Найти в Дзене
Литературный попкорн

«Великий» Гэтсби – насмешка автора или дань уважения? Один из лучших романов Фрэнсиса Скотта Фицджеральда мог называться иначе

Роман, вышедший в свет в 1925 году, не сразу обрёл своё имя. «Вокруг мусора и миллионеров», «Гэтсби — Золотая шляпа», «Неистовый любовник» и «По дороге в Уэст-Эгг» - сразу отверглись Фицджеральдом. Мне лично понравилось название «Пир Тримальхиона». Тримальхион – персонаж древнеримского романа «Сатирикон». Это вольноотпущенник, внезапно разбогатевший и мечтавший упрочить положение в обществе римлян, став для них «своим». Пир Тримальхиона – попытка самоутверждения среди неравных. Вчерашний раб полагал, что знание творчества Гомера и есть показатель образованности и эрудированности. На пиру для гостей читались отрывки «Илиады», а оборачиваясь вокруг, можно было увидеть исписанные стены на тему - опять-таки - гомеровских поэм. Тримальхион нещадно путался и говорил заученные фразы невпопад, что выдавало его тщательно маскируемое положение. До сих пор до конца не известно, что Фицджеральд вложил в название своего произведения: искреннее сочувствие, восхищение или же едкую иронию. Исследоват
Оглавление

Роман, вышедший в свет в 1925 году, не сразу обрёл своё имя. «Вокруг мусора и миллионеров», «Гэтсби — Золотая шляпа», «Неистовый любовник» и «По дороге в Уэст-Эгг» - сразу отверглись Фицджеральдом. Мне лично понравилось название «Пир Тримальхиона».

Пир Тримальхиона

Тримальхион – персонаж древнеримского романа «Сатирикон». Это вольноотпущенник, внезапно разбогатевший и мечтавший упрочить положение в обществе римлян, став для них «своим».

Пир Тримальхиона – попытка самоутверждения среди неравных. Вчерашний раб полагал, что знание творчества Гомера и есть показатель образованности и эрудированности. На пиру для гостей читались отрывки «Илиады», а оборачиваясь вокруг, можно было увидеть исписанные стены на тему - опять-таки - гомеровских поэм. Тримальхион нещадно путался и говорил заученные фразы невпопад, что выдавало его тщательно маскируемое положение.

Кадр из фильма "Великий Гэтсби" 2013 года, режиссёр Баз Лурман
Кадр из фильма "Великий Гэтсби" 2013 года, режиссёр Баз Лурман

Великолепный Гэтсби

До сих пор до конца не известно, что Фицджеральд вложил в название своего произведения: искреннее сочувствие, восхищение или же едкую иронию. Исследователи его творчества склоняются к последнему.

В тексте можно отыскать следующее отношение рассказчика к Гэтсби:

За этот месяц я встречался с Гэтсби несколько раз и, к своему разочарованию, убедился, что говорить с ним не о чем. Впечатление незаурядной личности, которое он произвел при первом знакомстве, постепенно стерлось, и он стал для меня просто хозяином великолепного ресторана, расположенного по соседству.
– цитата из книги Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»

Но по мере раскрытия личности Джея Гетца Ника всё сильнее покоряет простота мотивации Гэтсби: эти вечеринки организовывались ради Дэзи.

Возможно, что именно величие души, а не умственные способности, так высоко ценятся и Ником, и Фицджеральдом, что находит отражение в названии. Как вы думаете?

Оставался человеком

Несмотря на то, что великолепные мероприятия оказались никому не нужными, в том числе адресату, и на смертном одре хозяина виллы лишь 2-3 человека засвидетельствовали своё - если не почтение - сочувствие, Джей определённо скрасил жизнь тех людей. Девушке, испортившей платье на одном из таких вечеров, Гэтсби без раздумий прислал новый наряд.

И Ник не смог простить им всем того, как они поступили с памятью о Гэтсби. Особенно он не смог забыть беспрецедентный побег Дэзи и её мужа с места преступления. Фицджеральд достаточно остро высказывается на этот счёт:

Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, свою всепоглощающую беспечность или еще что-то, на чем держался их союз, предоставляя другим убирать за ними.
– цитата из книги Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»
Кадр из фильма "Великий Гэтсби" 2013 года, режиссёр Баз Лурман
Кадр из фильма "Великий Гэтсби" 2013 года, режиссёр Баз Лурман

Да, многое из сведений о Гэтсби оказалось ложным. Он стал тем самым Тримальхионом, запутавшимся в собственной лжи.

Гэтсби не хватило исходных, чтобы с лёгкостью богачей получить образование и место в жизни. Он не мог обучаться в Оксфорде, потому что вырос в бедной семье.

За заслуги на службе он получил возможность прослушать пятимесячный курс лекций в Оксфорде, и лелеял это воспоминание, с благодарностью вспоминая те дни, храня под сердцем карточку, где доблестные сослуживцы смогли приобщиться к сокровищнице знаний.

-3

Гэтсби не признали за своего, его не приняли в круг избранных. Никому оказался не нужен этот нервный, скрытный, старомодно вежливый владелец виллы, проводящий вечера за созерцанием того самого зелёного огонька.

Оставаться человеком, в самой непростой ситуации оставаться человеком – вот ключевой посыл повести. Великий Гэтсби остался верен своей мечте. Он показал масштаб своей личности и своё величие не вечеринками, а поступком.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие интересные публикации!

Читать далее:

Почему кошка Мэгги не могла «спрыгнуть с крыши»? Пьеса Теннесси Уильямса «Кошка на раскалённой крыше»
Литературный попкорн11 января