Вышли предварительные данные по исполнению федерального бюджета: нашли деньги на покрытие дефицита, не потратили полностью ликвидную часть Фонда национального благосостояния, ФНБ. Непонятно с источником доходов на 0,6-0,7 трлн руб. Подожду цифры Росказны: утильсбор, дивиденды или что-то еще. Нет повода расслабляться: Банк России помог Минфину с размещениями ОФЗ, пришлось бы забирать больше из ФНБ.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам бюджета
Бюджет собрал 4,1 трлн руб. в декабре в сравнении с 3 трлн руб. в ноябре: неожиданный результат, если учитывать слабую динамику нефтегазовых доходов. Придется поискать причину.
Результат с начала года: 36,7 трлн руб. при первоначальном плане по доходам: 35,1 трлн руб., перевыполнили на 5%. Получилось лучше 29,1 трлн руб. в 2023 году и 27,8 трлн руб. в 2022 году: +16,5% годовых и +7,2% годовых с учетом инфляции, доходы опережали рост цен.
Статистика по нефтегазовым доходам
Получили 0,8 трлн руб. нефтегазовых доходов за месяц, на уровне ноября, немного выше диапазона модельной оценки 0,6-0,7 трлн руб.
Поступления итогам 2024 года: 11,1 трлн руб. против 8,8 трлн руб. в 2023 году и 11,6 трлн руб. в 2022 году. Доля нефтегазовых доходов аналогична 2023 году, меньше 38,3% в 2022 году.
Не добрали 0,2 трлн руб. до годовой оценки 11,3 трлн руб. Выступили хуже первоначального плана 11,5 трлн руб.
Снизился НДПИ на нефть: 802 млрд руб. против 823 млрд руб. в ноябре. Необычная ситуация на фоне роста рублевой цены нефти с 6221 руб./баррель до 6371 руб./баррель по данным ФНС. Похожая ситуация была в июле. Причиной может быть сокращение добычи: налог не зависит от объема экспорта.
Слабо изменился НДПИ на газовый конденсат: 60 млрд руб. против 62 млрд руб. в ноябре. Выросли НДПИ на газ и экспортная пошлина: 138 млрд руб. и 81 млрд руб., зима повысила спрос.
Оценка нефтегазовых доходов
Оценка нефтегазовых доходов, которые придут в январе: 0,6-0,8 трлн руб. для среднего курса 102,47 руб./$ и Urals $63,44 по данным ФНС. В марте можно ожидать 0,5 трлн руб. налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, НДД, за 4 квартал 2024 года.
Выходим на план 10,9 трлн руб. в 2025 году при курсе 96,5 руб./$ и нефти $79,7: стандартные параметры бюджета. Пока все складывается: слабый рубль в начале года сформирует запас по нефтегазовым доходам. Под вопросом объем добычи после новых санкций. Логику разбирал подробнее в заметке Бюджет 2025: нефтегазовая балансировка.
Ненефтегазовые доходы
Ожидаемо вырос НДС по итогам квартала: 1556 млрд руб. в ноябре в сравнении с 1137 млрд руб. в ноябре. Росказна показала замедление внутреннего и внешнего НДС в ноябре: логичная динамика, если учитывать охлаждение кредитования, снова небольшое расхождение с Минфином. Данные по году будут позже, посмотрим на финальные цифры.
Результат с начала года: 13,5 трлн руб. в сравнении с 11,6 трлн руб. в 2023 году: сборы выросли. Превысили на 1 трлн руб. первоначальный план 12,5 трлн руб. на 2024 год.
Без сюрпризов налог на прибыль за 190 млрд руб. в декабре против 257 млрд руб. в ноябре: немного выше июля-сентября. Вышли на 2,1 трлн руб., досрочно перевыполнили план 1,9 трлн руб.
Резко выросли ненефтегазовые доходы: 3,3 трлн руб. в сравнении с 2,2 трлн руб. в ноябре.
Собрали 25,6 трлн руб. с начала года при первоначальном плане 23,6 трлн руб. Перевыполнение НДС принесло 1 трлн руб., мог добавить еще 0,3-0,4 трлн руб. налог на прибыль, остается 0,6-0,7 трлн руб. Подожду цифры Росказны, чтобы найти причину: утилизационный сбор или другой источник.
Расходы и дефицит
Минфин героически потратил 7,2 трлн руб. в декабре. Хотели потратить 40,6 трлн руб. в 2024 году по данным ГИИС Электронный бюджет, ограничились 40,2 трлн руб. Исходный план 2024 года предполагал 36,7 трлн руб. расходов: превысили на 3,5 трлн руб. или 9,6%.
Дефицит декабря составил 3,1 трлн руб. и 3,5 трлн руб. по году. Ставили 1,6 трлн руб. в первоначальном плане: перевыполнили в 2,2 раза.
Нетто-выручка Минфина на аукционах ОФЗ за январь-декабрь: 2,6 трлн руб. с учетом погашений на 1,4 трлн руб. Забрали 1,3 трлн руб. из ФНБ. Закрыли дефицит, осталось еще 0,3 трлн руб.: Минфин сделал запас и проавансировал часть расходов 2025 года. Любопытно, что нетто-выручка оказалась близко к исходным плановым показателям: пришлось помучаться, чтобы собрать такую сумму.
Итоги
Очередной год прошел без катастрофы: доходы превысили план, расходы увеличивались быстрее, дефицит закрыли из ФНБ и при поддержке Банка России: предоставил 1,4 трлн руб. на аукционах РЕПО.
Решили притормозить с амбициозными тратами на 40,6 трлн руб., которые показывал ГИИС Электронный бюджет в конце 2024 года.
Дефицит остается выше 3 трлн руб. с 2022 года, сокращается в % от ВВП: экономика растет в номинальном выражении, что увеличивает бюджетные поступления. Предварительный результат 2024 года: 1,5% ВВП, выше плана 0,9% ВВП. Риском для бюджета станет сокращение номинального ВВП: резкое замедление экономики при умеренной инфляции. Такой сценарий пока не просматривается на горизонте.
Грустно с бюджетным импульсом:
- Планировали вернуть 1,1 трлн руб. в ФНБ, забрать 1,3 трлн руб., остальное занять на рынке. Получался нетто-эффект 0,2 трлн руб.
- Оставили 1,1 трлн руб. в бюджете, ушли на расходы, забрали 1,3 трлн руб. из ФНБ, добавили 1,4 трлн руб. от Банка России: всего 3,8 трлн руб., дополнительная поддержка инфляции. Регулятор пока не спешит сокращать объем РЕПО, эффект сохраняется.
Бюджет 2025 года поддержат слабый рубль, дорогая нефть, высокая инфляция при растущей экономике. Рост расходов остается основным риском. В планах оценить ненефтегазовую часть и построить сценарии.
Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.