Неожиданно оказался вчера в совершенно обособленном и необычном уголке Мира и Жизни, ну и Москвы тоже, – в Центре «Цветоводство», в котором теперь возрождается и не первый год уже выходит исторический и знаковый журнал «Цветоводство». Здесь вчера состоялось два мероприятия, значительные и торжественные. Слитые воедино и разделенные чаепитием с пирогами.
Правда, на первое из них приглашение я получил как бы «за компанию». Поскольку это были «Авторские встречи журнала «Цветоводство»», а я автором этого журнала уже давно не являюсь. Но, во-первых, Любовь Сергеевна Шашкова, лидер и вдохновитель Журнала, не первый год призывает меня к сотрудничеству, а во-вторых, меня жгуче волнует вопрос и проблема существования/сохранения/выживания бумажных периодических изданий в современном мире. Всех вообще, а особенно посвященных живой природе.
Уже год на компьютерном столе у меня заготовлена папочка «Есть ли жизнь после смерти. У бумажных журналов о Природе». Все никак не продумаю, мыслей и материалов не хватает.
Поэтому особенно интересно было побывать на «кухне» такого современного издания, понять/почувствовать, как это функционирует/удается/живет. Концепция, решения, бизнес-план. Всё отвечал дорогой Любови Сергеевне, что рад бы посоучаствовать, но не представляю себе читательской аудитории, идеи, контекста. С удовольствием - писал ей - пообщался бы с издателями, а тем более побывал бы на актуальном обсуждении, «мозговом штурме», которое, по моему убеждению, неизбежны при выполнении столь сверх-невероятной задачи. И тут – авторские встречи! Вот и загляну! На «кухню». Так и напросился на приглашение.
Второе событие – презентация книги Любови Сергеевне, выпущенной «Редакций журнала «Цветоводство»», которая редакция уже становится издательством. А книга эта его, издательства, первая. И у Любови Сергеевны эта книга, насколько знаю, – первая. По всем статьям, первенца презентовали.
И как такое пропустить?
Тем не менее сообщение я начал словом «неожиданно». И действительно удивляюсь.
Дело в том, что вдруг догнала меня дальняя моя знакомая – гипертония. Да и бог бы с ней, привычная она досада. Только вот в последние пару дней что-то всерьез она за меня взялась. Уже думал, не ехать – дома отсидеться. И тут безо всякого медикаментозного и психотерапевтического вмешательства – как рукой смахнуло. Как раз за пару часов перед запланированной поездкой. Вот она – волшебная сила искусства и цветоводства/«Цветоводства»!
Место нового жительства Центра и Журнала – живописная и непривычная Москва. Таких мест сейчас немало, но их обычно не видишь. Потому что это – какая-то умершая/убитая промзона, с какими-то сюр-реальными заброшенностью и развалинами. И строящимися ростками чего-то, пока не-опознаваемого. На огромной, сурово ограниченной территории, которую тем не менее сложно обнаружить, а тем более до нее добраться.
И тут небольшая зарисовка – не могу удержаться.
Проходная конечно. Но у меня электронный пропуск с куар-кодом, беспокоиться нечего. Перед внушающей дамой на проходной переживает очень старенький товарищ – у него нет куар-кода, только приглашение, он пройти не может. Мой-то код внушающая дама тут же считала простым взглядом на экран моего телефона (вот же технологический прогресс!). «Идите,» - говорит, и указывает взмахом куда-то в непроглядные и непролазные развалины. «А я дорогу знаю! – взмолился непускаемый старичок (в свои 72 я был явно его моложе, потому так и выражаюсь) – я к ним летом приезжал». «Ну ладно, - разрешает мне дама, - берите его с собой». И он меня повел, как сталкер, и довел же! Хотя в какие-то моменты сомневался, а иногда опасно скользил на свеже-заснеженном бездорожье. Кстати свежий снег и помог: по следам шли. Тех, кто раньше нас добрался.
Стал бы я этот эпизод расписывать, если бы не апофеоз, как дошли. Заметив первую же сотрудницу Центра, правило-послушный товарищ поинтересовался: «регистрироваться нужно? Я – Семёнов». Регистрация была не нужна, так что про свою фамилию я умолчал, только в конце мероприятий ему сознался.
Среди откровенных развалин и невнятных начатых строительств вход в Центр выделялся новеньким безликим типично офисным входом.
А вот внутри – целый особый и фантастический мир. Бывшие цеха невесть чего, с улетающими в небо крышами, какими-то фантастическими историческими конструкциями, монументальными и монументально облупленными стенами.
И кусочки этого безмерного пространства, чистенькие, светлые и огороженные стеклом. Офисы Центра, его оранжерея, конференц-зал.
