- Сегодня 40-летние женщины воспринимаются нами как молодые. Женщины 50+ - как цветущие элегантные дамы. Что касается 30-летних, это еще совсем девочки, у которых все впереди. Однако еще полвека назад время текло иначе. И тридцатилетие воспринималось тоже иначе. Особенно – в кино.
- Женщина – старая девочка
- Женщина - бытовая тигрица
Сегодня 40-летние женщины воспринимаются нами как молодые. Женщины 50+ - как цветущие элегантные дамы. Что касается 30-летних, это еще совсем девочки, у которых все впереди. Однако еще полвека назад время текло иначе. И тридцатилетие воспринималось тоже иначе. Особенно – в кино.
Женщина – старая девочка
Этот типаж блестяще сыграла 32-летняя Евдокия Германова в фильме «Ниагара» (1991) год. Застрявшей в безвременье фильм сложно отнести именно к советской классике, но и к современности его вроде как не отнесешь… Так что не будем придираться, и включим его в список. А типаж интересный.
Худенькая, с подростковой фигуркой, несуразная, взбалмошная и легкая на подъем Ниагара готова на любую авантюру. Начиная с сожительства с мужчиной на 10 лет моложе и заканчивая алкогольными посиделками в парке на лавочке. Ниагара прожигает свою жизнь зря. В глаза бросается жуткая, отчаянная, болезненная неукорененность героини, из которой один шаг до маргинальности. Тусовки с молодежью, работа натурщицей, убогий быт. При этом, мужчин, даже роскошных, к ней тянет как магнитом. А когда это мужчин не тянуло к раскрепощенным, безумным и взбалмошным девчонкам без пафоса?
Несмотря на все это внимание, старая девочка (по меткому выражению «Эх, прокачу!») больше всего на свете боится стареть, и постоянно переживает по надуманным поводам. Таким, например, как фигура или форма груди. Больше всего она боится соперничать с молодыми. И естественно, что самый страшный её кошмар становится реальностью. Однажды на молодежной тусовке ее перетанцевала, предварительно сбросив с себя платье, более молодая «натура». Конечно, старая девочка не умеет держать удар – она набрасывается на соперницу.
Когда я смотрела этот фильм в детстве, меня буквально трясло от унизительной ситуации, в которую героиня сама себя поставила. Ну поаплодируй ты сопернице, а не хочешь отдавать первый приз – исполни с ней совместный номер. Но дети такого не умеют. Старой девочке полагается такой же старый и несуразный недотыкомка – старый мальчик. Кто бы сомневался.
Женщина - бытовая тигрица
Противоположный типаж – «сладкая женщина», которую воплотила в 1976 году 28-летняя Наталья Гундарева. За счет пышных форм, макияжа и старомодной прически сморится героиня старше, ближе к 40 годам. Столько же ей было и в конце книги. Как я поняла, в книге сладкая женщина – сладкая не только в том смысле, что на конфетной фабрике работает. Она пышная, соблазнительная, манкая. Согласно идеалам красоты того времени, у женщины должны были быть формы. Которые отличали ее от девочки-подростка, например. «Не девчонка-студентка, а взрослая баба». Интересно, что в книге от переживаний Анна похудела, и это считалось плохо. А в наше время она бы ушедшему весу только радовались.
Для мужчин она тоже привлекательна, в фильме и книге мужчины к ней тянутся. Но вот подходящего мужчины для нее не находится. Не достаточно душевна, зациклена на материальных благах. Зато и приготовит, и постирает, и на домашние дела бросится, как бытовая тигрица (как пишет одна из моих любимых блогеров Дракоша). Настоящая хозяйка! В фильме возраст 30+ для женщины, не готовой жертвовать собой, становится началом конца. Сладость без самопожертвования никому не нужна… В книге автор к ней добрее – понятно, что впереди у Анны еще много любви (но только к внукам).
