Вопрос о разделе авторских прав обычно встает в тот момент, когда автор начинает куда-то пристраивать свою книгу, например:
- а) издает и оформляет книгу за свой счет;
- б) оформляет лицензионный разговор с издательством
- в) расстается с каким-то издательством, ранее выпустившим его книжку. Здесь как в песочнице у девочек: «Бери свои куклы, давай мои тряпки». Но иногда удается сохранить и куклы, и тряпки
- И даже просто выкладывает свой опус на платформу самиздата
При самиздате (случай а) нужно предусмотреть, в основном, законное использование фотографий и корректное создание обложки.
При оформлении договора с издательством предусматриваются многие пункты. Это и права на обложки, и фотографии, и права на передачу третьим лицам или на перевод. Обычно издательство продавливает максимум своих требований, а писатель отгрызает с боями кусочки прав и для себя. На эту тему у меня была статья: Подводные камни издательских лицензий | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)
При расставании с издателем (случай в), которому ранее передавались авторские права, писатель снова волен выставлять свою книжку, куда захочет или издавать, где примут. Но свободно распоряжаться он может только своим изначальным текстом в формате doc/docx. Если автора примет новое издательство, то беспокоиться особенно не о чем: в издательстве сидят знающие люди, юристы, и все будет происходить по правилам. Но если автор сам будет выкладывать книгу в интернет, пристраивать на какую-то платформу или собственный сайт, то ему надо обеспечить чистоту авторского права на каждую часть издававшейся ранее книги. Какие же элементы книги наиболее часто становятся предметами спора у право обладателей?
Фотографии
Фотографии из свободного интернета допустимо использовать в блогах для иллюстраций с указанием автора или источника, что блогеры обычно и делают в постах. Однако на ряде известных платформ довольно сложные правила выкладки фото, например, на Википедии, требуется подтверждение авторства фотографии.
Но речь сейчас не о них, а о книгах.
Главное правило, что нельзя выкладывать фото других персон без их согласия (или без согласия их наследников). Но здесь есть одно удобное исключение, что можно использовать фотографии, сделанные в общественных местах или на открытых мероприятиях.
Особенно много скандалов возникает, если писатель пишет биографическую книгу об известной персоне, живущей сейчас или в недавнем прошлом. Если у книги будет хоть какой резонанс, то могут заявить о своих правах и герои, попавшие на фото, и фотографы, сделавшие искусные снимки важных персон.
В этой теме много нюансов, и если вы собираетесь использовать чужие фотографии, то лучше обговорить с персонами, попавшими на фото, решить все на берегу или даже заключить письменное соглашение. Иногда возникают проблемы даже со своими собственными фотографиями. Потому полезно обратиться к юристам.
Обложки
В случае самостоятельного изготовления обложки автором (включая и обращение автора к художникам на свободном рынке) важно, чтобы фрагменты коллажа, из которых обычно формируется обложка, были максимально изменены, в идеале – до неузнаваемости. Идеальный случай, когда художник рисует свою картину полностью оригинально, но в наше век компьютерных виртуозов, такая самостоятельность редко встречается. С появлением Искусственного Интеллекта стали разгораться споры и об авторских правах нейросетей, но пока ими позволяется пользоваться. И многие приглашенные художники делают интересные обложки.
Обложку к этой книге делали два человека. Один из них - автор шрифта больших букв "Половинка чемодана", другой придумал и изобразил все остальное. В выходных данных так указано два исполнителя обложки:
Под словом Обложка (и фамилиями художников) указаны также изготовитель верстки, и корректор. Как правило, верстальщик и корректор, получив за работу деньги от независимого автора, далее не интересуются, как будет еще использована их книга.
А теперь обратимся к книге, изданной за гонорар. (Здесь я снова беру примеры собственных книг)
Поскольку эта книга издавалась за гонорар по договору-лицензии, то и верстка с корректорской работой остаются за издательством. И конечно же издательству принадлежит обложка, нарисованная художником издательства! Но при расторжении договора я смогла договориться с издательством, чтобы обложка была передана мне, автору.
О некоторых моментах автор и издатель могут договорится просто по электронной почте (если такие договоренности предусмотрены в главном лицензионном договоре). Вот так мне вернули верстку на эту книгу:
Другие создатели книг и авторских материалов
В разных книгах принимают участие много разных специалистов. Например, в мемуарах, часто книгу записывает редактор-составитель просто по беседам с автором, указанным на обложке. Он тоже становится совладельцем авторского права.
Кто-то начитывает книгу, получает права на аудио.
И завершу эту статью моментом, относящимся не к книге, а к интервью с автором. Тот, кто проводит интервью с писателем, разделяет с ним авторские права на интервью. Об этом я писала в следующей статье:
Авторские права на интервью | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)
То есть каждый из двух участников интервью - журналист и писатель - должны обговорить с напарником разрешение на размещение созданного интервью в других местах.
Цензура на издательских платформах бдит
При любой документальной публикации даже на платформах самиздата ссылка на личную переписку с кем-то, какие-то отсылки к другим адресатам чреваты разворотом автора к выходу. Наряду с упоминанием в тексте запрещенных веществ, определенных действий, требующих маркировки 18+. Об этом предупреждает в обстоятельном комментарии к этому посту @Алексей Зырянов, писатель, критик и автор публикаций в толстых журналах. И в художественных произведениях надо помнить о таких моментах чужого авторства в переписке или о наличии подцензурного текста.