Найти в Дзене

Дивергент, Дивергент, глава 2: Инсургент, Дивергент, глава 3: За стеной

2014, 2015, 2016 год. США. Режиссеры: Нил Бергер, Роберт Швентке. В ролях: Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Эшли Джадд, Джай Кортни, Рэй Стивенсон, Зои Кравиц, Майлз Теллер, Кейт Уинслет, Наоми Уоттс, Тони Голдуин, Джефф Дэниелс, Энсел Эльгорт, Октавия Спенсер, Билл Скарсгарт

Время апокалипсиса: 2050 год

Причина апокалипсиса: атомная война

Масштаб апокалипсиса: вся планета

К началу 2010-х популярность особой разновидности любовных романов, замаскированных под подростковые антиутопии, приобрела такие масштабы, что все крупные издательства обзавелись спецотделами, занимающимися исключительно young-adult контентом. Гипотетическая возможность поймать своего собственного белого кита, в смысле напечатать нового «Гарри Поттера», «Сумерки» или «Голодные игры» и сказочно разбогатеть на экранизациях и производстве бесчисленных продолжений завораживала очень многих издателей.

-2

Выдающимися литературными способностями обладали далеко не все их клиентки из фан-клуба Джоан Роулинг. Впрочем, как раз этого от них и не требовалось. Дело обстояло с точностью до наоборот: чем более вторичным, бессмысленным и наивным оказывался сюжет очередного фанфика, тем более громкий читательский успех его ожидал. Юные любительницы подобной литературы были в восторге от творчества своих недавних сверстниц, таких родных и близких по духу, стилю, сленгу, нравственным ориентирам и жизненному опыту, а полки магазинов оказались буквально завалены тоннами шлака в мягких бледно-розовых обложках.

-3

Одной из лидерок продаж стала тогда студентка филфака из Северо-Западного университета города Чикаго Вероника Рот. В 2011-м году ее дебютный роман «Дивергент» занял четвертое место в списке бестселлеров в США, а его сиквел «Инсургент» занял пятую строчку в 2012-м. С ошеломляющим для такого юного создания цинизмом и такой же космической скоростью крошка выдала и третий том, а потом углубилась в написание спин-оффов. Возможно нам всем ещё только предстоит увидеть их в кино или, что более вероятно, в формате сериала на малых экранах.

-4

Кинокомпания Summit Entertainment, ответственная за появление в этом мире таких кинофраншиз как «Сумерки» и «Шаг вперёд» (десять этих фильмов суммарно обогатили своих создателей на 4 миллиарда долларов), поставила производство подростковых блокбастеров на поток и взялась за трилогию о дивергентах со знанием дела.

-5

В связи с этим и довольно существенными для постапокалипсиса производственными затратами чисто визуально «Дивергент» и его продолжения не вызывали особых нареканий. Оператор и режиссер, актеры и массовка, специалисты по спецэффектам и каскадеры честно отрабатывали свой хлеб. На фоне множества кустарных поделок, которые частенько представляют из себя постапокалиптические фильмы, «Дивергент» выделялся профессиональностью постановки. В главных ролях там сыграли как восходящие так и вполне себе сияющие голливудские звезды, обладатели «Оскаров», «Золотых глобусов» и прочего: Кейт Уинслет, Наоми Уоттс, Эшли Джадд, Октавия Спенсер, Майлз Теллер, Билл Скарсгарт.

-6

Именно поэтому дикий контраст между качеством формы и абсурдностью содержания этого проекта настолько шокирует. Мир «Дивергента», его идеология и сама суть происходящего не поддается никакому критическому анализу, поскольку постоянно опровергают сами себя, разворачивают на 180 градусов свои собственные установки и правила. Все это совершенно невозможно объяснить логически и поэтому даже элементарный пересказ сюжета представляет изрядную сложность. Но я попробую.

-7

Итак, в середине XXI века наука генетика настолько продвинулась, что люди смогли буквально программировать своих будущих детей. Не просто задавать нужный родителям пол, оттенок кожи, волос или глаз, но закладывать в проект ребенка невосприимчивость к болезням, предрасположенность к творчеству или наоборот техническим дисциплинам, интеллект и темперамент, склонности, таланты, черты характера и многое другое. Однако, вместо того, чтобы привести человечество к процветанию и еще большим достижениям, этот прорыв генетиков привел к мировой войне между генетически модифицированными людьми и противниками вмешательства в геном.

