Найти в Дзене
АКАДЕМИЯ ПИСЬМА

ПЕДАГОГИКА - ИСКУССТВО БЫТЬ С РЕБЁНКОМ: что главное и самое сложное в работе педагога?

Почему владение методикой или великолепное знание педагогической теории не даёт гарантии результата в работе педагога? Почему, посетив самые прекрасные лекции и прочитав замечательные книги о человечной, наполненной любви и уважения к ребёнку педагогике, мы всё равно совершаем «ошибки» и чувствуем себя виноватыми? Чувствуем, что «не можем» поступать «как надо». И нам зачем-то нужно поступать «неправильно», «непедагогично». Например, мы знаем, что не надо сравнивать детей с другими и всё равно сравниваем. Знаем, что унижать, оскорблять ребёнка недопустимо (хотя, конечно, чаще всего мы даже не осознаем, что делаем это), но всё равно делаем. «Потому что желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Послание к Римлянам святого апостола Павла. На мой взгляд, это и есть самое сложное и самое главное в педагогике. Педагог – это не запрограммированная машина, в которую загрузили алгоритм «правильног

Почему владение методикой или великолепное знание педагогической теории не даёт гарантии результата в работе педагога? Почему, посетив самые прекрасные лекции и прочитав замечательные книги о человечной, наполненной любви и уважения к ребёнку педагогике, мы всё равно совершаем «ошибки» и чувствуем себя виноватыми?

Изображение от ru.freepik.ru
Изображение от ru.freepik.ru

Чувствуем, что «не можем» поступать «как надо». И нам зачем-то нужно поступать «неправильно», «непедагогично». Например, мы знаем, что не надо сравнивать детей с другими и всё равно сравниваем.

Знаем, что унижать, оскорблять ребёнка недопустимо (хотя, конечно, чаще всего мы даже не осознаем, что делаем это), но всё равно делаем.

«Потому что желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
Послание к Римлянам святого апостола Павла.

На мой взгляд, это и есть самое сложное и самое главное в педагогике. Педагог – это не запрограммированная машина, в которую загрузили алгоритм «правильного педагогического поведения», набор различных методик и программу по подбору этих методик к разным педагогическим ситуациям. И слава Богу, что это не так. 

 

Педагог – живой человек. У него вместе с яркими талантами, глубокими знаниями, поражающими умениями, сильными сторонами характера, есть свои слабости, душевные травмы, ограничения… И всё это в педагоге понамешано, как говорила моя научный руководитель. «В людях всегда всё понамешано» - любила повторять она.

Конечно, если эти люди - живые. 

«Мёртвые не хвалят, не бранят,
Не стреляют, не шумят.
Мёртвые не сеют, не поют,
Не умеют, не живут».
Егор Летов

Мёртвые многого не делают: не ошибаются, не ругаются, не устают, не чувствуют слабость, не раздражаются, не гневаются, не забывают, не сомневаются… Потому что они не живут.

Но и просто жить мало. Помните, как в сказках? Жили-были… 

Если в нашей «сказке» педагоги и жили, и были, то, кроме биологической жизни, они ещё и жизнь духовную, душевную проживают. Бытийную. В своей особенности, индивидуальности, личности. То есть они живые и неповторимые!

Лирическое отступление. Когда я писала эти строки, в студенческий чат на объявление о супервизии ответила наша выпускница: «Сейчас время ограничено. А хочется быть». В контексте статьи это звучало пронзительно: мы ограничены, а хочется быть…

Интересно, что именно признание нашей ограниченности, такой обычной, на самом деле, такой человеческой и человечной, помогает нам просто быть.

Однажды я заплакала на уроке. Этот случай произошёл в частной школе, где в классе стояли камеры, выводящие изображение на администратора. В тот день один мой ученик «очень плохо» вёл себя. А я очень плохо себя чувствовала. Самочувствие ухудшилось прямо на уроке. Я старалась держаться, но Матвей (назовём так моего ученика) сильно расшалился. Он чувствовал, что я «не держу границы», и с радостным задором всё «дальше и дальше их отодвигал».

