Найти в Дзене

«Летающая мумия» Третьего рейха 1936 года.

Активная разработка авиационных скафандров в нацистской Германии началась в 1935 году с поручения Министерства авиации компании Dräger создать защитное снаряжение для летчиков «Luftwaffe», выполняющих полета на больших высотах. Сразу после начала работ, Герман Титце, которому была поручена разработка скафандров, столкнулся с большой проблемой при поиске подходящих видов ткани, способных выдерживать максимальное избыточное давление величиной 2,4 атмосферы, которое было заложено в Техническое задание, выдвинутое Министерством авиации Германии. Кроме прочностных характеристик на разрыв, ткань должна была обладать минимальными показателями по растяжению и сохранять первоначальную форму скафандра при возникновении нагрузок, создаваемых избыточным давлением внутри оболочки, а ткани с такими характеристиками обладали недопустимо большим весом и с трудом поддавались раскрою, усложняя процесс изготовления скафандра. Для решения проблемы, Министерство авиации предоставило Герману Титце дефицитну

Активная разработка авиационных скафандров в нацистской Германии началась в 1935 году с поручения Министерства авиации компании Dräger создать защитное снаряжение для летчиков «Luftwaffe», выполняющих полета на больших высотах.

Сразу после начала работ, Герман Титце, которому была поручена разработка скафандров, столкнулся с большой проблемой при поиске подходящих видов ткани, способных выдерживать максимальное избыточное давление величиной 2,4 атмосферы, которое было заложено в Техническое задание, выдвинутое Министерством авиации Германии. Кроме прочностных характеристик на разрыв, ткань должна была обладать минимальными показателями по растяжению и сохранять первоначальную форму скафандра при возникновении нагрузок, создаваемых избыточным давлением внутри оболочки, а ткани с такими характеристиками обладали недопустимо большим весом и с трудом поддавались раскрою, усложняя процесс изготовления скафандра.

Для решения проблемы, Министерство авиации предоставило Герману Титце дефицитную шелковую ткань, которую инженеры Dräger вулканизировали двойным слоем резины. Полученная таким образом ламинированная ткань толщиной 5 мм использовалась одновременно в качестве силовой и герметической оболочкой.

Прорезиненная шелковая ткань обладала характеристиками, способными выдерживать нагрузку на разрыв величиной 180 кг на 5,4-сантиметровую полоску ткани и имела максимальное расширение в 18%, что не соответствовало Техническому заданию.

Для предотвращения расширения оболочки, первоначально в качестве силового пояса добавили сетку, сплетенную из шелковых нитей, но такое решение приводило к вырастанию скафандра до такой степени, что смотровое остекление шлема поднималось на столько, что человек переставал в него что-либо видеть. Кроме того, скафандр с сеткой из шелковых нитей не соответствовал прочностным характеристикам, поэтому, ее вначале заменили ремнями, снизив при этом давление до 0,3 кгс/см2, благодаря чему скафандр начал напоминать египетскую мумию, вышедшую из гробницы, а затем на более жесткую стальную сетку, благодаря чему удалось повысить избыточное давление до 0,75 кгс/см2, что почти соответствовало изначальному требованию к величине 0,8 кгс/см2.

Немецкий авиационный скафандр Dräger образца 1936 года.
Немецкий авиационный скафандр Dräger образца 1936 года.

Скафандр такой конструкции получился не практичным. Твердая и тяжелая ткань, опоясанная стальной сеткой сковывала без того ограниченные движения, а шлем, изготовленной из этой же ткани оказывал болезненное давление на лоб пилота.

Чем не фараон Рамзес IV?
Чем не фараон Рамзес IV?

Металлическая сетка оказалась сложна в изготовлении, а во время эксплуатации скафандра существовал высокий риск зацепиться ей за выступы кабины, в связи с чем данная конструкция была признана непригодной для применения в скафандре и от нее отказались, хотя в целом, у немцев была очень высокая культура производства.

Титце попытался предотвратить раздутие скафандра, вставив мягкую тканевую оболочку в жесткую металлическую кольчугу, однако такая попытка привела к проблемам подвижности шарниров, снизив и без того посредственную подвижность скафандра. Герман Титце пытался решить проблему с помощью гофрированных шарниров типа «гармошки» с продольными ремнями силового пояса, но при создании давления шарниры имели склонность к блокировке, а для движения требовались значительные физические усилия. Первая попытка создания авиационного скафандра оказалась неудачной, и в 1936 году проект был закрыт.

После начала второй мировой войны, Министерство авиации настойчиво попросило возобновить работы, но к этому времени Герман Титце успел разработать концепцию скафандра жесткого типа, продемонстрировав «стальных пилотов» в 1942 году (см. ссылку).

Продолжение следует…