, какие-то - похуже. Свою точку зрения обосную.
6. "Из Лебяжьего сообщают" (1960)
Начну с этой дипломной короткометражки Шукшина. Один день из жизни секретаря райкома, который принимает посетителей и разбирает их проблемы. Кому-то срочно нужны коленвалы, кто-то не согласен платить алименты, а от кого-то муж уходит. Обычная, в целом, жизнь глубинки.
Всего 30 минут - но уже виден будущий стиль Шукшина. Столкновение города и деревне - есть. Сборник коротких новелл вместо цельного сюжета - есть. Унылые песнопения на фоне - есть, но, к счастью, мало. Разве что ярко выраженных "чудиков" я не заметил, но им здесь и развернуться-то негде. Шукшинские "чудики" любят длинные монологи.
Фильм достаточно смелый - см. год выпуска (Оттепель, можно было). Среди героев - городская цаца, не желающая работать по специальности, выпивоха, а также откровенный антисоветчик. Вслух проговариваются типичные для сельской местности проблемы: надо убирать хлеб - а машин и людей нет! В общем, интересный срез жизни 65-летней давности... И ведь что обидно: прав оказался тот несимпатичный персонаж, утверждавший, что никакого коммунизма не будет...
5. "Странные люди" (1969)
Три законченных новеллы, среди них экранизации двух моих любимых рассказов: "Чудик" и "Миль пардон, мадам". Это хорошо. А вот то, что сюжет "Чудика" переделан до неузнаваемости (осталось лишь обращение "Братка") - это не очень хорошо. Впрочем, хозяин - барин.
Самый странный фильм Шукшина, название не обманывает - чего стоит одна только сцена, где селяне отмачивают какой-то тлетворный западный рок-н-ролл. Он же самый скучный - просто зарисовки из жизни и не более того. Хотя история с покушением на одного знаменитого австрийца весьма интригует... Не ею ли вдохновлялся некто Квентин Т. для одного своего фильма?
Подробнее писал тут:
4. "Ваш сын и брат" (1966)
И вновь три законченных новеллы, на сей раз - о жизни одной деревенской семьи, первая из них - по-настоящему сильная, с неожиданностью в финале (неожиданностью для тех, кто не читал исходного рассказа), другие две теряются на её фоне. Событий в фильме не так, чтобы много - можно даже сказать, почти ничего не происходит. Главное здесь - типажи героев и портрет эпохи с её непонятными в наши дни реалиями. Нам, живущим в эпоху изобилия, уже трудно представить, что это значит - "достать" дефицитный товар (нужны не столько деньги, сколько быстрые ноги, хорошо подвешенный язык и нечеловеческая наглость).
Подробнее о фильме писал здесь:
3. "Калина красная" (1973)
Вор-рецидивист Егор, по кличке Горе, пытается завязать с преступным ремеслом и начать честную жизнь в деревне, с чем категорически не согласны его бывшие подельники. Впрочем, криминальный сюжет нужен лишь для фона, главное здесь - юродствования Егора, который то обращается с пространными монологами к берёзам, то визуализирует свои мечты, закатывая банкет для незнакомых людей, перед которыми он предстаёт в образе хозяина жизни...
Казалось бы, самый известный фильм Шукшина, но... не могу поставить его выше. Василий Макарович явно залез не на свою территорию, рассказывая о том, в чём не особенно разбирается. "Воры в законе" потом писали ему письма: мол-де, фигню ты снял, нет у нас такого обычая - казнить тех, кто отрёкся от воровской жизни. (Не говорю уже о том, что воровская банда в этом фильме похожа на тусовку стиляг.)
2. "Живёт такой парень" (1964)
История жизни великовозрастного по сельским меркам шофёра, который всё никак не остепенится, хотя честно пытается, вновь распадается на ряд законченных эпизодов. И опять событий немного. Однако фильм выглядит цельным и смотрится увлекательно, благодаря яркой личности героя - бойкого, нагловатого, но в целом положительного парня в блестящем исполнении Леонида Куравлёва. За ним просто интересно наблюдать, это затягивает лучше любого придуманного сюжета. Отдельный бонус - безумные мечты/сны/видения означенного шофёра.
1. "Печки-лавочки" (1972)
Именно этот фильм ставлю на первое место, потому что, при прочих равных условиях, у него есть то, чего нет в других работах Шукшина - чёткий, цельный, единый сюжет, пусть и простой: классическое движение из точки А в точку Б. Да, история вновь распадается на несколько законченных эпизодов, но главная линия сохраняется вплоть до финала.
Деревенский мужчина Иван получил путёвку на курорт, да и рванул на поезде через всю страну, прихватив супругу. В пути ему встретились разнообразные персонажи в лице обаятельного вора, мудрого учёного-языковеда и прочих городских жителей, которые для нашего Ваньки словно инопланетяне. Сам Ванька - человек, в целом, положительный, если бы не любовь к горячительному. А выпив, он говорит странные вещи... впрочем, и в трезвом виде тоже, постоянно попадая в неловкие ситуации. Но "Печки-лавочки" - не просто сборник кринжовых похождений сельского мужика, а прежде всего, трагедия. Плач по вымирающей - уже тогда! - деревне и её последних могиканах - таких, как наш Иван.
Что сказать - самый типичный Шукшин из всех возможных. Именно с "Печек-лавочек" советую начинать просмотр фильмографии Василия Макаровича, если вдруг не смотрели.
Понравилась статья? Поддержи автора! (Кнопка внизу.)