Найти в Дзене
Морена Морана

Женщины 30+ в советских фильмах

Оглавление

Сегодня 40-летние женщины воспринимаются нами как молодые. Женщины 50+ - как цветущие элегантные дамы. Что касается 30-летних, это еще совсем девочки, у которых все впереди. Однако еще полвека назад время текло иначе. И тридцатилетие воспринималось тоже иначе. Особенно – в кино.

Что там может обвиснуть в 32 года?
Что там может обвиснуть в 32 года?

Женщина – старая девочка

Этот типаж блестяще сыграла 32-летняя Евдокия Германова в фильме «Ниагара» (1991) год. Застрявшей в безвременье фильм сложно отнести именно к советской классике, но и к современности его вроде как не отнесешь… Так что не будем придираться, и включим его в список. А типаж интересный.

Худенькая, с подростковой фигуркой, несуразная, взбалмошная и легкая на подъем Ниагара готова на любую авантюру. Начиная с сожительства с мужчиной на 10 лет моложе и заканчивая алкогольными посиделками в парке на лавочке. Ниагара прожигает свою жизнь зря. В глаза бросается жуткая, отчаянная, болезненная неукорененность героини, из которой один шаг до маргинальности. Тусовки с молодежью, работа натурщицей, убогий быт. При этом, мужчин, даже роскошных, к ней тянет как магнитом. А когда это мужчин не тянуло к раскрепощенным, безумным и взбалмошным девчонкам без пафоса?

Именно девочка, Именно старая
Именно девочка, Именно старая

Несмотря на все это внимание, старая девочка (по меткому выражению «Эх, прокачу!») больше всего на свете боится стареть, и постоянно переживает по надуманным поводам. Таким, например, как фигура или форма груди. Больше всего она боится соперничать с молодыми. И естественно, что самый страшный её кошмар становится реальностью. Однажды на молодежной тусовке ее перетанцевала, предварительно сбросив с себя платье, более молодая «натура». Конечно, старая девочка не умеет держать удар – она набрасывается на соперницу.

Когда я смотрела этот фильм в детстве, меня буквально трясло от унизительной ситуации, в которую героиня сама себя поставила. Ну поаплодируй ты сопернице, а не хочешь отдавать первый приз – исполни с ней совместный номер. Но дети такого не умеют. Старой девочке полагается такой же старый и несуразный недотыкомка – старый мальчик. Кто бы сомневался.

Моя любимая героиня. Наверное, потому, что это максимально не я
Моя любимая героиня. Наверное, потому, что это максимально не я

Женщина - бытовая тигрица

Противоположный типаж – «сладкая женщина», которую воплотила в 1976 году 28-летняя Наталья Гундарева. За счет пышных форм, макияжа и старомодной прически сморится героиня старше, ближе к 40 годам. Столько же ей было и в конце книги. Как я поняла, в книге сладкая женщина – сладкая не только в том смысле, что на конфетной фабрике работает. Она пышная, соблазнительная, манкая. Согласно идеалам красоты того времени, у женщины должны были быть формы. Которые отличали ее от девочки-подростка, например. «Не девчонка-студентка, а взрослая баба». Интересно, что в книге от переживаний Анна похудела, и это считалось плохо. А в наше время она бы ушедшему весу только радовались.

Для мужчин она тоже привлекательна, в фильме и книге мужчины к ней тянутся. Но вот подходящего мужчины для нее не находится. Не достаточно душевна, зациклена на материальных благах. Зато и приготовит, и постирает, и на домашние дела бросится, как бытовая тигрица (как пишет одна из моих любимых блогеров Дракоша). Настоящая хозяйка! В фильме возраст 30+ для женщины, не готовой жертвовать собой, становится началом конца. Сладость без самопожертвования никому не нужна… В книге автор к ней добрее – понятно, что впереди у Анны еще много любви (но только к внукам).

Неужели так сложно было найти непьющего кавалера? Больше сорока лет уж прошло с тех пор, как мужчины с фронта вернулись
Неужели так сложно было найти непьющего кавалера? Больше сорока лет уж прошло с тех пор, как мужчины с фронта вернулись

Женщина-воспитательница плохих мальчиков на дому

В старые времена одной из важных задач любого фильма было воспитывать всех, до кого возможно дотянуться. Сам фильм воспитывал зрителя, а герои – друг друга. Особенно доставалось женщинам. Им приходилось не просто воспитывать, а перевоспитывать непригодных героев, превращая их в пригодных. Такой процесс, как мне кажется, предполагает и роль Клавдии Почукаевой в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986). Ее воплотила 38-летняя Ирина Купченко. Ей предлагается ухватиться за 1 шанс из 1000, перевоспитывая запойного алкоголика. Быть женщиной-плечом, женщиной-жилеткой для пьяных откровений, женщиной-прокладкой между героем и жестокой реальностью не хочется. Ни в 43 года, ни в 83. Но женщине - воспитательнице такая роль по плечу! Хорошо, что сейчас таких все меньше.

