Найти в Дзене
Книжный ум

"Клуб Дюма": мистика или фиаско? Почему книга Перес-Риверте разочаровала

Да уж, это первое книжное разочарование 2025 года. Я смутно помню сюжет ее экранизации, но в то время мне фильм показался довольно мистическим, с темой дьяволопоклонников, с какой-то девушкой-демоном. А что же первоисточник-книга? Во главе сюжета книги — Лукас Корсо, библиофил и охотник за редкими книгами, которому предстоит разгадать тайну двух текстов: "Девяти врат" и манускрипта Александра Дюма. Первая книга обещает мистику, вторая — тайны вокруг традиции мушкетеров. То, как Перес-Риверте выстраивает этот мир, сначала вполне обещает крепкий сюжет. Но чем дальше читаешь, тем яснее становится: повествование не имеет той логики и достоверности, которой можно было ожидать от такой идеи. Главная проблема книги — это отсутствие целостной концепции. Два разных манускрипта как две сюжетных линии, которые абсолютно не связаны, две концовки. Перес-Риверте явно любит литературу, и его произведение насыщено отсылками к классическим произведениям. Однако эти отсылки порой выглядят избыточными и
Оглавление

Да уж, это первое книжное разочарование 2025 года. Я смутно помню сюжет ее экранизации, но в то время мне фильм показался довольно мистическим, с темой дьяволопоклонников, с какой-то девушкой-демоном. А что же первоисточник-книга?

коллаж автора
коллаж автора

Во главе сюжета книги — Лукас Корсо, библиофил и охотник за редкими книгами, которому предстоит разгадать тайну двух текстов: "Девяти врат" и манускрипта Александра Дюма. Первая книга обещает мистику, вторая — тайны вокруг традиции мушкетеров.

То, как Перес-Риверте выстраивает этот мир, сначала вполне обещает крепкий сюжет. Но чем дальше читаешь, тем яснее становится: повествование не имеет той логики и достоверности, которой можно было ожидать от такой идеи.

Главная проблема книги — это отсутствие целостной концепции. Два разных манускрипта как две сюжетных линии, которые абсолютно не связаны, две концовки.

Перес-Риверте явно любит литературу, и его произведение насыщено отсылками к классическим произведениям. Однако эти отсылки порой выглядят избыточными и больше похожи на демонстрацию эрудиции автора, чем на органичную часть истории. Для читателя, незнакомого с некоторыми из упомянутых произведений, такие моменты могут стать барьером, а не изюминкой. Да, я сделала много пометок с тем, чтобы в будущем посмотреть произведения, упомянутые в книге, может будет то-то интересное, но треть книги это только для библиофилов сюжет, без развития, описания и рассказы.

Одной из главных причин моего разочарования стало то, как автор расправляется с элементами мистики. Заявленные загадки и обещания таинственных открытий в итоге оказываются либо надуманными, либо вовсе теряют значение. Кульминация книги оставляет ощущение незавершённости, как будто автор сам не до конца решил, чего хочет достичь.

Да, мне понравилось то, что в книге есть иллюстрации с гравюрами, в которых якобы содержится ключ к тому, как вызвать Князя Тьмы. Можно сидеть, рассматривать, искать отличия и строить догадки. Но в результате все получилось скомкано и непонятно - что же там случилось-то, вызвал он или нет?

фото ЯндексКартинки
фото ЯндексКартинки

Книга, несмотря на интригующую завязку, временами провисает. Длинные, излишне описательные сцены сменяются слишком короткими эпизодами, которые, кажется, могли бы раскрыть больше. Диалоги, на которых строится значительная часть сюжета, не всегда звучат естественно и порой напоминают театральные монологи.

Лукас Корсо — это персонаж, который мог бы стать ярким, многогранным героем. Однако в итоге он остаётся скорее пассивным наблюдателем событий, чем активным участником. Читателю сложно сопереживать герою, который сам, кажется, не особенно заинтересован в собственных приключениях. Описан он как какое-то невзрачные существо лет под 50. И с этим человеком остается девушка-демон 19 лет? Не верю.

Сама эта таинственная незнакомка как персонаж тоже не открыта. Автор хотел напустить туману, когда она говорит какими-то загадочными фразами, что "она пришла, чтобы охранять Корсо", что "она как-то дралась с ангелом, он победил". При этом кроме сексапильности, никаких особых талантов она не показывает. Ну и для пущей загадки по паспорту ее зовут Ирэн Адлер и живет она на Бейкер-Стрит.

Почему книга стала популярной? Возможно, это связано с общей любовью к тайнам и загадкам, которые обещают быть раскрытыми на последних страницах. К тому же, Перес-Риверте умело играет на ностальгии по классической литературе, что привлекает книголюбов. Однако, если убрать всю эту внешнюю мишуру, остаётся довольно простой сюжет с недостаточно проработанными элементами.

Это как Дэн Браун, но сюжет слабее.

Но надо сказать, что некоторые цитаты мне очень понравились.

Для литературы время - как для кораблей шторм, и Господь спасает только тех, кого любит.
Библиофилия - род религии, и это на всю жизнь...
А в книгах, как в зеркале, отражается образ и жизненный путь тех, чьи писания заполняют их страницы. Отражаются тревоги, тайны, желания, жизнь, смерть... Это живая материя - надо уметь обеспечить им питание, защиту...
Кино делает людей лучше; фильмы можно смотреть вдвоем, обсуждать. А вот твои книги - эгоисты. И одиночки. Кому интересны только книги, тому никто не нужен - вот что меня пугает.

________________________________________________________________________________________

Каждая книга — это целая вселенная, и я с радостью стану вашим проводником.

Подписывайтесь, чтобы вместе открывать новые миры на страницах книг!

_________________________________________________________________________________________

Что еще почитать на канале: