Мы многое знаем о великом султане. Но как формировалась личность будущего падишаха? Какие события повлияли на него? Многие жизненные привычки, амбиции и убеждения зарождаются ещё в детстве и укрепляются в юности. Давайте же вместе попробуем разобраться в том, как началась история блистательного султана Османской империи.
Это первая статья о Сулеймане Великолепном. Мы поговорим о его детстве и юности. Добро пожаловать в политический лабиринт Османской империи!
Рождение легенды
Сулейман появился на свет 6 ноября 1494 года в Трабзоне, небольшом городе на побережье Чёрного моря. На момент рождения Сулеймана город назывался Трапезунд и сравнительно недавно он перешёл под контроль Османской империи.
Прошло чуть больше полувека после падения Константинополя. Многие провинции ещё не успели смириться с властью османов, а где-то ещё до сих пор верили, что христианские державы смогут возродить Византийскую империю.
Трабзон был весьма неспокойным регионом. В 1204 году город стал столицей Трапезундской империи и сохранял относительную независимость даже после взятия Константинополя. Окончательное подчинение Трабзона произошло в 1461 году. Через девять лет после взятия города султан Мехмед II (1451-1481 гг.) приказал задушить правителя Трапезундской империи вместе с его сыновьями.
Интересный факт: в 1474 году Трабзон посетил русский путешественник Афанасий Никитин и упомянул город в путевых записках «Хождение за три моря».
Почему Сулейман родился в Трабзоне?
В Османской империи было много интересных традиций и практик, начиная с убийства родни и заканчивая институтом санджак-беев. Если про устранение политических конкурентов на канале уже есть статья, то про административно-территориальное деление мы практически не говорили.
Важной административной единицей Османской империи был санджак. Если проводить аналогию с нашей страной, то санджак был чем-то вроде области или небольшой республики. Несколько санджаков образовывали вилайет – это что-то вроде федерального округа.
Естественно, Османская империя даже близко не была федерацией.
Для османских султанов потенциальные наследники всегда были реальной угрозой. Как бы сын не любил отца, всегда существовал риск заговора и захвата власти. Султаны придумали неординарный и полезный способ выдворения совершеннолетних наследников из столицы – управление санджаками.
Как правило, когда наследник или его сыновья достигали совершеннолетия, султан назначал их санджак-беями (что-то вроде губернатора).
Таким образом, решались сразу две проблемы – принцы могли самостоятельно постичь навыки административного управления, а действующему правителю не приходилось прятать золотые табакерки во время вечерних встреч с подданными.
Так вот, отец Сулеймана, Селим, был наследником престола, поэтому султан Баязид II (1481-1512 гг.) отправил его управлять Трабзоном, чтобы тот не интриговал в столице.
Как правило, вместе с наследником переезжал весь его гарем. Соответственно, не стоит удивляться, что большинство султанов Османской империи родились не в Константинополе.
Детство Сулеймана Великолепного
Откровенно говоря, санджак-бею Селиму было совсем не до сына. Он был человеком тщеславным и большую часть времени занимался заговорами, а не воспитанием ребёнка.
Заботу о счастливом детстве Сулеймана взяла на себя его мать – Айша Хафса. Она была любимой наложницей Селима и дочерью христианского раба, происходившего из крымчан или черкесов.
Начиная с семи лет Сулейман изучал историю, арифметику, литературу и теологию. Чуть позже к этому добавилась военная стратегия и стрельба из лука.
Любимым историческим персонажем Сулеймана стал Александр Македонский. Будущий султан восхищался военным талантом великого завоевателя и лелеял мечты о повторении его триумфа.
К одиннадцати годам Сулейман уже знал персидский и арабский языки, неплохо разбирался в теологических вопросах, а также выказал особый талант к музыке и поэзии. Согласно османской традиции, в этом возрасте Сулейман был обрезан, оставил мать и переехал жить в свою собственную резиденцию, где продолжил обучение.
Династические хитросплетения
Как показывает общемировая историческая практика, в битве за трон часто принимают участие не только наследники, но и их кланы. Придворные игры – это шахматная партия, где значимость каждой фигуры определяется её политическим капиталом.
У султана Баязида II было несколько сыновей. Все они стали санджак-беями в различных уголках Османской империи.
Давайте перечислим всех братьев по старшинству, вместе с их санджаками: Ахмед – Амасья (670 км.), Коркут – Маниса (430 км.), Селим – Трабзон (1060 км.), Шехиншах – Конья (700 км.).
В данном случае старшинство не играет никакой роли. Куда важнее цифры в скобочках – это приблизительное расстояние до столицы.
Когда умирает султан, из столицы направляют письма соболезнования каждому наследнику вместе с призывом явиться во дворец и стать султаном. Это начало смертельной гонки.
Первый наследник, добравшийся до столицы, занимает место отца, а затем приступает к уничтожению братьев. Как мы видим, с точки зрения расстояний, у Селима не было никаких шансов.
