С этого момента начинается самая "захватывающая" тема – правописание согласных, которые являются парными по звонкости/глухости. Почти во всех случаях мы слышим и произносим глухой звук. А писать надо либо звонкий, либо глухой, и это еще зависит от сочетания букв в слове. В общем, выполняем упражнения и запоминаем, как определить правильную букву при написании.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 2. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Программа – Школа России.
Важно помнить: правописание буквы, которая обозначает парные звонкие и глухие согласные, всегда надо проверять!
Задание 30
Как выполнить задание
°
В обоих словах, представленных в парах, мы слышим одинаковый звук на конце слова:
Суп – зуб, произносим [п],
Год – рот, произносим [т],
Круг – звук, произносим [к],
Рукав – шкаф, произносим [ф],
Гараж – шалаш, произносим [ш],
Мороз – вопрос, произносим [с],
Изморозь – изморось, произносим [с’].
При этом на письме звук обозначается разными буквами.
°
На слух определить правильную букву при написании мы не можем, её следует проверять. Для этого в каждом случае подбираем проверочное слово, в котором сомнительный согласный звук хорошо слышится:
Зуб – зубы, год – годы, круг – круги, рукав – рукава, гараж – гаражи, мороз – морозы, изморозь – заморозить.
°
Подчеркиваем буквы, обозначающие парные по глухости/звонкости согласные звуки на конце слов:
°
Звуко-буквенный разбор слова мороз:
Задание 31
Как выполнить задание
Слова, которые имеют одинаковую общую часть (корень) с похожим лексическим значением, называются однокоренными
В этом задании каждая группа слов имеет свой корень - общую часть с одинаковым смыслом: хлеб, город, рез-. Отсюда делаем вывод, что слова в каждой группе - однокоренные.
°
Звуки, которые обозначаются выделенными буквами:
°
Из примеров мы видим, что звучание парного по звонкости/глухости согласного звука и его обозначение буквой не совпадают, если звук находится в конце слова или перед глухим согласным.
°
Выделяем в словах корень и подчеркиваем буквы, написание которых надо проверять:
Задание 32
Как выполнить задание
Первая строка – формы одного слова;
Вторая строка – однокоренные слова.
°
Звуки при произношении слов:
Берёза - [з], берёз - [с], берёзам - [з], берёзы - [з].
Берёза - [з], берёзка - [с], берёзонька - [з], березняк - [з].
°
Звучание парного согласного звука не совпадает с буквой:
- на конце слова (берёз);
- перед парным глухим согласным звуком (берёзка).
Звучание парного согласного звука совпадает с буквой:
- перед гласным звуком;
- перед непарным звонким согласным звуком.
°
В корне однокоренных слов и в формах одного и того же слова парный по звонкости/глухости согласный звук обозначается одинаковой буквой.
°
Написание выделенной буквы надо проверять в словах берёз и берёзка. При произношении в них слышится глухой звук [с].
Задание 33
Как выполнить задание
°
Выделенные буквы стоят в конце слов или перед другими парными глухими согласными, поэтому они могут не совпадать со звуками при произношении. Поэтому написание этих букв нужно проверять. Для этого подбираем проверочные слова, в которых после сомнительного согласного стоит гласный или непарный звонкий согласный звук:
Нос – носы, мороз – морозы, снег – снега, глубок – глубокий, год – годы, хорош – хороший, шубка – шуба, шутка – шуточный.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте:
Выполняем домашнее задание по теме ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