Найти в Дзене

Как манипулируют руководители

Один из актуальных запросов по теме манипуляций - манипуляции руководителем в отношении сотрудников. Это явление распространено, поскольку основная задача руководителя — убедить (уговорить, заставить) работать сотрудника лучше и больше, и желательно за меньшие деньги. Делюсь с вами наиболее часто применяемыми приёмами: "Манипуляция через чувство долга". В большинство сотрудников встроена кнопка «должен», нажимая на которую, манипулятор получает все, что ему нужно. При данной манипуляции применяются следующие фразы: «Если ты хочешь быть на хорошем счету, ты должен....», «Если ты хочешь сохранить со мной хорошие отношения или в коллективе, ты должен...». «В нашей команде важно проявлять взаимопомощь. Ты должен помочь своей команде, коллективу, организации», «Я единственный разглядел в тебе потенциал при собеседовании, на самом деле тебя никто брать не хотел на эту должность, но я всех убедил и теперь ты должен доказать, что я в тебе не ошибся». "Наша компания (организация, коллектив) –

Один из актуальных запросов по теме манипуляций - манипуляции руководителем в отношении сотрудников.

Это явление распространено, поскольку основная задача руководителя — убедить (уговорить, заставить) работать сотрудника лучше и больше, и желательно за меньшие деньги.

Делюсь с вами наиболее часто применяемыми приёмами:

"Манипуляция через чувство долга". В большинство сотрудников встроена кнопка «должен», нажимая на которую, манипулятор получает все, что ему нужно. При данной манипуляции применяются следующие фразы: «Если ты хочешь быть на хорошем счету, ты должен....», «Если ты хочешь сохранить со мной хорошие отношения или в коллективе, ты должен...». «В нашей команде важно проявлять взаимопомощь. Ты должен помочь своей команде, коллективу, организации», «Я единственный разглядел в тебе потенциал при собеседовании, на самом деле тебя никто брать не хотел на эту должность, но я всех убедил и теперь ты должен доказать, что я в тебе не ошибся».

"Наша компания (организация, коллектив) – это семья". Упор на «семейную атмосферу», «общие ценности и идеалы» крайне выгоден манипулятору. Что думает сотрудник, когда его нанимают «в семью». Он думает, что у него будет дружный коллектив, что все уважительно друг к другу относятся, будут работать ради общего дела. На самом же деле, начальник имеет в виду под «семьей»: «Я жду, что ты будешь готов жертвовать своими интересами ради общего дела!» Ты будешь соглашаться на внеурочную работу, потому что главное – это результат. Я жду, что ты будешь работать не «за зарплату», а прежде всего «за идею». А когда сотрудник отказывается от личных жертв «ради блага семьи» и настаивает на условиях трудового договора, «семья» пытается пристыдить отступника: «Если ты сейчас уйдешь домой\в отпуск, уволишься – ты подведешь семью! Ты предашь нас и наши убеждения!» «Я-то думал, что ты настоящий профи и разделяешь наши высокие ценности! А ты оказался таким мелочным…».

"Рабочий газлайтинг". Один из любимых видов манипуляций руководителей, цель которого – разубедить сотрудника в его компетентности, посеять сомнения в себе, таким образом подавив его волю и сделать полностью послушным, удобным и управляемым. Для этого руководитель используют несколько приемов:

- каждый раз устанавливает все более и более нереалистичные сроки и объемы задач. Поначалу это может подаваться как «работа за бонус»: поднажмите, и получите премию! Но фишка в том, что сверхзадачи быстро становятся повседневной практикой, и не выполнение завышенного плана подается как некомпетентность. Руководитель негодует: «что, так сложно было это выполнить? Я же знаю, что вы можете, лентяи!» И сотрудники начинают доказывать руководителю, что они могут! И уже без всяких бонусов.

- даёт туманные указания. То есть не ставит чёткие, конкретные задачи. Здесь фишка в том, что если сотрудник выполнит все без уточнений, ему укажут на несоответствие. Если же начнет уточнять – обвинят в непрофессионализме: «В задании имелось в виду совсем другое! Ты вообще ничего не понимаешь?!» либо «Почему я должен все время тебе разжевывать?

- перекладывает ответственность на сотрудников. Вина за любые промахи лежит на сотрудниках. Даже если причиной ошибки стал прямой приказ руководителя. В этом случае, начальник будет агрессивно отнекиваться от ответственности и переносить всю тяжесть вины на подчиненных: «Я не мог дать такое указание! Ты намеренно сейчас врёшь?!». "Вы же профессионалы – должны были меня поправить или молча сделать, как надо!".

- прилюдно критикует. Замечания, насмешки в сторону сотрудника за его прошлые ошибки. И это все происходит при других сотрудниках. «Только давай, не как в прошлый раз, ну ты помнишь… » «Да уж, знаем мы твои методы…»

- регулярно придирается. Даже если работа выполнена безупречно, руководитель находит какой-то промах: «В целом, отличная работа. Хотя, конечно, вот этот момент и вот этот. Ну да ладно, уже поздно исправлять».

"Намеренное создание ощущения срочности". Манипулятор (руководитель) говорит сотруднику: «Эта возможность продлится недолго, надо принимать решение прямо сейчас", «Если вы не начнете действовать прямо сейчас, то упустите момент!», «Надо сейчас принимать решение, это верный шаг!», «Другого шанса у вас не будет». Этот простой, но проверенный метод создания ложного чувства срочности, которое побуждает действовать быстро, ведь у сотрудника создаётся ощущение потери чего-то ценного, он не медлит с раздумьями, предпочтя принять готовое и быстрое решение от манипулятора, но при этом ответственность, за быстро принятое решение, будет лежать на сотруднике. Чем эта манипуляция и опасна.

Встречался ли вам руководитель-манипулятор? Какие приёмы он применял? Делитесь в комментариях