В 1505 году Сулейману исполнилось четырнадцать лет и он уже был готов для получения собственного санджака в управление. Первоначально ему даровали Шебинкарахисар (930 км.), но Селим убедил султана назначить сына санджак-беем Болу (260 км.), правда, ненадолго. Опасаясь за своё положение, шехзаде Ахмед выступил против назначения и мальчику пришлось вернуться на предыдущую должность.
Санджак-бей Сулейман
Три года Сулейман управлял санджаком Шебинкарахисар, пока его отец пытался найти для него место поближе к столице. Наконец, появился компромиссный вариант – санджак Каффа (Крымский полуостров, территория современной Феодосии).
Кажется, что это далековато от Константинополя, верно? Но тут действовала другая логика. Это был важный портовый регион, связанный прямым морским сообщением со столицей. Кроме того, санджак Каффа находился на перекрестке торговых путей между Индией, Ираном и Европой.
Приятной особенностью санджака Каффа стало чудесное соседство с крымским ханом Менгли-Гиреем, который приходился тестем Селиму и поддерживал его в гонке наследников.
6 августа 1509 года Сулейман вступил в должность санджак-бея Каффы. Юноша сосредоточился на административной деятельности и торговле. Он старался приумножить богатство семьи, а также, по приказу отца, внимательно следил за слухами из столицы, которые доносились с торговых кораблей.
Начало гонки наследников
В конце 1509 года Баязид II тяжело заболел. Опасаясь, что после смерти его сыновья будут убивать друг друга, султан решил отречься от власти в пользу старшего наследника – шехзаде Ахмеда.
Узнав об этом, отец Сулеймана решил действовать. Он не строил иллюзий по поводу своей дальнейшей участи после воцарения старшего брата.
Селим покинул Трабзон и отправился в Каффу, чтобы заручиться поддержкой крымских татар. После этого он направил султану просьбу разрешить создать санджак на Дунае для борьбы с христианами.
Султан Баязид отказал Селиму, так как понимал, что он собирает силы для войны со старшим братом. Тогда отец Сулеймана с тремя тысячами человек переправился через Дунай и в марте 1511 года атаковал Эдирне.
Действия Селима спровоцировали начало междинастической войны. Султан Баязид вместе с Ахмедом собрал войско и дал отпор Селиму в августе 1511 года близ города Чорлу. В этой битве участвовал и Сулейман, а после поражения бежал с отцом в Каффу.
Некоторые вещи не под силу даже султанам
По возвращению в столицу, Баязид хотел провозгласить шехзаде Ахмеда султаном, но ничего не получилось. Ему помешал великий визирь и янычары, с которыми наследник состоял в ужасных отношениях.
Султан никак не мог повлиять на происходящее и объявил всем сыновьям, что идея с мирной передачей власти потерпела крах, поэтому после смерти они могут со спокойной душой переубивать друг друга.
Разочарованный Ахмед отправился на восток, где поднял восстание. С этого момента Сулейман и его отец вновь оказались в фаворе. Султан пригласил в столицу Селима с намерением отправить его сражаться со старшим братом.
Прибыв в Константинополь, отец Сулеймана, при поддержке янычар, заставил Баязида отречься от престола и сам стал султаном 24 апреля 1512 года.
Сын большого человека
Следуя излюбленной османской традиции, Селим I приступил к уничтожению братьев. К концу 1513 года все политические конкуренты султана были убиты.
Пока отец боролся с братьями, Сулейман выполнял функции санджак-бея Каффы, Трабзона и Манисы, что позволило ему получить ценный опыт управления территориями, находящимися на приличном расстоянии друг от друга.
Юный шехзаде старался лично посещать санджаки, часто находился в разъездах и активно общался с разными людьми.
Когда султан Селим I утвердил свою власть в Османской империи, Сулейман поселился в Манисе, вместе с ним переехала и его мать.
Именно в этом городе произошло одно из самых значимых знакомств в жизни Сулеймана – встреча с рабом Ибрагимом.
Но об этом я расскажу в следующей статье.
Выводы
Волею судьбы и «стараниями» отца юный Сулейман оказался в эпицентре сложных внутридинастических интриг Османской империи. Он не только наблюдал, но и активно участвовал в битве за титул султана.
Сулейман с ранних лет смог убедиться, что дерзость и политическая дальновидность дают гораздо большее преимущество чем громкие титулы и огромные армии.
Его отец был настоящим политическим хищником, который в тяжелом противостоянии завоевал себе место под солнцем. Селим не считался ни с родственными узами, ни с благородными обещаниями, а настойчиво шёл по головам. Несомненно, это наложило определенный отпечаток на личность Сулеймана, а некоторые будущие жестокие поступки станут логичным продолжением «отцовского воспитания».
Юный Сулейман слишком рано понял настоящую цену султанского титула и родственных связей. Когда он сам займёт место отца, то постарается сделать всё ради сохранения власти.
Благодарю за прочтение статьи! Подписывайтесь на канал, впереди много интересного!