Найти в Дзене

Сроки возврата денег за товар: на что вы имеете право по закону

Оглавление

Магазин тянет с возвратом денег, ссылаясь на свои правила? Расскажу, какие сроки, установлены законом и что делать, если они нарушены.

Продавец обязан добровольно выплатить неустойку, если нарушил срок возврата денежных средств
Продавец обязан добровольно выплатить неустойку, если нарушил срок возврата денежных средств

Прежде всего помним, что в зависимости от причины отказа от товара, закон дает продавцу разные сроки возврата денег.

Возврат качественного товара

Если вы купили товар в розничном магазине, а затем решили его вернуть потому, что он вам не подошел (по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации), продавец обязан вернуть деньги в течение трех дней со дня возврата товара (статья 23 Закона о защите прав потребителей).

Днем возврата считается день получения продавцом товара, возвращаемого покупателем.

Если вы возвращали качественной товар, купленный в интернет-магазине, на возврат денег дается 10 дней со дня возврата товара (статья 26.1 Закона о защите прав потребителей).

В этом случае продавец вправе уменьшить размер возврата на стоимость «обратной» доставки товара.

Возврат некачественного товара

Если причиной отказа от товара был брак, денежные средства должны вернуть в течение десяти дней со дня возврата товара (статья 22 Закона о защите прав потребителей). Срок единый как для покупок в розничных, так и в интернет-магазинах.

Какие дни считаем - рабочие или календарные?

В любом случае считаются календарные, а не рабочие дни. Точкой отсчета (первым днем) является день, следующий за днем возврата товара продавцу.

А если отправляли товар почтой?

Если вы возвращали товар не напрямую в магазин, а воспользовались, к примеру, почтой, то день получения адресатом вашего отправления считается днем передачи товара продавцу – отслеживаем его через трек-номер, полученный при отправке (все документы с почты сохраняем!).

Если продавец вернут деньги с опозданием, могу ли я требовать компенсации?

За нарушение срока возврата средств за некачественный товар, можно требовать выплаты неустойки – 1% от стоимости товара за каждый день просрочки (статья 23 Закона о защите прав потребителей).

Много это или мало?

Давайте рассчитаем на таком примере: цена товара 10 000 руб., просрочка в возврате этой суммы - 20 дней.

Считаем: 10000 руб. х 1% х 20 дней = 2000 руб.

Размер неустойки составляет 2000 руб.

Но есть и «плохая» новость. Если продавец затянул со сроком возврата денег за качественным товар, который не подошел вам по какой-то причине, то законом о защите прав потребителей ответственность за такое нарушение не предусмотрена😕.

В этом случае, можно требовать выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ, который рассчитываются по ключевой ставке Центрального Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Для расчета можно воспользоваться любым онлайн калькулятором (ищите через поисковик).

В нашем примере (см. выше) сумма процентов составит всего 114,75 руб. Магазины этим пробелом в законодательстве "удачно" пользуются и затягивают с возвратом денег, но наказать их можно - читайте об этом далее.

Как взыскать неустойку?

Пишем претензию, включаем в нее расчет неустойки, прикладываем доказательства просрочки (когда вернули товар, когда вернулись деньги), банковские реквизиты для перечисления денег. Один экземпляр вручаем, получаем отметку о вручении (или отправляем на юридический адрес продавца, сохраняем документы с почты).

Срок для выплаты неустойки закон не устанавливает. Поэтому ждем, допустим, месяц и идем с иском в суд. Если взыскиваем менее 100 000 рублей, иск подаем мировому судье.

А что я получу, если выиграю дело в суде?

Для тех, кому нужен дополнительный стимул при обращении в суд, рассказываю:

  • Если мы взыскиваем неустойку в размере 1% (по статье 23), то её размер законом не ограничен. С учетом времени рассмотрения дела мировым судьей (как минимум 2-3 месяца), размер неустойки может превысить стоимость товара.
  • Помимо неустойки требуем взыскать моральный вред (размер небольшой) и штраф - 50 % от всей взысканной судом суммы. Штраф можно требовать, если добровольно продавец неустойку не выплатил, а вы предоставили суду доказательства того, что просили об этом (в претензии).

Сколько это будет в рублях? Давайте посчитаем на примере.

Исходные данные: цена товара - 10000 руб., просрочка - 120 дней.

Размер неустойки: 10000 руб. х 1% х 120 дней = 12000 руб.

Моральный вред: 1000 руб. (размер определяется судом, эта сумма приведена для примера).

Штраф: 12000 (неустойка) + 1000 (моральный вред) = 13000 х 50% = 7500 руб.

Потребитель может получить на основании решения суда: 12000 + 1000 + 7500 = 20500 руб.

Неплохая сумма?

В интернет-журнале «Права потребителя» (я - его главный редактор) опубликовано несколько реальных судебных решений, в которых взыскивается неустойка. Вот, пара примеров с сайта:

Предостережение:
В любом судебном разбирательстве есть много нюансов, не зная которые можно проиграть любой суд. Если у вас есть сомнения в собственных силах, рекомендуем проконсультироваться с юристом и, возможно, доверить ему написание иска. Так ваши шансы на успех многократно возрастают.

Как и за что можно еще наказать продавца?

Магазин своими правилами установил иные сроки возврата? Жалуйтесь в Роспотребнадзор.

В своем обращении опишите ситуацию, приложите распечатку с сайта и/или дайте ссылку на соответствующую страницу сайта. За нарушение прав потребителя магазин может быть оштрафован.

____________

А у вас возникали проблемы с возвратом денег?

Напишите о них в комментариях, расскажите, как удалось защитить свои права. Ваши истории будут полезны нашим читателям.