Найти в Дзене
Умная Коллекция

Как Виктор Вексельберг вернул в Россию императорские яйца Фаберже из коллекции Малкольма Форбса. Ч.2

Продолжим начатый в прошлом посте рассказ о компании гениального российского ювелира и трагических событиях, сопровождавших закат его империи (ювелирной) и жизни в целом. Никто уже не узнает и не разберется в хитросплетениях событий тех страшных дней, последовавших за революцией. Но факт остается фактом: на данный момент всего 20 императорских яиц находятся в России, остальные – разбросаны по миру, большая часть осела в музеях США, что-то в Европе, также 6 штук находятся в частных коллекциях. О судьбе еще 6-ти до сих пор ничего не известно. Стране, родившейся на обломках империи, истощенной войной и внутренними распрями, катастрофически не хватало денег. В 1917 году пломбированные вагоны в Москву доставили особенно ценное имущество дворового ведомства. Все делалось в спешке и суматохе, описи составлялись на скорую руку, и доподлинно неизвестно, сколько именно яиц было привезено и передано на хранение в Оружейную палату. Чтобы выручить хоть какие-то деньги на содержание советского госуд
Оглавление

Продолжим начатый в прошлом посте рассказ о компании гениального российского ювелира и трагических событиях, сопровождавших закат его империи (ювелирной) и жизни в целом.

Антикварные распродажи

Никто уже не узнает и не разберется в хитросплетениях событий тех страшных дней, последовавших за революцией. Но факт остается фактом: на данный момент всего 20 императорских яиц находятся в России, остальные – разбросаны по миру, большая часть осела в музеях США, что-то в Европе, также 6 штук находятся в частных коллекциях. О судьбе еще 6-ти до сих пор ничего не известно.

Стране, родившейся на обломках империи, истощенной войной и внутренними распрями, катастрофически не хватало денег. В 1917 году пломбированные вагоны в Москву доставили особенно ценное имущество дворового ведомства. Все делалось в спешке и суматохе, описи составлялись на скорую руку, и доподлинно неизвестно, сколько именно яиц было привезено и передано на хранение в Оружейную палату. Чтобы выручить хоть какие-то деньги на содержание советского государства, пошла первая волна антикварных распродаж. Сокровища дома Романовых лавиной хлынули за рубеж.

Гохран разбирает сокровища Романовых. 1920-е
Гохран разбирает сокровища Романовых. 1920-е

В 1927 году, когда, казалось бы, обстановка начала стабилизироваться, гохран РСФСР определил еще 24 пасхальных яйца Фаберже в сокровищницу Кремля. В этот раз были составлены подробные описи, и нам доподлинно известно, какие именно из пасхальных подарков там находились. В 1930 году Особая ударная бригада при «Антиквариате» определила 11 яиц из запасников и экспозиций музея к изъятию. 6 из названных яиц были выполнены главным ювелиром Фаберже – Михаилом Перхиным, а еще пять – его преемником Генриком Вигстрёмом. Сотрудники музея, как могли, оттягивали страшный момент. Но пришли документы, по которым стало понятно, что шанса сохранить неприкосновенность драгоценных предметов, нет. 21 июня 1930 года яйца покинули Оружейную палату, и в итоге осели в США.

В 1933 году еще часть произведений была отобрана на продажу. Директор Оружейной палаты, Дмитрий Иванов, не смог смириться с растратой выдающейся коллекции, и покончил с собой. На следующий же день в музей явился представитель «Антиквариата», чтобы изъять еще 120 предметов Фаберже. Огромных усилий стоило музейным служащим отстоять два яйца – «Память Азова» и «Клевер», но три других на их глазах покинули хранилище русской сокровищницы. В конечном счете, нетронутыми остались всего 10 яиц, которые и по сей день составляют ядро коллекции изделий Карла Фаберже музеев Московского Кремля.

-3
-4
-5

Малкольм Форбс. Самое большое частное собрание Фаберже

Медиагигант Малкольм Форбс, чье имя носит известнейшее бизнес-издание, был мудрым и просвещенным собирателем. На протяжении 30 лет, покупая предмет за предметом, он выстроил самую мощную и целостную частную коллекцию изделий Фаберже в мире. Свои сокровища он не держал взаперти, но активно экспонировал в Европе и Америке, в том числе в 1990 году, незадолго до смерти, лично привез 9 императорских яиц в Москву, где они воссоединились спустя более полувека разлуки с 10-ю собратьями из Оружейной палаты. Форбс был растроган до глубины души, его переполняли чувства от осознания значимости всего происходящего. Позволим себе забежать вперед и успокоить читателя: еще через 14 лет шедевры коллекции Форбса окончательно вернутся на родину.

Малкольм Форбс
Малкольм Форбс

Его в высшей степени полная коллекция особенно ценна тем, что в ней представлены все направления работы ювелиров Фаберже. Однако началось все с появления в жизни бизнесмена сущей безделушки – гладкого портсигара с двуглавым орлом, приобретенного по случаю в Лондоне. Супруга, получившая ценную вещицу в качестве подарка на Рождество, была в восторге, и оба загорелись идеей собирать Фаберже. Сначала покупали небольшие изделия: яйца-брелоки и мелкие сувениры. Распробовав и войдя во вкус, супруги нацелились на более серьезные приобретения – пасхальные яйца. В 1966 году в коллекцию вошло яйцо «Ренессансное», позже – «Лавровое дерево» и «Пятнадцатилетие коронации», любимый предмет самого коллекционера.

