Найти в Дзене
Строительный мир

От Черного моря до Каспия: новая автодорога свяжет семь регионов Северного Кавказа

Эта дорога протяженностью 1,4 тыс. км призвана соединить семь регионов Северного Кавказа. Ее появление, как отмечается, даст мощный толчок развитию туризма в этой части России. Инициатором проекта является компания «ПроГород» (входит в группу ВЭБ.РФ). В январе 2025-го стало известно, что на воплощение этой масштабной задумки понадобится около 44 млрд руб. Подчеркивается, что финансирование уже заложено в госпрограммы тех субъектов, через которые пройдет маршрут.

Сегодня активно развивается пешая тропа от Сочи до Дербента: 1441 км основного пути и 1297 км различных ответвлений. Она проходит чуть южнее Владикавказа через село Безенги Кабардино-Балкарской Республики. На данный момент туристам предлагается пять готовых организованных маршрутов: Дербент – Кубачи (108 км), Кубачи – Кумух (83 км), Кумух – Корода (87 км), Корода – Хебда (83 км), Хебда – Тинди (73 км). Параллельно разрабатывается велотрек.

© Фонд Росконгресс / roscongress.org (Кадр из видео «Презентация туристической схемы "Большой Кавказ"» на Кавказском инвестиционном форуме – 2024)
© Фонд Росконгресс / roscongress.org (Кадр из видео «Презентация туристической схемы "Большой Кавказ"» на Кавказском инвестиционном форуме – 2024)

Что касается Большой Кавказской автомобильной дороги, то она предположительно пройдет рядом с пешей тропой. Отмечается, что чуть больше половины (около 800 км) от общей протяженности по факту уже можно использовать — эти участки трассы соответствуют нормативам. Еще порядка 500 км необходимо реконструировать, на что потребуется не менее 30 млрд руб. С нуля же предстоит построить примерно 115 км, потратив 14 млрд руб.

Правда, детали проекта пока не приводятся. Но, судя по всему, предполагаемая трасса будет связана с дорогой Красная Поляна – Архыз (111 км), которую, правда, раньше середины 2030-х вряд ли откроют. Ее сооружение оценивается в 174 млрд руб., о чем в июле 2024-го сообщила пресс-служба Росавтодора. В рамках кампании в частности предстоит прорубить два тоннеля — 7,6 км и 5,1 км.

Реализовать же проект по строительству недостающих участков Большой Кавказской дороги (возможно, до Архыза) намерены, как заявляется, до 2027-го, после чего туристы смогут проехать на собственном автомобиле по живописным местам, посещая различные достопримечательности, доступ к которым из-за отсутствия должной инфраструктуры ранее был ограничен.

© Linar.Khalitov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0 (Вид на Кавказские горы с высоты дагестанского села Гуниб, через который проходит пешая тропа. Также через населенный пункт проходит автомобильная дорога)
© Linar.Khalitov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0 (Вид на Кавказские горы с высоты дагестанского села Гуниб, через который проходит пешая тропа. Также через населенный пункт проходит автомобильная дорога)

Инициаторы проекта подчеркивают, что интерес к автомобильному туризму в стране продолжает расти и уникальные природные локации пользуются большим спросом. Нынешняя федеральная трасса Р-217 «Кавказ», тянется через все семь регионов СКФО на высоте ниже 1000 м и не дает доступа к главным природным достопримечательностям этих мест. Она успешно выполняет свою логистическую функцию и, к слову, продолжает расширяться. До конца текущего десятилетия ее полностью переведут в четырехполосное исполнение.

В свою очередь, будущая туристическая дорога будет проходить на высоте до 4000 м и по видовому раскрытию сможет сравниться с Чуйским трактом на Алтае, который американский журнал National Geographic включил в пятерку самых красивых автомобильных маршрутов мира.

Создание пешего, велосипедного и автомобильного туристических маршрутов станет важной частью мегапроекта «Большой Кавказ», в который до 2030 года намерены суммарно инвестировать 1,5 трлн руб., включая 584 млрд руб. бюджетных средств (на данный момент одобрено 333 млрд руб.).

Ожидается, что число туристов, посещающих Северный Кавказ, с появлением новых объектов за пять следующих лет увеличится вдвое — до 14 млн человек в год. Все это наилучшим образом отразится и на социально-экономическом развитии СКФО. Хотя отдельные наблюдатели настроены несколько скептически, полагая, что воплотить эту задумку, по крайней мере в озвученные сроки, скорее всего не удастся.

В статье использовано изображение с презентации туристической схемы «Большой Кавказ» на Кавказском инвестиционном форуме – 2024, видео которой опубликовано на сайте Фонда Росконгресс / roscongress.org