-8

Дело дошло до обмена ядерными ударами. Видимо сторонники и противники генетики каким-то образом оказались сконцентрированы в разных странах и добрались-таки до кнопок. Так или иначе большая часть и тех и других погибла в войне и от воздействия радиации.

-9

Победили те, которые были против генетики. И теперь разыскивают своих недобитых врагов по всей планете. Чтобы вылечить их от генномодифицированности, вероятно. И подобное безумие тут в каждом абзаце.

-10

Дело осложняется тем, что большая часть территории Земли стала непригодна для жизни людей любого типа. Но победившие в войне луддиты не унывают. Ведь в центре каждой отравленной пустыни стоит город будущего, напичканный самыми продвинутыми технологиями, на фоне которых мегаполисы, построенные искусственным интеллектом в XXII и XXIII веках в рамках «Терминатора» или «Матрицы» просто конструктор Lego. Всего таких островков высокой культуры и быта около 50 только на территории бывших США.

-11

Оттуда футуристические десантные корабли антигенетиков отправляются исследовать окружающие пустоши. Врываются в палаточные лагеря немногочисленных выживших. Забирают оттуда детей. Стирают им память. А после этого отправляют в Чикаго и, вероятно, другие крупные города для участия в Эксперименте. Его цель – обнаружить не генномодифицированных детей.

-12

Для этого всех участников эксперимента делят на 5 каст. Эрудиция – эрудиты занимаются наукой, Дружелюбие – дружелюбные в основном фермерствуют, Искренность – это каста профессиональных судей, Отречение – эти занимаются благотворительностью и Бесстрашие – силовые структуры.

-13

Каждая из них объединяет в себе людей определенного типа, а каждый взрослый житель, достигший 16 лет, должен пройти тест, чтобы определить, какой он: умный, добрый, честный, смелый или самоотверженный. Но на церемонии посвящения может наплевать на результаты теста и просто выбрать любую касту по зову души.

-14

Все остальные, то есть те, кто не склонен к математике и физике, сельскому хозяйству, службе в армии, работе в суде или благотворительной столовой отправляются в Изгои. Изгои живут в заброшенных домах, носят лохмотья и питаются объедками из мусорных баков. Но не испытывают по этому поводу какого-то беспокойства, не устраивают голодных бунтов, не разбойничают и не людоедствуют, ведь Отречение подкармливает изгоев, а Бесстрашные следят за тем, чтобы изгои не буянили.

-15

К моменту начала действия фильма эксперимент продолжается 200 лет. То есть в поисках не модифицированных родились и умерли уже как минимум 7 поколений Эрудитов, Дружелюбных, Искренних, Отреченных, Бесстрашных и Изгоев. Большая часть персонажей франшизы – из восьмого поколения. Но никто из жителей Чикаго об этом, понятное дело, не в курсе.

-16

Еще бы, ведь у них и без этого проблем хватает – протянуть 200 лет без врачей, учителей, строителей или хотя бы ремонтников, работников транспорта, торговли, сферы услуг, ЖКХ и какого бы то ни было производства. Совершенно непонятно, где они берут одежду и обувь, мебель, посуду и многочисленные гаджеты, которыми оснащен чуть ли не каждый горожанин, вне зависимости от кастовой принадлежности. Чем топят свои жилища зимой (Чикаго это же не Майями-бич)? Как, извините меня, пользуются уборной? С помощью чего добывают электричество? Где берут стекло, пластик, металлы или хотя бы дерево для сооружения футуристических интерьеров своих жилищ и лабораторий? Чем стреляют модные винтовки и пистолеты, которыми вооружены Бесстрашные? А еще очень интересно, кто их постоянно снабжает наборами значков, нашивок, наклеек и прочего мерча с изображением логотипов фракций, если все художники и дизайнеры по-умолчанию отправляются в изгнание? Короче, подобные вопросов к мироустройству этой недовселенной можно задавать бесконечно. Но отвечать на них некому, да и незачем. Ведь это же любовный роман, а я просто мерзкий зануда.

