Найти в Дзене

Выполняем домашнее задание по теме ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

На мой взгляд, современное определение, что такое звонкие и глухие согласные, немного некорректно. Иногда бывает сложно объяснить, в чем разница между «состоит из шума и голоса» и «состоит только из шума». «Голос ведь тоже шум» – говорят дети и они правы, он ведь звучит. Здесь немного приходится углубляться в анатомию и рассказывать про голосовые связки. После этого определять «звонкость» звука с помощью голосовых связок детям нравится. И если не брать во внимание «непонятки» с формулировками, в целом разделение согласных звуков на звонкие и глухие не вызывает у школьников больших затруднений.

Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 2. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Программа – Школа России.

Для запоминания:

-2

Задание 25

-3

Как выполнить задание

°

Звонкие согласные образуются с помощью шума и голоса, глухие – только с помощью шума. Шум создается во рту при работе языка, губ, зубов, дёсен.

Согласные звуки называются звонкими, если в их образовании участвует голос (работают голосовые связки, чувствуется их вибрация).

Глухие – если звук получается только с участием языка, губ и т.д. (голосовые связки не работают).Например, произнесите и сравните: ззззззззз и ссссссссс.

°

Проще говоря, звонкие согласные звучат громко, «звенят», а глухие – тише, произносятся как бы «шёпотом».

Чтобы каждый раз не проверять работу голоса, лучше запомнить, какие звуки в русском языке являются звонкими и глухими. Для этого придуманы специальные фразы, которые являются подсказками.

Звонкие согласные:

-4

Глухие согласные:

-5

Задание 26

-6

Как выполнить задание

Переписываем текст и подчеркиваем изученные орфограммы:

Проверяемые безударные гласные в корне - моря, земля, пахать;

Непроверяемые безударные гласные в корне - дороги;

Мягкий знак в корне - нельзя;

Буквосочетание чт (без мягкого знака) - что.

-7

Ответ: географическая карта.

°

Слова, в которых все согласные звуки звонкие:

Моря - [м], [р’], нельзя - [н’], [л’], [з’], дороги - [д], [р], [г’], земля - [з’], [м], [л’].

Слова, в которых все согласные звуки глухие:

Пахать - [п], [х], [т’], что - [ш], [т], это - [т].

***

Некоторые звонкие и глухие согласные похожи по звучанию, они являются парными по глухости/звонкости. Всего в русском языке шесть пар таких согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

В следующих заданиях определяем и запоминаем парные согласные.

Задание 27

-8

Как выполнить задание

°

Слова, которые начинаются с твёрдых парных по глухости/звонкости согласных звуков:

Бочка – почка, волк – форма, город – корм, добро – топор, жаба – шуба, забор – собор.

Слова, которые начинаются с мягких парных по глухости/звонкости согласных звуков:

Белка – песня, ведро – фирма, герой – кисть, декабрь – терем, зима – сила.

Важно помнить: звуки Ж и Ш всегда твёрдые. Среди примеров мягких согласных мы не указываем слова, которые начинаются с этих букв – их просто не существует.

Задание 28

-9

Как выполнить задание

Определяем лексическое значение слов:

Жар – горячий воздух, высокая температура.

Коза – небольшое домашнее животное,

Борт – боковая стена корпуса корабля или самолета.

Голос – звуки, которые издает человек при разговоре.

День – светлая часть суток.

При изменении парных согласных звуков, мы получим слова с другими значениями.

°

Изменяем звонкие согласные на парные глухие, а глухие - на звонкие. Получаем пары слов:

Жар – шар, коза – коса, борт – порт, голос – колос, день – тень.

Задание 29

-10

Как выполнить задание

°

Вымостил, обновил, привёз – эти слова описывают мороз как живое существо, которое выполняет определенные действия. Все слова употреблены в переносном значении.

°

В словах выделена буква З. Она обозначает звук [с], который мы произносим и слышим во всех словах.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Изучение шипящих звуков во втором классе: готовое домашнее задание