Найти тему
Писателю на заметку!

Мемуары, автобиографическая проза, автофикшн – в чем разница?

Галина Врублевская, "Прощай, "Почтовый ящик"!" - Берлинская премия, 2015 - книга года
Галина Врублевская, "Прощай, "Почтовый ящик"!" - Берлинская премия, 2015 - книга года

Мемуары или автофикшн? Как назвать воспоминания? Я написала большую повесть воспоминаний о своей работе инженером в секретном НИИ или в «Почтовом ящике», когда занималась на литкурсах и мне было 60+. Отнесла я это произведение к жанру «автобиографическая проза», а позже издала за счет гранта Союза писателей, добавив в сборник и подходящие к теме рассказы. Они тоже отражали жизненные впечатления, но представляли собой художественные произведения с вымышленными героями. Книга называлась "Прощай, "Почтовый ящик"!". Эта книга была отмечена международной премией "Лучшая книга года - 2015". Прощай, «почтовый ящик»! Автобиографическая проза и рассказы, Галина Врублевская – скачать книгу fb2, epub, pdf на Литрес (litres.ru),

Здесь замечу, что небольшие эссе, написанные по следам прошлых событий, у меня были написаны и в более молодом возрасте, но к ним я даже слово «воспоминания» не примеряла.

Слово «мемуары» приходило мне в голову при написании повести, но использовать его тогда мне не хотелось. Мемуары пишут в преклонном возрасте, считала я, чувствуя себя еще вполне энергичной и почти молодой писательницей 😊. (Это ведь общепринятое мнение, что мемуары пишут старики!). И когда книга вышла, я устроила презентацию в книжном магазине, пригласила бывших сотрудников НИИ, где работала в лаборатории акустики. Ведь они послужили мне прототипами книги!

Галина Врублевская. Выступление в магазине "Буквоед", Санкт-Петербург, 2014
Галина Врублевская. Выступление в магазине "Буквоед", Санкт-Петербург, 2014

Часть моих бывших сотрудников получили книгу в подарок, прочитали и теперь горели желанием высказать свое мнение. И, выйдя на сцену, после нескольких вежливых фраз начинали меня ругать! Дескать, я описала жизнь лаборатории не вполне точно, не так как оно было. Но конкретные персоны (кроме ближайшей подруги) себя в тексте не узнали, поскольку я типизировала их и объединила похожих по поведению в одного персонажа.

Впоследствии я узнала, что это типовой подход при написании автофикшн:

– оставить общую обстановку (декорации);

– ввести усиливающие моменты, выдуманные эпизоды;

– нескольких реальных людей объединить в одного персонажа.

В общем, создается художественное произведение с вымыслом и без обязательного использования «арки персонаж» (приема, используемого в романах, где герой всегда как-то меняется под напором жизни ). Герой в автофикшине может на выходе оставаться таким же, каким был в начале. Вначале – тупой и наглый, и в конце таким останется: жизнь его не исправит, не накажет.

В моей повести детально был воспроизведен машинный (компьютерный) зал. Упоминались даже решаемые задачи: графики характеристики направленности, похожие на бабочек. Но были придуманы некоторые романтические истории и болезни, которые не случались на самом деле, но могли бы случиться. Так один начальник, в реальности часто закатывающий истерики и даже неожиданно падающий при всех, в повести был посажен мною в инвалидное кресло для пущего эффекта.

В общем, вы понимаете теперь, что автофикшн отличается от мемуаров заранее объявленным искажением действительности. В мемуарах искажения тоже случаются, но непроизвольные, объясняемые несовершенством человеческой памяти.

А главное отличие этих двух видов биографической прозы: мотив написания произведения для автора.

Автофикшн пишут достаточно молодые люди, чтобы отрефлексировать прошлое, а иногда, чтобы избавиться от мучительных воспоминаний, пережить очищение и освобождение от какого-то негатива. И, в общем-то, это чисто писательское занятие. Некоторые через автофикшн бросают вызов обществу, эпатируют окружающих, затрагивая полузапретные или табуированные темы. И если в западной литературе и мужчины-писатели, и женщины выражают себя в этой форме, то в России более известны молодые женщины, выступающие под флагом табуированных тем в автофикшн (ЛГБТ, аборты и т.д.).

Мемуары чаще всего создают как своеобразный памятник своей уходящей жизни, пишут их для потомков, интересующихся жизнью предков, историей рода. Иногда они пишутся и для широкой аудитории, для посторонних людей, которых интересует жизнь персоны из определенной профессиональной среды. Мемуары может написать почти любой писатель, а неписателям сложнее. Порой состоявшиеся в определенной сфере личности могут лишь отрывочно вспоминать какие-то факты, наговаривая их на диктофон, но литературную обработку делает человек, владеющий пером. Однако люди, имеющие склонность писать хотя бы дневники (для себя) или блоги для широкого круга подписчиков, справятся и с написанием мемуаров.

Автобиографическая проза – понятие объединяющее и автофикшн, и мемуары, без уточнения достоверности описанных событий.

В ряду общих материалов о писательстве я даю на этом канале и подсказки, как интересно писать мемуары. Собираюсь и автофикшн рассмотреть.

Линии сюжета для воспоминаний | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)

Как писать об умерших в мемуарах | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)

Практические приемы написания мемуаров | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)

Какие предисловия нужны мемуарам ? | Писателю на заметку! | Дзен (dzen.ru)