-17

Главная героиня романа – невзрачная тихоня по имени Беатрис страдает от тотальной неуверенности в себе. Она ни на что не может решиться. Двадцатилетняя на тот момент американская актриса Шейлин Вудли, которая получила эту роль, гениально справляется с раскрытием образа. Как сомнамбула, не приходя в сознание, она переводит старушек через улицу и подает нищим (ее семья принадлежит к касте Отречение).

-18

Но выбирать, так или иначе, придется. Накануне тест и церемония распределения. Бедная Трис в ужасе. Ведь она на знает, чего она хочет.

-19

Во время теста все ее самые жуткие опасения подтверждаются. Выясняется, что она – дивергент, в смысле одновременно умная, смелая, добрая, честная и самоотверженная. На самом деле это означает что она – «чистая», не генномодифицированная, короче, Избранная, Не Такая Как Все, Та самая. Это ее ищут противники генетики из городов будущего посреди пустыни, авторы таинственного Эксперимента. Но никто из персонажей фильма об этом не в курсе, это никак не влияет на сюжет и даже не упоминается до финала третьей серии. Этот сюжетный мегатвист авторы приберегают на самую концовочку.

-20

А пока Беатрис никому не сообщает о результатах теста. А на следующий день на церемонии распределения, вместо того чтобы рассказать всем о своей дивергентности, или промолчать и просто остаться с родителями в касте Отречение, решает записаться в армию, стать частью Бесстрашных.

-21

Не глядя на шокированных папу и маму, дерзкая малышка присоединяется к своим новым собратьям по касте. Бесстрашные ведут себя словно они не солдаты, а обезьяны, не могут усидеть на месте и постоянно куда-то бегут, залезают или запрыгивают. В поезда или из поездов, на заброшенные высотные здания, мосты и прочее. И так круглосуточно. Чудом не разбившись насмерть два или три раза наша героиня добирается до базы Бесстрашных. И встречает там его.

-22

Британский красавчик Тео Джеймс до получения приглашения от Summit Entertainment играл в основном в слезливых мелодрамах. Так, что можно сказать, что всю свою карьеру он шел к этой роли, которая стала для него ключевой и определяющей.

-23

Его героя зовут Фор, то есть Четвертый. Он работает у Бесстрашных инструктором и поначалу подчеркнуто холоден с нескладной, хилой, заторможенной и молчаливой Беатрис. И вот это как раз (наконец-то!) вполне логично. Крутому и опытному тренеру Фору очевидно, что ей не место здесь, среди веселых, подтянутых, спортивных, пышущих здоровьем красавцев и красавиц. Нет никакого смысла тратить время на эту сонную тетерю, которой все равно не пройти курс молодого бойца, а значит не стать Бесстрашной. Вот только все это маскарад. За невниманием и даже хамством бедолага Фор скрывает свои истинные чувства. Ведь он тоже влюбился без памяти в недотепу Трис.

-24

Впрочем, тут зрителей поджидает очередной тупик. Отношения влюбленных голубков никак не развиваются. Большую часть фильма они вообще не общаются. Ведь в дело вступает политика.

-25

Лидерка фракции Эрудиция, которую играет Кейт Уинслет («Титаник», «Дорога перемен», «Жизнь Дэвида Гейла», «Чтец», «Вечное сияние чистого разума», «Резня») хочет захватить власть в городе. По какой-то нелепой причине управляют Чикаго Отреченные. Что они для этого делают и как вообще осуществляются властные функции в фильме никак не визуализировано. Нет никаких заседаний правительства, совещаний, выступлений, обращений. Даже самого здания мэрии, или чего-то вроде него, не существует.

-26

Но Эрудиты, тем не менее, затеяли госпереворот. Для отвода глаз они демонстрируют всем что заняты поиском дивергентов. Но не для того чтобы сдать их ученым из пустыни (про них никто ничего не узнает до третьей серии), а чтобы уничтожить. Ведь дивергенты опасны для общества. Потому что они другие.

