На мой взгляд, современное определение, что такое звонкие и глухие согласные, немного некорректно. Иногда бывает сложно объяснить, в чем разница между «состоит из шума и голоса» и «состоит только из шума». «Голос ведь тоже шум» – говорят дети и они правы, он ведь звучит. Здесь немного приходится углубляться в анатомию и рассказывать про голосовые связки. После этого определять «звонкость» звука с помощью голосовых связок детям нравится. И если не брать во внимание «непонятки» с формулировками, в целом разделение согласных звуков на звонкие и глухие не вызывает у школьников больших затруднений.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 2. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Программа – Школа России.
Для запоминания:
Задание 25
Как выполнить задание
°
Звонкие согласные образуются с помощью шума и голоса, глухие – только с помощью шума. Шум создается во рту при работе языка, губ, зубов, дёсен.
Согласные звуки называются звонкими, если в их образовании участвует голос (работают голосовые связки, чувствуется их вибрация).
Глухие – если звук получается только с участием языка, губ и т.д. (голосовые связки не работают).Например, произнесите и сравните: ззззззззз и ссссссссс.
°
Проще говоря, звонкие согласные звучат громко, «звенят», а глухие – тише, произносятся как бы «шёпотом».
Чтобы каждый раз не проверять работу голоса, лучше запомнить, какие звуки в русском языке являются звонкими и глухими. Для этого придуманы специальные фразы, которые являются подсказками.
Звонкие согласные:
Глухие согласные:
Задание 26
Как выполнить задание
Переписываем текст и подчеркиваем изученные орфограммы:
Проверяемые безударные гласные в корне - моря, земля, пахать;
Непроверяемые безударные гласные в корне - дороги;
Мягкий знак в корне - нельзя;
Буквосочетание чт (без мягкого знака) - что.
Ответ: географическая карта.
°
Слова, в которых все согласные звуки звонкие:
Моря - [м], [р’], нельзя - [н’], [л’], [з’], дороги - [д], [р], [г’], земля - [з’], [м], [л’].
Слова, в которых все согласные звуки глухие:
Пахать - [п], [х], [т’], что - [ш], [т], это - [т].
***
Некоторые звонкие и глухие согласные похожи по звучанию, они являются парными по глухости/звонкости. Всего в русском языке шесть пар таких согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
В следующих заданиях определяем и запоминаем парные согласные.
Задание 27
Как выполнить задание
°
Слова, которые начинаются с твёрдых парных по глухости/звонкости согласных звуков:
Бочка – почка, волк – форма, город – корм, добро – топор, жаба – шуба, забор – собор.
Слова, которые начинаются с мягких парных по глухости/звонкости согласных звуков:
Белка – песня, ведро – фирма, герой – кисть, декабрь – терем, зима – сила.
Важно помнить: звуки Ж и Ш всегда твёрдые. Среди примеров мягких согласных мы не указываем слова, которые начинаются с этих букв – их просто не существует.
Задание 28
Как выполнить задание
Определяем лексическое значение слов:
Жар – горячий воздух, высокая температура.
Коза – небольшое домашнее животное,
Борт – боковая стена корпуса корабля или самолета.
Голос – звуки, которые издает человек при разговоре.
День – светлая часть суток.
При изменении парных согласных звуков, мы получим слова с другими значениями.
°
Изменяем звонкие согласные на парные глухие, а глухие - на звонкие. Получаем пары слов:
Жар – шар, коза – коса, борт – порт, голос – колос, день – тень.
Задание 29
Как выполнить задание
°
Вымостил, обновил, привёз – эти слова описывают мороз как живое существо, которое выполняет определенные действия. Все слова употреблены в переносном значении.
°
В словах выделена буква З. Она обозначает звук [с], который мы произносим и слышим во всех словах.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте:
Изучение шипящих звуков во втором классе: готовое домашнее задание