Найти в Дзене

Способ удержать кадры — разобраться в эмоциональных потребностях сотрудников

Устраиваясь на работу, соискатели выбирают один из множества вариантов. Задача компании, которая нанимает сотрудника, — стать самой привлекательной в его глазах. Потом задача усложняется: обученного и прошедшего испытательный срок работника надо удержать от смены места. Денег и премий недостаточно. Материальная мотивация работает не бесконечно. Невозможно повышать и повышать зарплату, а потом выписывать бонус. Деньги рано или поздно кончатся, а конкурент всегда предложит больше. Придется разбираться, какие еще есть потребности у сотрудников, и удовлетворять их. Censydiam — это модель, которая служит для выявления потребностей соискателей и сотрудников. Изначально пришла из маркетинга, но успешно используется в HR. Модель мотивации Censydiam позволяет разделить людей на группы по их мотивам, желаниям и потребностям. Понимая, чего хочет сотрудник, легче осознать, что компания может ему предложить. Все потребности делятся на гедонистические (в плоскости «удовольствие-контроль») и социал
Оглавление

Устраиваясь на работу, соискатели выбирают один из множества вариантов. Задача компании, которая нанимает сотрудника, — стать самой привлекательной в его глазах.

Источник фото https://ru.freepik.com/free-photo/two-young-colleagues-discussing-something-office_5043909.htm
Источник фото https://ru.freepik.com/free-photo/two-young-colleagues-discussing-something-office_5043909.htm

Потом задача усложняется: обученного и прошедшего испытательный срок работника надо удержать от смены места.

Денег и премий недостаточно. Материальная мотивация работает не бесконечно.

Невозможно повышать и повышать зарплату, а потом выписывать бонус. Деньги рано или поздно кончатся, а конкурент всегда предложит больше. Придется разбираться, какие еще есть потребности у сотрудников, и удовлетворять их.

Что такое модель Censydiam

Censydiam — это модель, которая служит для выявления потребностей соискателей и сотрудников. Изначально пришла из маркетинга, но успешно используется в HR.

Модель мотивации Censydiam позволяет разделить людей на группы по их мотивам, желаниям и потребностям.

-2

Понимая, чего хочет сотрудник, легче осознать, что компания может ему предложить. Все потребности делятся на гедонистические (в плоскости «удовольствие-контроль») и социальные (в плоскости «коллективизм-индивидуальность»). Сегментов всего восемь. Они же являются зонами мотивации.

У сотрудников могут быть потребности из нескольких сегментов сразу. Например, соискатель нуждается в безопасности, контроле и единении. Или в признании, удовольствии и власти. Разберем каждый сегмент отдельно.

Удовольствие

Людей, которые ищут в работе удовольствие, часто принимают за лентяев. И зря: они стараются получать положительные эмоции от всех сфер жизни. Им нужен позитивный, дружелюбный работодатель и интересные задачи. Важно, чтобы труд приносил не только деньги, но и наслаждение.

Как применить: создавать приятную и неформальную рабочую атмосферу. Развивать корпоративную культуру. Интегрировать гибкий график и удаленку. Практиковать небанальный подход к HR-практикам — например, организовывать необычные корпоративы и награждать сотрудников брендированным мерчом.

Мерч с необычными стикерами, которые можно менять и крепить как угодно, получили сотрудники Курганского приборостроительного завода. Источник https://vc.ru/marketing/1618418
Мерч с необычными стикерами, которые можно менять и крепить как угодно, получили сотрудники Курганского приборостроительного завода. Источник https://vc.ru/marketing/1618418

Единение

Для людей в этом сегменте важно находиться среди единомышленников. Получать на работе поддержку и общение. Быть в коллективе, где уважают чужие ценности и даже разделяют их.

Как применить: Проводить онлайн- и офлайн-мероприятия, которые укрепляют взаимодействие в коллективе. Формировать корпоративную культуру. Организовывать сообщества по интересам и развивать их.

Принадлежность

В группу с такими ценностями попадают люди, которые ценят чувство причастности к большой группе. Они ставят перед собой значимые цели и достигают их. Ключевые ценности — это сопричастность и социальные связи, важность и ценность вклада каждого.

Как применить: развивать волонтерские программы, формировать поддерживающую культуру. Создавать и транслировать миссию и ценности компании постоянно. Организовывать командные мероприятия. Воспитывать культуру этичного общения и уважения.

Безопасность

Стабильность, предсказуемость и защищенность важна для многих людей. Они хотят понимать, что будет завтра, и заранее планировать свою жизнь. Безопасность и контроль необходимы таким персонам, чтобы чувствовать себя комфортно.

Как применить: разрабатывать и внедрять социальные программы. Обеспечивать ДМС, комфортные рабочие места. Планировать отпуска и выходные.

Контроль

Представители этого сегмента похожи на людей, ценящих безопасность. Но отличия все же есть: они стремятся не столько к предсказуемости, сколько к умению держать ситуацию под контролем. Для них важно держать руку на пульсе и добиваться поставленных целей.

Как применить: обеспечить полную прозрачность и четкость в процессах, от расчета зарплаты и премии до достижения KPI. Фиксировать договоренности между работодателем и сотрудником. Развивать и улучшать условия трудоустройства, наделять работников ответственностью.

Признание

Люди любят, когда их хвалят. Представителей сегмента «признание» может мотивировать высокая оценка их заслуг, получение наград и премий, предоставление дополнительных возможностей для роста.

Как применить: создать и развивать программы признания и оценки, проводить встречи с руководством, ввести геймификацию и систему наград.

Власть и статус

Этот сегмент обычно интересует людей, которые стремятся получить признание, уважение коллег, занять лидирующую роль. Ценности для них — это престиж и влияние.

Как применить: создавать карьерные возможности для быстрого роста, отмечать достижения и формировать статусные атрибуты на каждом этапе. Выделять лидерские качества. Создавать зоны ответственности, где каждый сотрудник может принимать решение.

Жизненная сила

Представители этого сегмента ценят свободу действий и возможность проявлять индивидуальность. Им бывает трудно в строгих рамках. Зато они способны справляться даже с очень сложными задачами.

Как применить: создавать нестандартные проекты и задачи для креативных сотрудников. Поощрять личные инициативы. Дать работникам возможность принимать решения самостоятельно. Ввести гибкий график и удаленку.

Что в итоге

Модель Censydiam позволяет разделить сотрудников на восемь сегментов, чтобы лучше понять их потребности и мотивацию. Чем лучше вы понимаете работников, тем больше можете им предложить. И речь не только о деньгах. Одним важна власть и ответственность, другим — свободный график. Третьи пришли за поддержкой и единением. Чем точнее получится понять потребности сотрудника, тем лояльнее он будет к компании — и не захочет из нее уходить. Так можно решить вопрос текучки кадров и перестать тратить деньги на найм новых кандидатов.

Читайте также: