По мотивам этнографический труда Сефербекова Р. И.
У андийцев был была сущность малаик ( ангел), эта сущность могла украсть плод у спящей беременной.
Женшина просыпалась, а плода нет.
Я конечно не думаю, что такое действительно могло происходить.
Я примерно даже догадываюсь что было и с каким целью это совершалрсь.
А потом просто говорили, что пришел ангел и якобы забрал .
Но раз автор этнографического труда это никак не комментирует, то и я не буду🤷
У ахвахцев был мифический персонаж "Мать болезней", это была старуха с длинными растрепанными волосами.
Считалось, что именно она насылает недуги на роженицу или молодую мать , может лишить кормящую молока и даже может подменить младенцев.
Раньше новорождённых часто воровали и потом говорили, что пришел "ангел" и унёс или украла ведьма.Это практиковалась и в гаремах турецких султанов и во дворувз династии Людовиков.
Очень конечно удобно было пояснить, что младенца забрал дух еше из утробы .
После этого не было никаких вопросов видимо.
Тем не менее подобные историко-этнографические исследования делались при помощи опроса местных жителей, которые все это и рассказывали.
Все же нужно отделять реальные случаи от сказок, тут скорее всего речь идет о том, как витьеватые страхи беременных превращались в сказки, которые потом доносили до односельчан, или сами односельчане их и выдумывали.
Буркун-даргинцы тоже верили, что джинны могут похитить плод из утробы матери.
Такой случай произошёл с одной женщиной из села Худуц по имени Залиха и это было упомянуто в этнотруде З. Исрапиловой "Обряды и верования буркун-даргинцев".
Лакцы верили, что детей из утробы воруют духи- пастухи, которые дили очень высоко в горах и пасут туров
Украденный мальчик также становился таким пастухом.
Лезгины верили в Красную женшину ( Алпаб), которая была ростом с трёхлетнюю девочку и имела красные волосы.
Нападала на рожениц и творила такое, чего нельзя упоминать в связи с правилами площадки.
Жители некоторых лезгинских сел видели ее уродливой, а некоторые наоборот, очень привлекательной женщиной.
Жители села Тураг рассказывали, что некий Гаджихан-Магомед застал Красную женщину у родника.Это было еще до революции.
Мужчина отсек ей мизинец, а Красная женщина поклялась не нападать на женщин его тухума.
Мизинец духа был похож на коготь петуха и хранился у бабушки Айны, которая позже передала его своей внучке, Фатмеханум Мехтиевой, а та потеряла этот мизинец в 1940-х гг.
Вот ещё фантастическая история:
Единственное мое объяснение , это то, что люди с мифологическим мышлением могут видеть то, чего не можем видеть мы, а так же и собственные страхи могут рисовать причудливые картины, некие такие игры мозга.
Табасаранцы не разрешали своим беременным женщинам ходить вечером к роднику, там видели "Бабушку Кафтан", которая поджидала беременных.
Было поверье, что если Бабушка Кафтан коснётся живота беременной, то ребёнок родится мёртвым.
У кумыков демон Албаслы являлся в виде женщины огромного роста с густыми распущенными волосами.
Живет этот демон в лесах и пещерах и и по ночам начинает бродить вокруг окрестных сел и даже может проникать в жильё и нападать на людей.
Этнографы считают, что образ Албасты очень древний и возможно, что он восходит ко времени индоевропейской общности.Он мог быть связан с плодородчзей силой и культом Богини-Матери.
Позже, перейдя в тюркскую среду. это божество было наделено негативными качествами.
В мифологии Дагестана был еще одни дух, которого называли "Мать болезни".
Повстречать ее означало навлечь беду на дом и на скот.
Так же было поверье, что она хватает маленьких детей и делает м ними тоже самое, что и Баба Яга.
Ахвахцы называли ее "Матерью чертей" и пугали ею маленьких детей, которые не хотели слушаться.
Житело некоторых сел проводили специальный ритуал- в больших котлах варилась злаковая каша, а потом молодые девушки расплескивали ее на скалы.
Жители верили, что таким образом они задобрили Мать болезни и она не придёт к ним в село.
У лезгин демоны болезни были поглощены исламом и этих демонов стали называть арабскими джинн и шайтан.
Продолжение следует