Помимо императорских в собрании Форбсов были яйца, выполненные по заказу герцогини Мальборо (яйцо с розовой эмалью и стрелкой-змеей) и купчихи Варвары Кельх (примерный повтор первого яйца «Курочка», выполненного для Марии Федоровны). Всего у медиамагната оказалось 15 больших пасхальных яиц, и, что примечательно, среди них были первое и последнее, выполненные руками мастеров фирмы Фаберже для императоров. И этим фактом коллекционер невероятно гордился.

Путь домой. Фонд «Связь времен»

Наследники долго не решались расстаться с драгоценным имуществом Малкольма Форбса, но постепенно все же начали его распродавать. Тем более, рынок ждал… и неистовствовал, когда что-то из знаменитого собрания попадало в аукционные дома. В 2004 году Sotheby’s анонсировали финальную, четвертую, распродажу, состоявшую из 180-ти предметов. Все поклонники Фаберже трепетали от восторга и предвкушения. Каково было их разочарование, когда аукцион отменили. Произошло неслыханное событие – российский фонд «Связь времен» (проект Виктора Вексельберга) выкупил всю коллекцию в формате private sale. «Это абсолютно исключительное решение», — признал президент и генеральный директор Sotheby’s Holdings Inc. Билл Рупрехт. «Вексельберг спас хрестоматийную коллекцию музейного уровня от распыления, сохранив ее целостность».

Виктор Вексельберг.  Фото https://pavelmarkelov.com/ru/corporate
Виктор Вексельберг. Фото https://pavelmarkelov.com/ru/corporate

Таким образом, весной 2004 года наследие (безусловно, лишь его небольшая, но такая важная и ценная часть) последних русских царей вернулось на родину. С того момента началось триумфальное шествие императорских пасхальных яиц по России. От Москвы и до Владивостока Виктор Вексельберг провез вернувшиеся домой ценности. Ажиотаж был сумасшедший. Посетители плакали. Настолько трогающим душу был момент встречи с, казалось бы, утраченными сокровищами.

Следующее десятилетие фонд отслеживал изделия Фаберже и других знаменитых русских ювелиров конца XIX – начала XX века по всему миру. В конце 2013 года в Санкт-Петербурге, в Шуваловском дворце, открылся Музей Фаберже. Первый негосударственный музей в России, коллекция которого имеет неоспоримое национальное и мировое значение.

Музей Фаберже
Музей Фаберже

Сегодня музей Фаберже – один из самых посещаемых в России. Он регулярно попадает в международные рейтинги, его выставки всегда становятся событиями грандиозного масштаба. Внутри кипит жизнь – просветительские и выставочные проекты, конференции, роскошные книжные издания. Но, главное, в музее представлено наследие последних русских монархов, в великолепных ювелирных изделиях закреплена история нашей страны в самые трагичные моменты ее жизни. При этом, как мы уже упоминали, пасхальные яйца – символ воскрешения и искупления грехов, надежды и света.

Покупка Фаберже – всегда хорошая идея

Ювелирные изделия фирмы Карла Фаберже – надежная арт-инвестиция с гарантированной высокой доходностью даже в текущих геополитических расстановках. Вместо вывода попробуем по пунктам сформулировать, почему?

  1. Глубокий исторический и культурный символизм этих изделий. С одной стороны, это размах и мощь Российской империи, символ богатства и роскоши (вернемся к началу нашей статьи). А с другой – потери и растраты национального достояния.
  2. Если мы говорим об императорских пасхальных яйцах, а это самое главное и громкое достижение фирмы, то мы попадаем на зыбкую и чувствительную почву. Последние русские самодержцы были уничтожены, как и империя, и все, что с ними связано. Трагический знак Романовых и их трепетных отношений внутри семьи – вот что такое изделия Карла Фаберже.
  3. Когда речь идет о предметах с русским происхождением, императорский провенанс всегда будет в цене. Как мы писали в одной из наших статей, трагические истории и мистификации вокруг них способны повышать стоимость произведений невероятно.
  4. Настоящие изделия Фаберже сегодня – это редкость. Ушлые бизнесмены, начиная с 1920-х годов прошлого столетия по всей Европе и, особенно, в США штамповали подделки под известного ювелира. Резонансная история императорского дома потрясла мир и взвинтила интерес к предметам из разграбленных сокровищниц. У искусствоведов даже существует термин «Fauxberge», что дословно переводится как «Фальшберже». Многие подделки выполнялись весьма искусно, поскольку все чертежи, клейма и штампы Фаберже оказались в широком доступе.
  5. Конечно, это ликвид. Великолепные изделия из отборных драгоценных камней, металлов, эмалей, механизмов и т.д. Годы идут, а часы Фаберже с лучшим швейцарским механизмом тикают все так же звонко и слаженно. И, конечно, неповторимая техника работы с материалами.
  6. Это признанные шедевры музейного уровня. И гарантированный рост в цене. Легендой Фаберже стал еще при жизни, также как и его произведения – коллекционными.
  7. Аукционы любят Фаберже и с удовольствием его продают, несмотря на санкционные ограничения и прохладное отношение к стране происхождения в данный момент. На высокие цены и ажиотажный спрос, как показывает время, это совершенно не влияет.