Практически ничего не знаю про этот Центр, да и не про него сейчас. Важно, что владелец Центра и финансирует возрождение/работу Журнала (а теперь – и издательства). А его супруга – главный редактор. Очень милая – без малейших преувеличений. Кристина Дмитриева.
Ну вот. Теперь можно и про авторскую встречу.
Совершенно не такого ожидал. Хотя и эмоционально это было здОрово, и интересно. Не сразу сообразил фотографировать, а потому удобно устроился в последнем ряду – на Камчатке, как в школе привык. И на фотографиях непременно получились затылки впереди сидящих. И вообще фотографирование в таком репортажном стиле оказалось делом многотрудным – это вам не цветок розы в собственно саду фотографировать. Так что виноват, но не обессудьте.
Суть встречи была в раздаче … грамот! Всем авторам. А поскольку пригласили именно авторов, то каждый из присутствующих в свою очередь выходил, выслушивал талантливые дифирамбы артистичной Кристины, рдел/мялся, забирал стильно напечатанную грамоту-благодарность с аплодисментами и уступал место следующему. Поскольку я тут был единственный не-автор, то и не получил ничего. Зато сохранил отстраненность и беспристрастность.
Вся встреча – восторженность, любовь, уважение, восхищение, глянцевое благополучие. Все исключительно довольны. Ни проблем, ни поиска, ни обсуждений, ни сомнений, ни дискуссий. Рай и социализм в одном стакане.
Последний номер журнала я купил и свое беспристрастное мнение еще выскажу. Но в другой, специальной статье – про есть ли жизнь после смерти. Немногие тут его покупали – потому что дорогой, и потому что авторы же – у них есть авторские экземпляры.
Источающая доброжелательность Кристина весомо отметила: «журнал – это авторы!».
Весьма не-бесспорная концепция.
И вот тут самое время присмотреться, кто же авторы. Некоторых знаю, некоторых знаю очень давно. Многие много меня старше. Это почтенные аксакалы цветоводства. А еще признанные и авторитетные деятели разных областей, даже научных. Научные – мои знакомые. Которым публикации в подобных журналах нужны для отчетов (сами мне рассказывали, причем для отчетов статьи в специальных журналах нередко приходится пропихивать за собственный счет, а тут им еще и гонорар). Ну и по паре дизайнеров, фермеров, флористов … «представителей всех отраслей цветоводства», как с гордостью констатировала Кристина. Вроде Ноева ковчега получается авторский коллектив. В котором коллективе каждый заинтересован участвовать, но весьма смутно представляет себе общую цель/задачу/идею. Я ее тоже пока не понял, увы. А потому так и не представляю себе своего участия в этом глянцевом проекте. Благо один автор-Семёнов у них уже есть.
Пока у меня сложилось только одно впечатление: воссоздатели Журнала поставили задачу сохранить традиции (подходы, идеи, направленность, стиль) прежнего советского «Цветоводства» с теми же/с такими же авторами и придать ему современный технологический/эстетический лоск. Очень сомнительное, на мой взгляд, решение. Но я об этом в следующей статье.
Благостная встреча авторов с авторами плавно перетекла в дивное чаепитие: самовары с разными чаями, варенья и красивые пироги. Мне понравился с какой-то птицей и грибами и не понравился с густой приторной вишневой патокой.
А затем – главное торжество. Презентация книги. Тут я все критическое-саркастическое отбрасываю.
Достойнейший человек написал достойную книгу. Имел заслуженное право - пусть бы каждый, прожив достойную жизнь, написал и издал свою. Пусть у каждого будет такая возможность. Порадуемся за тех, у кого такая возможность есть. И поэтому тут нужны и дОлжны именно цветы, поздравления, стихи и даже профессионально спетые песни. И все это было. Безо всяких натяжек, фальши, формальности. И без излишней пафосности или сентиментальности.
Забавно высказался – от полноты чувств, конечно, - кто-то из издательского коллектива: «закончилась многолетняя борьба с этим трудом!».
Ну а я как бы смог высказать хоть что-то критическое, получив вот такой автограф.
Поскольку – как в фильмах – после официальной презентации Любовь Сергеевна заняла место за столом, заваленным ее Книгой, и стала подписывать. Организаторы установили рядом отражающий экран и каждый, кто купил книгу, мог сфотографироваться с автором в момент получения Автографа.
Я не стал – из-за давней привычки общаться со своим Редактором с противоположных сторон письменного стола.
Тираж книги – символический 1000 экземпляров. Заведомо не будет массового читателя. Да и далеко не в каждой библиотеке найдешь. Но ведь это и не для завладения умами/массами. Это вообще для «маленькой такой компании» близких и единомыслящих. И для самовыражения.
Такая задача безусловно выполнена. И мне остается только еще раз поздравить замечательного Автора.