Русская православная церковь признает существование экзорцизма – чина изгнания бесов. Православный интернет-ресурс "Азбука.ру" определяет отчитку (экзорцизм) как "особый молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека падших духов". Указывается, что во время обряда могут происходить (не обязательно) разные физические явления с бесноватыми: крик, страшная ругань и хула на Бога, лаяние по-собачьи и другие нечеловеческие проявления: судороги, падение в обморок и проч. Ключевым условием для проведения обряда является особое, высочайшее, благословение.
Известно, что в Пензенской области люди также обращаются за подобной молитвенной помощью. Редакция "Столицы 58" направила запрос в Московскую епархию, чтобы узнать, где в России священники имеют необходимое благословение на проведение отчиток. Однако в Синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ от комментариев воздержались, сообщив, что "пока не готовы" ответить на поставленные вопросы.
При этом в РПЦ всегда предупреждали о недопустимости легкомысленного отношения к обряду экзорцизма.
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий выступил с предостережением против превращения чина изгнания бесов (отчитки) в распространенный ритуал, гарантирующий автоматическое избавление от страданий. Митрополит подчеркнул, что многие люди, не имеющие глубокого понимания церковной традиции, стремятся участвовать в обрядах экзорцизма, не обладая достаточными знаниями. Он призвал не рассматривать отчитку как магический ритуал, гарантирующий моментальное исцеление. По словам владыки, только священники, обладающие духовным опытом и святостью жизни, способны проводить чин изгнания бесов. Архиерей также напомнил, что бесоодержимость – это испытание, посылаемое Богом, которое может помочь человеку осознать существование духовного мира.
Многие священники отмечают, что люди без серьезных духовных проблем, посетив отчитку и увидев экстремальные проявления бесноватости у других, впечатляются и начинают считать этот обряд панацеей от всех духовных недугов. Вместо работы над собой в своем приходе они ищут исцеления в поездках на отчитки, превращая это в своего рода ритуал.
Тем временем в Писании сказано: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.» Мф.12,43-45.
Чтобы не случилось такого, человек должен много духовно трудиться, бороться со своими дурными наклонностями и развивать в себе лучшие качества. Тамбовское епархиальное молодежное православное объединение (ТЕМПО) приводит слова священника Павла Островского о том, что борьба с греховными привычками невозможна, если мы не будем стараться прививать себе с Божьей помощью добрые привычки. Если после исповеди и очищения души не стараться развивать в себе добродетели, то, как сорняки на удобренной земле, разрастутся еще большие грехи. Человек может стать даже хуже, чем был до обращения к Богу.
Иные не находят внутри себя поля для внутренней духовной работы, рассуждая так, что они в общем неплохие люди: не убивают, не грабят, не нарушают законов. Действительно, духовная жизнь требует времени, внутреннего внимания и многих усилий. Примером должны стать люди, прожившие жизнь так, что после смерти стали прославленными в лики святых. Так, митрополит Лимасольский Афанасий делится своими воспоминаниями о встрече со старцем Паисием Святогорцем. Тогдашний студент богословского униврситета Фессалоникийского университета, митрополит Афанасий посетил отца Паисия, жившего на Капсале – в горах, в афонском поселении. Гость спросил старца, правда ли, что в этой местности живет много змей.
- Да. Хочешь посмотреть?
- Да, здорово было бы их увидеть!
- Знаешь, завтра, когда ты станешь духовником, приходи, и я покажу их тебе, ведь все они здесь, - ответил старец, показывая на свое сердце.