-27

Хотя на самом деле и это не важно. Ведь настоящая цель Эрудитов – зомбировать Бесстрашных с помощью особых нано-устройств (кто где и каким образом их изготовил не уточняется). Тогда зомбированные военные не станут задавать вопросов и получив некий «приказ 66» перестреляют всех Отреченных. Осуществлению этого дьявольского плана и посвящена большая часть первой серии.

-28

Но Беатрис наконец осознает свою бунтарскую природу и противостоит приходу к власти технической интеллигенции. Несмотря на то, что она даже не совсем Бесстрашная (в касту ее так и не приняли) и практически полное отсутствие боевых навыков, друзей или союзников, в компании верного Фора, который, кстати, тоже дивергент, но какой-то не такой как сама Трис, отважная девушка рушит злодейские планы зарвавшихся интеллектуалов.

-29

Приблизительно ем же самым она занимается до конца третьей серии. Разные умники меняют личины и костюмы, но Беатрис и Фор, который тоже превратился в пламенного революционера, последовательно восстают против диктатуры Эрудитов, потом Изгоев, и наконец – ученых из академгородка в пустыне.

-30

Даже страшно представить какой месседж, послание, подтекст закладывала Вероника Рот в своих «Дивергентов». Это кино об опасностях, которые несет образование? Про то, что генетика рулит, а кровь превыше всего? Да здравствуют ценные качества, эмоции и инстинкты, заложенные в людей природой, а все надстройки и установки, которые тебе навязывает общество, даже если это просто школьный курс геометрии – от дьявола? Поэтому проще и безопаснее предположить, что ничего такого Вероника не имела ввиду. А цели у нее были чисто коммерческие.

-31

Последнее обстоятельство, кстати, очень хорошо визуализирует прокатная судьба «Дивергентов». В 2014-м первая часть собрала $ 288 миллионов при затратах в $ 88 млн. Это конечно не так лихо, как у первой части «Сумерек», которые при вложениях в 37 млн принесли 407 млн, но в целом очень даже. Однако, вторая серия прошла уже менее удачно. Соответственно: 110 млн затрат и 297 прибыли.

-32

По лекалам «Голодных игр», «Сумерек» и «Гарри Поттера» Summit поделили заключительную серию на две части. The Divergent Series: Allegiant — Part 1 и The Divergent Series: Allegiant — Part 2. Но при 142 млн затрат на производство третья серия собрала только 179. И вторая, то есть четвертая часть так и осталась нереализованным сценарием. Как только бизнес-проект перестал работать как бизнес, его свернули без каких бы то ни было сожалений и рефлексий и разошлись по другим делам.

-33

При всех откровенных минусах франшизы, это последнее обстоятельство выгодно выделяет создателей «Дивергента» на фоне продюсеров и режиссеров многих конкурирующих историй, которые частенько цепляются за свою интеллектуальную собственность до последнего, даже когда коммерческий потенциал проекта уже откровенно исчерпан, а новые фильмы приносят лишь стабильные убытки.

-34

Режиссера Роберта Швентке («Иллюзия полета», «РЭД») и его продюсера Дугласа Уика («Гладиатор», «Мемуары гейши», «Великий Гэтсби») отличает в этом смысле чисто деловой подход. Они не питали каких-то иллюзий по-поводу эстетического содержания «Дивергентов» или его вклада в современную культуру. И покинули нерентабельный проект, при первых же признаках его финансовой несостоятельности. Честь им за это и хвала.

-35

Так или иначе, их «Дивергент» стал символом эпохи подростковых антиутопий. Далеко не все они выдержали проверку временем. Возможно, это и есть главный урок этой истории: даже при сотнях миллионах вложений, мегазвездах в главных ролях и суперпопулярном литературном первоисточнике успех не гарантирован.

-36

Помянем же «Дивергента» – он оказался слишком странным, нелогичным и абсурдным, а его идеи при этом – слишком поверхностными и примитивными, чтобы стать чем-то большим, чем попкорновым развлечением на один вечер. Ну и в итоге самое интересное в этой истории не набившая оскомину борьба личности против системы, а остросюжетный рассказ о том, как талантливый маркетинг превратил идиотский роман в многомиллионный проект.

Удачного просмотра.