Найти в Дзене

Бюджет 2025: нефтегазовая балансировка

Подхожу к оценке бюджета 2025, начну с нефтегазовых доходов: самый простой подход, чтобы сбалансировать бюджет. Буду готовить слона по частям. Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски. Планируют собрать 40,3 трлн руб. доходов, потратить 41,5 трлн руб. и закрыть дефицит 1,2 трлн руб. займами. Рассмотрю структуру финансирования дефицита чуть позже, пока оценю нефтегазовые доходы. Запланировали 10,9 трлн руб. нефтегазовых доходов на 2025 год. Поставили среднюю цену российской нефти $69,7 и средний курс доллара США 96,5 руб./$. Убрали дополнительный НДПИ Газпрома, что снизит нефтегазовые поступления на 0,6 трлн руб. Повышенный налог Транснефти оценю в следующих заметках: должен пойти в ненефтегазовые доходы. Скорректировал парамет
Оглавление

Подхожу к оценке бюджета 2025, начну с нефтегазовых доходов: самый простой подход, чтобы сбалансировать бюджет. Буду готовить слона по частям.

Изображение сгенерировала нейросеть Kandinsky.
Изображение сгенерировала нейросеть Kandinsky.

Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Базовые параметры бюджета и нефтегазовые доходы 2025

Планируют собрать 40,3 трлн руб. доходов, потратить 41,5 трлн руб. и закрыть дефицит 1,2 трлн руб. займами. Рассмотрю структуру финансирования дефицита чуть позже, пока оценю нефтегазовые доходы.

Запланировали 10,9 трлн руб. нефтегазовых доходов на 2025 год. Поставили среднюю цену российской нефти $69,7 и средний курс доллара США 96,5 руб./$. Убрали дополнительный НДПИ Газпрома, что снизит нефтегазовые поступления на 0,6 трлн руб. Повышенный налог Транснефти оценю в следующих заметках: должен пойти в ненефтегазовые доходы.

Скорректировал параметры модели нефтегазовых доходов, писал ранее про подход к оценке. Оставил дисконт $10 Urals к котировкам Brent. В бюджете поменяли логику расчета цены российской нефти, пока сложно оценить эффект.

Оценка нефтегазовых доходов 2025.
Оценка нефтегазовых доходов 2025.

Нефтегазовые доходы и дефицит

Нетривиально с дефицитом: мало привлечь 1,2 трлн руб., чтобы сбалансировать бюджет. Гасятся ОФЗ на 1,4 трлн руб., запланировали пополнение Фонда национального благосостояния, ФНБ, на 1,8 трлн руб.

Минфину придется собрать 4,8 трлн руб. или 5,3-5,6 трлн руб. по номиналу с учетом текущих котировок, чтобы закрыть дефицит. Собрали 2,3 трлн руб. по номиналу в 2024 году, продажи резко замедлились в 4 квартале, выглядит чрезмерно оптимистичным план на 2025 год. Можно пожертвовать ФНБ и оставить часть денег в бюджете, как поступили в 2024 году. Остальное закроют нефтегазовые доходы, если рубль останется слабым.

Отдельный вопрос – расходы бюджета: оказались на 3,4 трлн руб. выше первоначального плана в 2024 году. Сократится запас ликвидной части ФНБ, станет сложнее находить дополнительные деньги на новые траты.

Плановые параетры бюджета 2025.
Плановые параетры бюджета 2025.

Оценил 3 сценария на 2025 год, не менял ненефтегазовые доходы:

  • Сценарий 1: Минфин собирает 50% от плана, расходы не меняются, нефть Brent остается на уровне $75, рубль слабеет до 115 руб./$. Денег хватает, если сократить перечисления дополнительных нефтегазовых доходов в ФНБ.
  • Сценарий 2: Минфин собирает 67% от плана, расходы увеличиваются на 2 трлн руб., нефть Brent остается на уровне $75, рубль слабеет до 125 руб./$. Денег хватает, если сократить перечисления дополнительных нефтегазовых доходов в ФНБ.
  • Сценарий 3: Минфин собирает 75% от плана, расходы увеличиваются на 3 трлн руб., нефть Brent дешевеет до $70, рубль слабеет до 115 руб./$. Остается найти еще 2,1 трлн руб.

Попробовал показать на примере гипотетических сценариев, что нефтегазовые доходы – значимый компонент бюджета, который дает сбалансировать дефицит.

Итоги

Нефтегазовые доходы балансируют бюджет за счет дорогой нефти или слабого курса рубля. Сложно повлиять на котировки нефти, можно спокойнее относиться к ослаблению российской валюты. Текущий курс пространство для маневра бюджета 2025 года.

Осталось оценить динамику ненефтегазовых доходов. Недобор может заставить искать новые источники пополнения: точечное повышение налогов, изменение формулы расчета нефтегазовых доходов, ограничение межбюджетных трансфертов и секвестр.

Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.