Впервые понятие историзма относительно искусства применил немецкий историк искусства ХХ века Герман Бенкен, но он использовал его только в отношении немецкой архитектуры XIX века. Позже понятие историзма обрело более широкий смысл. Сейчас оно означает обращение к историческим стилям, их повторение в некоторых направлениях искусства XIX-ХХ веков. Например, неоклассицизм, неоромантизм, ампир, сталинский ампир и т.п. — это проявления историзма. Максимально наглядно он виден в архитектуре. Не надо далеко ходить — Москва, Петербург и другие красивые города России имеют здания, которых можно назвать примером историзма.
Чаще всего повторяются античные стили. Вспомним хотя бы все эти неоклассические сооружения с портиками и колоннами.
Интересно, что историзм проявляется не только как отражение первоисточника (например, античных примеров), но и как отражение отражения. Скажем, популярный в первой половине XIX века во Франции стиль ампир опирается на римское искусство и архитектуру времен империи. А так называемый сталинский ампир, возникший в середине ХХ века в СССР — еще и на наполеоновский ампир. Вот такая перекличка эпох. Кстати, обратите внимание на картину Коула выше, она называется "Мечта архитектора". На полотне совмещены памятники египетской, античной и готической архитектуры, художник собрал их в одной картине как пример, которому нужно следовать.
Историзм не предполагает точного воспроизведения прошлых стилей. Это их интерпретация в условиях другой эпохи. В этом смысле очень показательны некоторые станции московского метро.
Вспомните памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора в Петербурге. Оба военачальника изваяны в стиле римских статуй, и их плащи выглядят как тоги. Однако, под ними четко видны военные мундиры современной им эпохи. Кстати, Казанский собор — также превосходный пример историзма в архитектуре.
Надо сказать еще, что историзм в искусстве всегда связан с эклектикой, то есть смешением стилей. Это закономерно, поскольку художники и архитекторы не воссоздают стили прошлого в точном и неизменном виде, а привносят в них современное им видение и другие стилевые приемы. В лучших своих проявлениях историзм представляет собой осмысленный перенос стилевых особенностей искусства прошлого в современную жизнь, а не просто копирование формы.