Изображение от ru.freepik.com
Изображение от ru.freepik.com

Обычно, когда я была полна сил, мне с Матвеем было легко. Но, когда сил неожиданно не стало, я уже не могла быть ему опорой. Я и себе-то ею быть не могла.

Матвей всё «хуже и хуже вёл себя». И в какой-то момент я почувствовала, что у меня нет сил ни на что. Я могла обучать тогда только в идеальных условиях. С абсолютным послушанием и усердием со стороны детей. Я заплакала.

Изображение ru.freepik.com
Изображение ru.freepik.com

Матвей не сразу это заметил. Но другой мальчик, Серёжа, увидел. Он спросил: «Что с Вами, Юлия Константиновна?» Я сказала всё, как есть. Что мне очень плохо. Что я не чувствую сил. И мне тяжело вести урок в этом бессилии. Матвей вдруг остановился. Он подошёл ко мне и положил руку на плечо, заглянув мне в лицо: «Вы плачете…» - «Да, солнышко…» - «Вам нужна помощь?» - «Да». - «Что-нибудь принести?» - «Нет, спасибо. Но я хочу довести урок и поехать домой».

Он молча сел на своё место. И у нас был самый тихий урок с самым шаловливым мальчиком в школе.

Когда я вышла из класса, администратор сказала: «Вы такая молодец! Какое актёрское мастерство! Вы всех нас растрогали, не только детей!»

Я удивилась. Мои слёзы не были игрой. Я заплакала, потому что расстроилась, огорчилась, мне было очень плохо, я чувствовала бессилие. И я открыто сказала об этом детям.

Что родилось, между нами тогда? Возможно, моя искренняя боль вызвала их искреннее сочувствие. А возможно, это было что-то другое. Но я точно знаю , что «вышла» к ним из своей брони всесильного, всезнающего, всемогущего педагога.  А они вышли ко мне. И Матвей вышел. И всё было по-настоящему: и моя боль, и их сочувствие. 

А вот если бы я играла, то они почувствовали бы обман. И это ужасно. Поэтому не советую использовать слёзы или любые другие сильные переживания как педагогический приём. И вообще как приём в отношениях. Крайне плохая идея!

Она не имеет отношения к настоящему и близости.

Но какой я была на уроке? Уязвимой, ранимой, раненой, слабой, незащищенной? Да. Всё это была я. Если бы я не захотела быть такой с детьми, то, скорее всего, разозлилась. И на них: за то, что ведут себя плохо. И на себя: за то, что не могу справиться с этим. А помня, что ругаться плохо, подавила бы в себе эту злость. Но дети всё равно почувствовали бы её. И это навряд ли вызвало бы в них сочувствие.

Мы защищаемся от детей. А они защищаются от нас. Матвей ведь тоже часто  на мои уроки приходил «в броне». Я видела это. И чтобы он снимал её, я снимала свою.

 В тот день, когда я была уязвимой и слабой, делать это было страшно. Но очень нужно! Это было рисковое решение. Мне понадобилось много мужества.

Зато потом мне уже не приходилось справляться с Матвеем. Я просто была с ним. К счастью, этого было достаточно.

Когда у меня были силы, была сильной. И он мог на меня опереться. Когда была слабой, сильным был он.
Изображение от ru.freepik.com
Изображение от ru.freepik.com

Честно скажу, в моей педагогической практике не все случаи, как на подбор. Были и такие, когда у меня не получалось встретиться с ребёнком. И таких очень много. Намного больше, чем подобных сегодняшней прекрасной истории.

Несомненно, педагогика - красивое, невероятно глубокое и очень сложное искусство. Искусство быть с ребёнком.

Автор: Юлия Назарян, педагог, психолог, экзистенциальный консультант и терапевт, автор методики «Матричное письмо», преподаватель на курсе «Матричное письмо +» в Академии письма.

Заходите к нам в канал ☕️ Там мы выкладываем ссылки на наши открытые круглые столы, в которых каждый может принять участие 🍪
Академия письма 🎓