В декабре 1879 года произошла одна из самых трагичных инженерных катастроф XIX века — обрушение моста через реку Тэй в Шотландии. Это событие унесло жизни 75 человек и стало символом неудачного проектирования и недооценки природных сил.
Исторический контекст
До 1850 года путь из Эдинбурга в Данди, несмотря на расстояние в 74 километра, занимал более трёх часов. Путешественникам приходилось трижды менять поезда и дважды пересекать реки на паромах. Строительство железнодорожного моста через реку Тэй должно было сделать путешествие более удобным и быстрым.
Начало строительства и проект Томаса Буша
Идея создания моста была реализована инженером Томасом Бушем. В проекте предусматривался решетчатый балочный мост длиной 3,2 км, состоящий из 85 пролетов. Опоры планировалось устанавливать на скальном основании.
Однако уже на этапе строительства обнаружилось, что скала залегает гораздо глубже, чем ожидалось. Это вынудило Буша пересмотреть конструкцию. Он сократил количество длинных пролетов и использовал менее надёжные материалы. Кроме того, строительство велось в условиях строгих бюджетных ограничений, что сказалось на качестве работ.
Мост был открыт для движения в июне 1878 года. В тот момент он считался инженерным чудом своего времени.
Катастрофа 28 декабря 1879 года
28 декабря 1887 года Данди столкнулся с сильнейшим штормом. Хотя утром небо было ясным и голубым, к четырем часам дня начался дождь, и барометр резко упал. Поднявшийся ветер выбивал окна и причинял значительный ущерб зданиям в городе. По оценкам, сила шторма достигла 10-11 баллов.
В семь часов вечера того же дня Джон Уотт, работник Северной железной дороги, находился в кабине связи рядом с мостом Тэй. Он пил чай со своим другом Томасом Барклаем, когда на них обрушился шквал.
В 08:08 раздался сигнальный звонок, и Барклай, находящийся в кабине на противоположном берегу, сообщил, что поезд из Бернтисленда в Данди приближается к мосту. В двенадцать минут восьмого поезд прошёл мимо кабины и начал движение по мосту.
Взглянув в окно сигнальной кабины, Уотт тихо произнёс: «С этим поездом что-то не так». Наблюдая за поездом через окно, он заметил, как тот начал ускоряться на мосту.
Он рассказывал, как наблюдал за тем, как три задних фонаря медленно удалялись в дали, покачиваясь от стороны к стороне. Внезапно, из-под колес посыпались искры, которые, вздымаясь, соединились в стойкое пламя, которое ветер уносил на восток. Он заинтересованно наблюдал за этим зрелищем в течение трех минут, пока в небе не промелькнули три яркие вспышки, а затем последовала еще одна, более мощная. После этого наступила темнота. Теперь задние фонари поезда были уже не видны.
Уайтт стал свидетелем разрушения центральной части моста. Падение охватило более 1500 метров конструкции, и в результате были уничтожены локомотив, пять вагонов и тормозной фургон, принадлежавшие Северо-Британской железной дороге. Все 75 пассажиров, находившиеся на борту, погибли. Газеты того времени, пытаясь представить масштаб трагедии, сообщали о якобы 200 погибших.
Расследование трагедии
Комитет по расследованию выяснил, что обрушение произошло из-за:
- Плохого проектирования
- Низкого качества материалов
- Недостаточного контроля
- Пренебрежения динамическими воздействиями ветра
Было установлено, что конструкции моста не выдержали сильных порывов ветра, что и привело к катастрофе. Основная вина была возложена на Томаса Буша, который допустил критические инженерные ошибки.
Реакция общественности
Обрушение вызвало широкий общественный резонанс. В газетах трагедия освещалась под кричащими заголовками:
- УЖАСАЮЩИЙ УРАГАН
- УЖАСАЮЩАЯ КАТАСТРОФА В ДАНДИ
- ТЭЙ-БРИДЖ РАЗРУШЕН
- ПАССАЖИРСКИЙ ПОЕЗД УПАЛ В РЕКУ
- Предполагается, что погибло 200 человек.
Хотя вскоре после завершения строительства железнодорожного моста Тэй его главный инженер Томас Буш был посвящён в рыцари, суд признал его главным виновником обрушения. В своём июньском отчёте парламенту 1880 года суд заявил:
Мы не должны избегать обязанности, как бы болезненной она ни была, указать, кто несет ответственность за эту катастрофу... Наш долг - указать на виновника... Мы пришли к выводу, что мост был плохо спроектирован и обслуживался недостаточно хорошо, и что его обрушение произошло из-за внутренних дефектов конструкции, которые рано или поздно должны были привести к его краху. По нашему мнению, в основном виновен Томас Буш.
После этого разоблачения Буш отошел от общественности и приобрел загородный дом в Моффате. Не в силах справиться со "шоком и смущением", вызванными катастрофой, его здоровье ухудшилось. Он умер 30 октября 1880 года, всего через 18 месяцев после того, как был посвящен в рыцари.
Причины катастрофы: версии
Существует несколько теорий, объясняющих, почему мост рухнул:
- Вертикальная ударная волна. Ветер вызвал вертикальные колебания, которые разрушили конструкции.
- Динамическое воздействие поезда. Поезд сошёл с рельсов из-за порывов ветра, что привело к ударной нагрузке на опоры.
- Эффект домино. Ветер разрушил соединения верхних и нижних слоёв опор, что вызвало цепную реакцию разрушения.
Строительство нового моста
Несмотря на трагедию, мост через Тэй был восстановлен. В 1882 году началось строительство нового моста, который был открыт в 1887 году. Этот мост, построенный с применением новых технологий, стоит и по сей день.
Память о трагедии
Остатки старых опор моста всё ещё можно увидеть на поверхности реки Тэй. В Данди и Файфе установлены памятные плиты с именами жертв катастрофы. Кусок оригинального моста также хранится в Музее транспорта Данди.
В 2019 году, спустя 140 лет после трагедии, в Данди состоялся марш памяти жертв обрушения моста через реку Тэй.
Уроки катастрофы
Катастрофа моста через Тэй стала одним из важнейших примеров последствий инженерных ошибок и недооценки природных сил. Это событие напомнило всему миру о важности контроля качества, тестирования конструкций и учёта всех возможных рисков при проектировании.
А как вы думаете, мог бы Томас Буш избежать этой трагедии, если бы были использованы современные стандарты безопасности? Делитесь своими мыслями в комментариях.