Женщина-воспитательница плохих мальчиков на дому
В старые времена одной из важных задач любого фильма было воспитывать всех, до кого возможно дотянуться. Сам фильм воспитывал зрителя, а герои – друг друга. Особенно доставалось женщинам. Им приходилось не просто воспитывать, а перевоспитывать непригодных героев, превращая их в пригодных. Такой процесс, как мне кажется, предполагает и роль Клавдии Почукаевой в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986). Ее воплотила 38-летняя Ирина Купченко. Ей предлагается ухватиться за 1 шанс из 1000, перевоспитывая запойного алкоголика. Быть женщиной-плечом, женщиной-жилеткой для пьяных откровений, женщиной-прокладкой между героем и жестокой реальностью не хочется. Ни в 43 года, ни в 83. Но женщине - воспитательнице такая роль по плечу! Хорошо, что сейчас таких все меньше.
Не женщина, а управдом!
Интересен образ женщины-общественницы. Как правило, это не очень привлекательный образ. Такая женщина сует нос не в свои дела, вечно сплетничает, а то и является предводителем агрессивно настроенной толпы. Нонна Мордюкова в «Бриллиантовой руке» (44 года) и Людмила Иванова (44) в «Служебном романе» блестяще справляются с этими ролями. Личная жизнь этих женщин нам не показана, но по их хлопотливым попыткам следить за другими очевидно – её нет, а вся эта активность – просто сублимация. С другой стороны, сейчас я взглянула на общественниц другими глазами. Они бы приструнили нам Марата Башарова, по крайней мере. А еще убрали бы пятна от нефти в Анапе. Собрали книги для библиотек Севера. Ну и волонтерили бы потихоньку. Мне кажется, образ незаслуженно опорочен. Вероятно, прототипами Марата Башарова, кем же еще?
Женщина с собственными интересами
Не знаю, как воспринималась Сусанна из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» в далеком 1985 году, но сейчас она многим симпатична. Наверное, потому, что типаж наиболее близок к современности.. Запусти Сусанну в интернете – и будет готовый коуч, возможно, очень успешный. В то же время женщины постарше относятся к Сусанне с опаской и даже жалостью. Муж изменяет, личное счастье под вопросом, и еще не известно, зачем ей понадобилась бывшая приятельница… Лично мне Сусанна симпатична. Хотя бы потому, что у нее дело есть. А женщин, у которых есть какое-то дело жизни, я очень уважаю и люблю. Они гораздо интересней тех, у кого в жизни есть только эмоции и бесконечный поиск любовей.
Сусанну сыграла 38-летняя Татьяна Васильева. Однако ее героиня мне понятнее и ближе, чем героиня 32-летней Германовой или 28-летней Гундаревой. Может, Сусанна просто опередила свое время? Такой героине предлагается изменяющий муж-лис. Зачем? Ну, чтобы жизнь медом не казалась.
Деловая нахрапистая женщина
Мне не очень понятно, почему «Москва слезам не верит» так выстрелила, а «Время желаний» с той же Верой Алентовой (42 года) – не такой обсуждаемый фильм. Мне очень нравится его нахрапистая, деловитая и пробивная героиня, которая не остановится ни перед чем, чтобы получить пятикомнатную квартиру в Москве (это притом, что я на героиню совершенно не похожа, во мне такой героини какая-то отрицательная величина). Умная, расчетливая, умеющая заводить знакомства, Светлана конечно же наказана смертью мужа. А почему? Я знаю массу деловых и прагматичных женщин, которые живут со своими мужьями до глубокой старости. Даже наоборот, рядом со «старой девочкой» и спиться недолго, а деловые своих держат в узде! Но в фильме решили иначе. Думаю, в то время иначе и быть не должно. Никакого тебе мужика. Ни-ка-ко-го!
Героиня очень похожа на Катю Тихомирову, если бы ее не интересовала любовь. Образ жестче, но гораздо понятнее.
Советская классика прекрасна тем, что ее видели если не все, то многие – всегда есть, что обсудить. А еще тем, что в ней много разных женщин. Сильных, злых, ярких, нежных, влюбленных... Только пустых женщин-оболочек, как в современных сериалах, нет. Поэтому каждая, пожалуй, может найти свою любимицу. Но меня мучает один вопрос. Смотрите, даже с учетом, что прически и фасоны платьев героинь давно вышли из моды, а средства ухода шагнули вперед, представленные типажи мне кажутся весьма симпатичными.