Обычно авторы пишут мемуары, в которых рассказывают истории не только о себе, но о друзьях, знакомых, сослуживцах, называя их подлинные фамилии. Кто-то дополняет свои воспоминания личной перепиской, другие выкладывают любительские фотографии, чужие документы. И оказывается, любой такой артефакт может застопорить для вас издание книжки. Задержать издание книги даже в электронном виде: на Литрес или Ридеро.
Факторы риска при создании мемуаров
При написании мемуаров любые – упоминаемые вами – фактические данные о других людях, упомянутых в книге с их фактическими именами-фамилиями, могут стать препятствием к публикации ваших воспоминаний.
К факторам риска относятся прежде всего:
- – фотографии с наличием на них других людей;
- – личная переписка;
- – истории других людей с их подлинной фамилией.
Как же обходить эти щекотливые моменты при написании мемуаров? Рассмотрим подробнее каждый вариант включения таких данных в ваши воспоминания.
Использование фотографий других людей в мемуарах
Использование фотографий вместе с конкретной фамилией изображенного лица зависит от того, где эти фотографии были сделаны. Как правило, снимки людей, попавших в кадр фотоаппарата в общественном пространстве, могут в дальнейшем свободно включаться и в посты, и в статьи, и в мемуарные книги. Если же снимки сделаны в приватной обстановке, наедине, то здесь уже необходимо согласие конкретного лица или его наследников, если человек умер. Тут начинает действовать право на неприкосновенность частной жизни. Еще есть отдельные правила о присутствии на фото несовершеннолетних лиц. В моем примере, фото с демонстрации, такие лица есть, хотя теперь, по прошествии десятилетий все они давно стали взрослыми.
В своих собственных мемуарах «Половинка чемодана, или Писателями не рождаются» я давала как приватные снимки своей семьи (так как являюсь наследником своих родных), так и снимки со знакомыми, сделанные в общественных пространствах. При этом я спрашивала - устно или письменно, по мейл - у своих знакомых, с кем сейчас поддерживаю отношения, согласны ли они на включение их фото в книжку. Как правило, все соглашались, всем приятно попасть в книжку. Но в одной главе, где я рассказала историю своей первой любви, я дала групповое фото студентов нашей группы, где был, в числе других, и мой герой. С той группой оборвались все связи, так что имя-фамилию своего героя, как и остальных, попавших на фото, я не назвала. Глава в моей книги так и называется "Оборванные связи".
Использование личной переписки в мемуарах
О том, что и личная переписка может включаться в книгу на определенных условиях, я узнала из коммента своего подписчика и давнего френда еще по жж, Алексея Зырянова. Он в комментариях под статьей, ссылка на нее внизу приведена, рассказал, что Литрес завернул его пост, посоветовал отредактировать, поскольку в нем содержались фрагменты личной переписки - переписки даже не в письмах, а в Личке на блог-платформе. Вот фрагмент замечания модератора от Литрес:
Этот коммент я могу выложить здесь и, не спрашивая разрешения у его автора, поскольку он появился под открытой, публичной, статьей. А факт он представил интересны (спасибо, Алексей): всякое обнародование личной переписки требует разрешения второй стороны. То есть это правило совпадает с правилом выкладки интервью: если вы выкладываете интервью с вами, то необходимо получить письменное разрешение интервьюера (достаточно и через мейл).
В этой теме в интернете описаны разные скандальные ситуации, когда выкладывались письма покойных знаменитостей, а потом наследники затевали судебные дела.
Указывать ли настоящие фамилии в мемуарах
Казалось бы, такого и вопроса не должно возникать, ведь мы пишем правду о своей жизни, при этом рассказываем и о нашем взаимодействии с другими людьми. Но не только психологи, но и судьи давно установили, у что каждого своя правда. Известно, что свидетели происшествия, рассказывая об одном и том же, вспоминают разные картины. Поэтому мы должны принять, что наш рассказ о взаимоотношениях с человеком не может быть абсолютной истиной. Что-то мы, возможно, упустили, исказили, не заметили, переиначили. Особенно неоднозначно мы пишем о людях, которых знаем мало и общались лишь с одной стороны: на работе, при учебе, на отдыхе (а не в семье, допустим).
Впервые я задумалась на тему настоящих или вымышленных фамилий в своей первой мемуарной повести «Прощай, «Почтовый ящик»!» ("Почтовыми ящиками № такой-то" в советские времена назывались секретные НИИ и КБ).
В этой повести я рассказала о своих годах работы в НИИ судостроения - отрасли характерной для нашего города, тогда еще Ленинграда. Во-первых, учитывая секретный характер работы, я избегала конкретного описания наших разработок. Во-вторых, я работала в разных лабораториях и отделах, меняя свою специализацию, потому общалась со множеством людей. Писать о всех было бы утомительно для автора и плохо запоминаемо для читателей. Поэтому я сконструировала типажи: людей, похожих по характеру. К тому же большинство сотрудников института, откуда я ушла в 90-е, еще были живы и здоровы и могли бы высказать мне претензии, что я их изобразила «не так». И сразу решила, что дам всем вымышленные фамилии. Настоящие фамилии оставила только для нескольких руководителей, которые уже умерли к моменту написания книги. При этом я, практически, ничего не говорила о них, только назвала регалии.
Теперь понимаю, что интуитивно поступила правильно, не зная еще всех правил написания мемуарной прозы. Позднее узнала, что указывать настоящие фамилии в мемуарах можно, только осторожно. Ведь все, что покажется герою вашей книги, чью фамилию вы указали, оскорбительным, может быть оспорено им в суде.
А когда, уже в недавние годы, я писала мемуары своей личной жизни (уже упомянутую "Половинку чемодана ...", про свои взаимоотношения с близкими друзьями, то спрашивала тех, кого еще можно спросить, их согласия включить не только фотографии, но их художественные образы в книжку. Как правило, все соглашались и даже были польщены (предварительно я показывала им страницы, им посвященные). Благо сейчас электронная почта дает возможность быстрого и легкого общения. Так что если я кого-то или что-то «разоблачала», то лишь собственные давние ошибки или неудачи.
Поскольку я часто пиарю свою книгу на фоне бесплатного ведения мною канала Дзен, то в этот раз интереса ради решила показать и черновик обложки, и конечный вариант. Левая и правая часть обложки вначале ошибочно поменялись местами )), да и шрифт в заголовке был не очень. Чистовой вариант - листать галерею.
Итак, вернемся к следствиям, вытекающим из употребления подлинных фамилий. Встречала в интернете рекомендации, что при сохранении настоящих фамилий, можно изменить фактуру личности: внешность, профессию, место жительства, но эта идея так себе. Пожалуй, годится для художественного произведения, но не для честных мемуаров.
В заключение повторим, что надо предусмотреть в мемуарной книге:
- Выкладку фотографий других лиц – спрашиваем разрешение (особенно для снимков, сделанных вне общественного пространства, в приватной обстановке) у самих лиц или их наследников.
- Выкладка личной переписки – спрашиваем разрешения у самих лиц или у наследников. Варианты разрешения: в личке блогов, по е-мейл или даже на листе бумаги, чтобы остался след, который можно предъявить тем, кто запрашивает разрешение.
- Про включение в мемуары историю ваших взаимоотношений с человеком и указание его настоящей фамилии: или спрашиваем, или пишем очень аккуратно, чтобы вас не могли притянуть к суду за оскорбление лица.
Если вам есть, что добавить из своего опыта написания мемуаров, поделитесь.
Другая статья об ограничениях для авторов ЗДЕСЬ:
И наконец, чтобы слегка разобраться в видах автобиографической прозы еще одна статья: