Найти в Дзене

Детство 1970-80х, как жили в 100 км от Москвы в деревне. Зима. часть 3

Лизнул калитку на морозе и час стоишь в нелепой позе. Не утверждаю, что в то время , большинство в деревнях жили именно так . Это лично мои воспоминания. Первая часть здесь Это о том что снег в деревне, хрустит на морозе и при оттепели по разному. О том, что мороз и солнце - день чудесный. Что оттепель и мокрый снег, еще чудесней. Постоянная движуха. Дома дети сидели только по болезни и то старались быстрее выскочить на улицу. Февраль время сосулек, это еще один повод для развлечения детворы. На деревенских домах они были маленькие, а в городе на котельной или на городской бане, огромные. Городская баня была тем местом, куда раз в неделю ходил отмечаться каждый житель деревни. Да и городские тоже посещали. Стоило омовение около 15 коп. детишкам по моему 5 коп. Два этажа, мужики на втором , женщины на первом, главное не перепутать. Была шикарная парная, для любителей похлестать себя веником. Мы , детвора не хлестали , лишь потихоньку дули друг на друга и детей без взрослых в парилку

Лизнул калитку на морозе и час стоишь в нелепой позе.

Не утверждаю, что в то время , большинство в деревнях жили именно так . Это лично мои воспоминания.

Первая часть здесь

Это о том что снег в деревне, хрустит на морозе и при оттепели по разному. О том, что мороз и солнце - день чудесный. Что оттепель и мокрый снег, еще чудесней. Постоянная движуха. Дома дети сидели только по болезни и то старались быстрее выскочить на улицу.

Февраль время сосулек, это еще один повод для развлечения детворы. На деревенских домах они были маленькие, а в городе на котельной или на городской бане, огромные. Городская баня была тем местом, куда раз в неделю ходил отмечаться каждый житель деревни. Да и городские тоже посещали. Стоило омовение около 15 коп. детишкам по моему 5 коп. Два этажа, мужики на втором , женщины на первом, главное не перепутать. Была шикарная парная, для любителей похлестать себя веником. Мы , детвора не хлестали , лишь потихоньку дули друг на друга и детей без взрослых в парилку не пускали. Потом оставили у бани один этаж, наверно в целях экономии, но зато появились женские и мужские дни.

фото из интернета
фото из интернета

Самые большие сосульки в деревне были на водонапорной башне, что стояла на территории совхоза. Да и сама башня притягивала нас как магнитом. Да еще метровые сосульки, которые вырастали почти каждый день. Тем более, что башня всегда была открыта и как нам казалось, вообще ни кому не нужна. Кроме голубей. К ней мы вернемся летом, когда у голубей появляются птенцы. Да и карабкаться летом, было куда удобнее, но так же опасно как зимой.

-2

Что еще рассказать про деревенскую зиму. К модной одежде в деревне она ни когда не располагала, только к практичной . Когда подросли , к телогрейкам пришивали меховые воротники, от старых пальто. Смотрелось круто и было тепло. К середине восьмидесятых в моду у ребят в моду вошли сапоги “казаки” с большим каблуком. У меня были тёмно-вишнёвого цвета. Сапоги были осенние, но носили их до лютых морозов. А ещё они были очень скользкие, с горки как на лыжах, да и не только с горки. На каблуки набивали стальные набойки придавая походке характерный цокот.

Похожи, но мои были круче
Похожи, но мои были круче

С возрастом снежные детские забавы взрослели и перетекали в клубы.

Постепенно в деревенских клубах , танцы стали превращаться в дискотеки, на которых танцевали только девчонки. У ребят была другая функция, не пускать чужаков. Наши ребята с этим справлялись и иногда из за скуки, выезжали на чужую территорию “в командировку”размяться. Главное потом успеть на последний автобус. Далее несколько дней обсуждали синяки и ссадины и кто и как их заработал “в неравном бою”. В общем было весело. Но это было уже не совсем детство, я бы так сказал , детство клонилось к закату.

Про зиму. Даже странно, столько было всего, но память не выдает больше ни каких интересных зимних моментов, за которые можно было бы зацепиться.

Про живность.

фото из интернета
фото из интернета

Куры в деревне были почти в каждом дворе. И многие могли себе позволить на завтрак яичницу или омлет из только что отобранный у кур яичек. А вот такая животина, как порося, была не у каждого . Свиней держали те, у кого был свободный доступ к пищевым отходам, то биш кто то из родственников работал в столовой. Таковых предприятий общепита в городской черте было около пяти, включая школы и одна совхозная в деревне. На рубеже конца осени - начала зимы эти свиноводы кололи хрюшек. Тогда можно было разживиться мясом, салом на длительное время, благо погодные условия позволяли хранить продукт на террасе. Батя постоянно покупал (может так брал, свиные уши , натирал их солью и хрустел с пивком). Я был маленький и этого кайфа не понимал. Пиво, время от времени дома было супер свежим в трехлитровой банке. Мать работала на Клинском пивзаводе и после ночной смены иногда удавалось принести “только что сваренный напиток”, который в то время не продавался в обычных магазинах (именно про Клинское пиво).

Коровы в деревне, встречались чаще , чем поросята. Коз не помню. В трех - четырех дворах держали овец. Про них расскажу, когда буду вспоминать лето. Лето в три части не уложить точно.

Сейчас в на нашей улице из тридцати домов, скотина только у двоих. Один Саша держит корову, другой Саша - дюжину коз. У них же и куры.

Из свежего. конец января 2025г снег сошел, козы на выгуле
Из свежего. конец января 2025г снег сошел, козы на выгуле

Про зимние праздники

Рождество в моей детской памяти не сохранилось как праздник. Зато по телеку в Рождественскую и Пасхальную ночь, крутили “Мелодии и ритмы зарубежной эстрады”, с полуголыми тетками. Что бы молодежь случайно, не свернула с пути атеизма. Я тогда был слишком юный и теток по телеку не видел.

Когда был маленький, лет в 7-8 иногда ходил с бабушкой в церковь. Сейчас называют в храм, тогда все говорили в церковь. Собственно кроме бабушек, туда более ни кто и не ходил. Из детства остался странный запах от горящих свечей и фреска на стене местной церкви “Изгнание Адама и Евы из рая”, они там были в чем мать родила. (хотя в их случае, не мать).

Наша церковь
Наша церковь

И еще на “вечную тему”. Деревня большая и время от времени, кто то уходил в мир иной. Старичков хоронили скромно и тихо, а вот кому было лет до 60, заказывали оркестр из городского ДК. И когда гуляя по деревне , мы очень боялись наткнутся на процессию и его “творчество” в близи.

Это не они , но очень поже. У нас музыканты постарше были
Это не они , но очень поже. У нас музыканты постарше были

Они играли и на других мероприятиях, но даже играя Прощание славянки, у них иногда пробивался Траурный марш Шопена.

На этой “веселой” ноте, пора переходить к весне.

Первая часть