Активисток высмеивали. Но без них, как оказалось, некоторых мужчин и приструнить некому
Активисток высмеивали. Но без них, как оказалось, некоторых мужчин и приструнить некому

Не женщина, а управдом!

Интересен образ женщины-общественницы. Как правило, это не очень привлекательный образ. Такая женщина сует нос не в свои дела, вечно сплетничает, а то и является предводителем агрессивно настроенной толпы. Нонна Мордюкова в «Бриллиантовой руке» (44 года) и Людмила Иванова (44) в «Служебном романе» блестяще справляются с этими ролями. Личная жизнь этих женщин нам не показана, но по их хлопотливым попыткам следить за другими очевидно – её нет, а вся эта активность – просто сублимация. С другой стороны, сейчас я взглянула на общественниц другими глазами. Они бы приструнили нам Марата Башарова, по крайней мере. А еще убрали бы пятна от нефти в Анапе. Собрали книги для библиотек Севера. Ну и волонтерили бы потихоньку. Мне кажется, образ незаслуженно опорочен. Вероятно, прототипами Марата Башарова, кем же еще?

А вот эта персона из наших дней. Как она вообще туда попала?
А вот эта персона из наших дней. Как она вообще туда попала?

Женщина с собственными интересами

Не знаю, как воспринималась Сусанна из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» в далеком 1985 году, но сейчас она многим симпатична. Наверное, потому, что типаж наиболее близок к современности.. Запусти Сусанну в интернете – и будет готовый коуч, возможно, очень успешный. В то же время женщины постарше относятся к Сусанне с опаской и даже жалостью. Муж изменяет, личное счастье под вопросом, и еще не известно, зачем ей понадобилась бывшая приятельница… Лично мне Сусанна симпатична. Хотя бы потому, что у нее дело есть. А женщин, у которых есть какое-то дело жизни, я очень уважаю и люблю. Они гораздо интересней тех, у кого в жизни есть только эмоции и бесконечный поиск любовей.

Сусанну сыграла 38-летняя Татьяна Васильева. Однако ее героиня мне понятнее и ближе, чем героиня 32-летней Германовой или 28-летней Гундаревой. Может, Сусанна просто опередила свое время? Такой героине предлагается изменяющий муж-лис. Зачем? Ну, чтобы жизнь медом не казалась.

Недооцененная героиня. Сейчас бы была нарасхват
Недооцененная героиня. Сейчас бы была нарасхват

Деловая нахрапистая женщина

Мне не очень понятно, почему «Москва слезам не верит» так выстрелила, а «Время желаний» с той же Верой Алентовой (42 года) – не такой обсуждаемый фильм. Мне очень нравится его нахрапистая, деловитая и пробивная героиня, которая не остановится ни перед чем, чтобы получить пятикомнатную квартиру в Москве (это притом, что я на героиню совершенно не похожа, во мне такой героини какая-то отрицательная величина). Умная, расчетливая, умеющая заводить знакомства, Светлана конечно же наказана смертью мужа. А почему? Я знаю массу деловых и прагматичных женщин, которые живут со своими мужьями до глубокой старости. Даже наоборот, рядом со «старой девочкой» и спиться недолго, а деловые своих держат в узде! Но в фильме решили иначе. Думаю, в то время иначе и быть не должно. Никакого тебе мужика. Ни-ка-ко-го!

Героиня очень похожа на Катю Тихомирову, если бы ее не интересовала любовь. Образ жестче, но гораздо понятнее.

Советская классика прекрасна тем, что ее видели если не все, то многие – всегда есть, что обсудить. А еще тем, что в ней много разных женщин. Сильных, злых, ярких, нежных, влюбленных... Только пустых женщин-оболочек, как в современных сериалах, нет. Поэтому каждая, пожалуй, может найти свою любимицу. Но меня мучает один вопрос. Смотрите, даже с учетом, что прически и фасоны платьев героинь давно вышли из моды, а средства ухода шагнули вперед, представленные типажи мне кажутся весьма симпатичными.

Что там такое было с восприятием времени, что 30+ для женщины (даже симпатичной) казалось началом конца, а 40+ - вообще выходом на сексуальную пенсию? Что изменилось сейчас, и почему все стало иначе? За счет чего нам "накинули" 10-20 лет активной жизни?