Найти в Дзене

Как второкласснику выполнить домашнюю работу по теме ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

С этого момента начинается самая "захватывающая" тема – правописание согласных, которые являются парными по звонкости/глухости. Почти во всех случаях мы слышим и произносим глухой звук. А писать надо либо звонкий, либо глухой, и это еще зависит от сочетания букв в слове. В общем, выполняем упражнения и запоминаем, как определить правильную букву при написании.

Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 2. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Программа – Школа России.

Важно помнить: правописание буквы, которая обозначает парные звонкие и глухие согласные, всегда надо проверять!

Задание 30

-2

Как выполнить задание

°

В обоих словах, представленных в парах, мы слышим одинаковый звук на конце слова:

Суп – зуб, произносим [п],

Год – рот, произносим [т],

Круг – звук, произносим [к],

Рукав – шкаф, произносим [ф],

Гараж – шалаш, произносим [ш],

Мороз – вопрос, произносим [с],

Изморозь – изморось, произносим [с’].

При этом на письме звук обозначается разными буквами.

°

На слух определить правильную букву при написании мы не можем, её следует проверять. Для этого в каждом случае подбираем проверочное слово, в котором сомнительный согласный звук хорошо слышится:

Зуб – зубы, год – годы, круг – круги, рукав – рукава, гараж – гаражи, мороз – морозы, изморозь – заморозить.

°

Подчеркиваем буквы, обозначающие парные по глухости/звонкости согласные звуки на конце слов:

-3
-4

°

Звуко-буквенный разбор слова мороз:

-5

Задание 31

-6

Как выполнить задание

Слова, которые имеют одинаковую общую часть (корень) с похожим лексическим значением, называются однокоренными

В этом задании каждая группа слов имеет свой корень - общую часть с одинаковым смыслом: хлеб, город, рез-. Отсюда делаем вывод, что слова в каждой группе - однокоренные.

°

Звуки, которые обозначаются выделенными буквами:

-7

°

Из примеров мы видим, что звучание парного по звонкости/глухости согласного звука и его обозначение буквой не совпадают, если звук находится в конце слова или перед глухим согласным.

°

Выделяем в словах корень и подчеркиваем буквы, написание которых надо проверять:

-8

Задание 32

-9

Как выполнить задание

Первая строка – формы одного слова;

Вторая строка – однокоренные слова.

°

Звуки при произношении слов:

Берёза - [з], берёз - [с], берёзам - [з], берёзы - [з].

Берёза - [з], берёзка - [с], берёзонька - [з], березняк - [з].

°

Звучание парного согласного звука не совпадает с буквой:

  • на конце слова (берёз);
  • перед парным глухим согласным звуком (берёзка).

Звучание парного согласного звука совпадает с буквой:

  • перед гласным звуком;
  • перед непарным звонким согласным звуком.

°

В корне однокоренных слов и в формах одного и того же слова парный по звонкости/глухости согласный звук обозначается одинаковой буквой.

°

Написание выделенной буквы надо проверять в словах берёз и берёзка. При произношении в них слышится глухой звук [с].

Задание 33

-10

Как выполнить задание

°

Выделенные буквы стоят в конце слов или перед другими парными глухими согласными, поэтому они могут не совпадать со звуками при произношении. Поэтому написание этих букв нужно проверять. Для этого подбираем проверочные слова, в которых после сомнительного согласного стоит гласный или непарный звонкий согласный звук:

Нос – носы, мороз – морозы, снег – снега, глубок – глубокий, год – годы, хорош – хороший, шубка – шуба, шутка – шуточный.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Выполняем домашнее задание по теме ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